Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СКАЗКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №157548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о диалоге с психологической и лингвистической точки
зрения 6
1.2. Развитие диалогической речи в онтогенезе 10
1.3. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с
недоразвитием речи 13
1.4. Современные подходы к коррекции диалогической речи
дошкольников 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Цель, задачи, организация и методика экспериментального
изучения 25
2.2. Анализ результатов изучения диалогической речи дошкольников с речевым недоразвитием 28
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
3.1. Цель, задачи, организация и теоретическое обоснование
экспериментального обучения 34
3.2. Логопедическая работа по формированию диалогической речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 37
3.2.1. Подготовительный этап 37
3.2.2. Основной этап 43
3.2.3. Заключительный этап 44
3.3. Контрольный эксперимент 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

Проблема становления диалогической речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных в логопедии, так как речь является основным средством общения. В данной работе будет рассматриваться диалогическая речь детей, имеющих общее недоразвитие речи. Этой проблемой занимались многие специалисты, например, такие, как Л.С. Выготский, В.П. Глухов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и другие. Общее недоразвитие речи в настоящее время встречается довольно часто, поэтому необходимо знать особенности развития данного контингента. У детей с общим недоразвитием речи на фоне речевых нарушений задерживается развитие и психических процессов, не развиваются коммуникативные способности. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, исходя из этого можно сделать вывод, что не развиваются речемыслительные и познавательные способности. В связи с вышесказанным, проблема изучения диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной.
Объект изучения - состояние диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет изучения - сказки как средство формирования диалогической речи на логопедических занятиях.
Цель работы - развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сказки.
Задачи:
• Изучение психолого-педагогической, методической,
лингвистической литературы;
• Изучение особенностей диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи;
• Проведение коррекционной работы над диалогической речью с
помощью сказки.
Гипотеза:
1. У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно развит диалог: дети с трудом вступают в контакт, не умеют отвечать и задавать вопросы.
2. Использование сказки как средства формирования (коррекции) диалогической речи дошкольников с ОНР даёт положительную динамику.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, методической и логопедической литературы;
2. Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Экспериментальная работа организована на базе МДОУ детский сад №2 р. п. Земетчино.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием имеет большое значение не только для речевого развития, но и для успешной социализации в обществе. Главным условием развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Как таковой диалог выступает основной формой вербального общения.
Для развития диалогической речи у детей с ОНР необходимо научить их строить диалог - спрашивать, отвечать, объяснять, при этом пользоваться разнообразными языковыми средствами. Но всё же особую роль здесь играют мимика, жесты, интонация.
Во второй главе мы указали цели и задачи экспериментального обучения, были проанализированы методики изучения диалогической речи, определены этапы изучения диалога и разработаны критерии оценивания выполнения заданий.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ детского сада № 2 р. п. Земетчино, который позволил сделать следующие выводы:
1. 10 % детей (1 ребёнок) имеют низкий уровень развития диалогической речи.
2. 70 % детей (7 детей) имеют средний уровень развития диалогической речи.
3. 20 % (2 ребёнка) имеют выше среднего уровень развития диалогической речи.
На следующем этапе было описано само экспериментальное обучение, определены этапы работы и использованы на практике приём сказки и театрализации. Мы получили результаты контрольного эксперимента и сравнили их с первоначально полученными результатами. Данные, которые были получены после экспериментального обучения, имели положительную динамику в овладении диалогической речью. Это доказывает эффективность использования приёмов сказки и театрализации, которые были направлены на развитие диалога у дошкольников.
Результаты контрольного эксперимента позволили сделать следующие группы детей:
1. 10 % (1 ребёнок) имеют низкий уровень развития диалогической речи.
2. 60 % (6 детей) имеют средний уровень развития диалогической речи.
3. 30 % (3 ребёнка) имеют выше среднего уровень развития диалогической речи.
Результативность контрольного эксперимента показывает эффективность использования сказок при формировании (коррекции) диалогической речи и доказывает выдвинутую нами гипотезу.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2005. - 400 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М., 2004. - 571 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - [Электронный ресурс]. -https://bookree.org/reader?file=634954&pg=7
4. Богуславская, З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М., 1991. - 260с.
5. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. - Волгоград, 2007. - 193 с.
6. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / под. ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус.яз., 2001.
7. Винокур, Т.Г. Энциклопедия / под ред. Ю.Н. Караулов. - М., 1998. - 187 с.
8. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1995. - 277 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев - СПб., 2007. - 157 с.
10. Глухов, В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М., 2007. - 156 с.
11. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. - М., 2006. - 272 с.
12. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова. - М., 1995. - 207 с.
13. Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни / Н.В. Елкина. - М., 2007. - 167 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименкова. - М., 1992. - 115 с.
15. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. - 316 с., с. 26
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова [Электронный ресурс]. - http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0028/2 0028- 1.shtml
17. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец. - М., 2004. - 197 с.
18. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи / Д.И. Изаренков. [Электронный ресурс]. -https://www.studmed.ru/izarenkov-d-i-obuchenie-dialogicheskoy-rechi bc1 af6b91 e8.html
19. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. - Минск., 2002. - 120 с.
20. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М., 2004. - 145 с.
21. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб., 2004. - 160 с.
22. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина [Электронный ресурс]. -https://www.studmed.ru/view/levina-re-osnovy-teorii-i-praktiki-logopedii a6bf6fea716.html
23. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М., 2009. - 159 с.
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/4/0285/4 0285-1.shtml
25. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. - М., 1997. - 151 с.
26. Лямина, Г.М. Воспитание детей старшей группы детского сада / Г.М. Лямина. - М., 2006. - 185 с.
21. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М., 2004. - 300 с.
28. Никитенко, А.В. Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр / А.В. Никитенко // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. Науч. Конф - Чита., 2014. - С. 10-15.
29. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. Ярославль., 2005. - 236 с.
30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегво, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М., 1999.
31. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб., 2002. - 720 с.
32. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - Спб., 2008. - 315 с.
33. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская. - М., 1991. - 456 с.
34. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. М., 2000. - 192 с.
35. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи у дошкольников / Н. А. Стародубова. - М., 2006 г. - 268 с.
36. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1935-1940.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. -https://fgos.ru/
38. Филичива, Т.Б. Логопедия: теория и практика / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 2017. - 539 с.
39. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед.уч-щ / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. [Электронный ресурс]. -http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0032/2 0032-1. shtml
40. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.,2005. - 212с.
41. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / С. Н. Цейтлин. - М., 2000. - 240 с.
42. Чеканова, М.В. Становление диалогической речи в онтогенезе / М. В. Чеканова // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1509-1512
43. Шанский, Н.М. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов С 56 по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский [Электронный ресурс]. -
https://dep rya i mprva.pnzgu.ru/filesZdep rya i mprva.pnzgu.ru/sovremennyy russkiy yazyk v 3 ch ch 1 n m shanskiy 1987.pdf
44. Шахматов, А.А. Очерк современного русского литературного языка: учебник для вузов / А. А. Шахматов; под редакцией С. П. Обнорского. - М., 1995. - 235 с.
45. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба [Электронный ресурс]. -http://elib.gnpbu.ru/text/scherba izbrannyeraboty-russkomu yazyku 1957
46. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж., 2005. - 198 с.
47. Якубинский, Л.П. О диалогической речи: изобр. Работы. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. - М., 1986.
48. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1996. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ