ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВФ. ШОПЕНА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Исполнительские и педагогические принципы Ф. Шопена 6
1.2. Педагогическое руководство реализации исполнительских и
педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ Ф. ШОПЕНА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Процедура и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Реализация исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования в современном мире составляет школу современного исполнительского мастерства. Искусство Ф. Шопена - сочетание блестящего романтического стиля и тонкого одухотворённого поэтического содержания. Ф. Шопена по праву называли «поэтом фортепиано». В то же самое время исполнительское мастерство композитора стало основой его новаторской педагогической системы. Вдохновенная лирика и гамма чувств от светлой грусти, нежности и утончённости до широкой палитры трагических, драматических и героических образов. Фортепиано Ф. Шопена одухотворено дыханием поэзии (Боткин). Лирика раскрывается посредством тончайшего звукоизвлечения и динамики, тонкой педализации. Именно этим обусловлена и актуальность настоящего исследования.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия реализации исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования: «Исполнительские и педагогические принципы Ф. Шопена и их реализация в условиях дополнительного образования».
Цель исследования - разработка педагогических условий реализации исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс реализации исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия реализации исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что реализация исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования будет эффективной, если реализованы следующие педагогические условия:
1) овладение обучающимися исполнительским мастерством (исполнительским туше, ловкостью и изяществом, свободой исполнения);
2) овладение обучающимися искусством игры cantabile (что подразумевает собой «певучее звукоизвлечение», а значит пение в соответствии с естественной фразировкой и с интенсивностью, соответствующей форме мелодии);
3) развитие воображения обучающихся;
4) стимулирование самостоятельности в поиске собственных творческих идей.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать исполнительские и педагогические принципы Ф. Шопена;
2. разработать педагогические условия реализации исполнительских и педагогических принципов Ф. Шопена в условиях дополнительного образования.
3. осуществить опытно-экспериментальную работу и выполнить анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
Основой теоретической базы исследования послужили работы, посвящённые преподаванию музыки в школе Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Л.А. Безбородовой, О.А. Апраксиной и др., исследования в области психологии Л.С. Выготского, Л. Бочкарева, В.С. Мухиной и д.р, публикации, посвящённые вопросам исполнительской культуры музыканта Р.М. Шамаевой, В.В. Ивановой, О.В. Шапиро, Р.З. Комурджи, У Линьсян.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе данного исследования были изучены исполнительские и педагогические принципы выдающегося польского композитора и пианиста Ф. Шопена и проанализированы возможности их реализации в системе дополнительного образования детей. Было установлено, что исполнительские принципы Ф. Шопена основаны на глубоком понимании музыкального материала, тонком чувстве стиля и безупречной технике. Основное внимание композитор уделял созданию выразительной и эмоциональной интерпретации, придавая огромное значение педализации, аппликатуре и использованию различных исполнительских приёмов.
Педагогические принципы Ф. Шопена были направлены на развитие у учеников высокой исполнительской культуры. Он настаивал на регулярных и систематических занятиях, особом внимании к деталям и постоянном совершенствовании техники. При этом Ф. Шопен уделял большое внимание развитию музыкального вкуса и эстетического восприятия своих учеников.
Нами была разработана система занятий, направленная на ознакомление учащихся с творчеством Ф. Шопена, развитие их исполнительских навыков и формирование эстетического вкуса.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что исполнительские и педагогические принципы Ф. Шопена могут быть успешно реализованы в системе дополнительного образования детей. Это будет способствовать повышению качества музыкального образования, развитию творческого потенциала учащихся и воспитанию у них любви к классической музыке.
Что и требовалось доказать.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Академия, 1991. - 405 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.:
Академия, 2004. - 336 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального
образования. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония: гуманно-личностный подход к образованию / Шалва Амонашвили. - Москва: Амрита, 2019. - 312 с.
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
6. Арестова А.Ю. Опыт переживания в музыкально-эстетическом
воспитании детей // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2010. - № 4. -С. 1 - 7. - [Электронный ресурс]. -
http: //www. art-education.ru/electronic-j ournal/opyt-perezhivaniya-v- muzykalnoesteticheskom-vospitanii-detey (дата обращения: 14.02.2024).
7. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
8. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с.
9. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Благинина Т.И. - М., 1995. - 19 с.
10. Благинина Т.И., Орлова Н.Н. Пути формирования исполнительского репертуара учителя-музыканта в вузе // Образование и музыка в современном мире: сб. науч. ст. по материалам всерос. с международ. участием симп. / отв. ред. Т. А. Шипилкина, Т. И. Благинина, В.
B. Михалева. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2020. - С. 90 - 94.
11. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - Москва: Юрайт, 2019. - 234 с.
12. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. - Москва: Юрайт, 2019. - 333 с.
13. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
14. Бэлза И. История польской музыкальной культуры. - Т. 1-2. - М. : Музгиз,1954,1954. - 336 с., 308 с.
15. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
16. Кабалевский Д. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с.
17. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М.
C. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
18. Коган, Г. Заметки об интерпретации Шопена / Г. Коган. - Советская музыка. - 1959. - № 6. - С.128-135.
19. Коменский, Я. А. Учитель учителей. - Москва: Карапуз, 2008. - 288 с.
20. Кремлёв Ю.А. Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества. - М. : Музгиз,1960. - 702 с.
21. Кузякина, Т. И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. - С. 354 - 358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-lichnosti-kak- slozhnaya-sistema-priobscheniya-k-miru-iskusstva(дата обращения: 08.11.2023).
22. Ли Чжуаньди. Педагогические принципы музыкального образования в китайской школе // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт
художественного образования», 2020. - № 2. - С. 174 - 179. - [Электронный ресурс]. - http://www.art-education.ru/electronic-j ournal/pedagogicheskie-
principy-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kitayskoy-shkole (дата обращения: 14.01. 2024).
23. Лист Ф. Ф.Шопен. - М. : Музгиз, 1956.- 426 с.
24. Личностно-ориентированная педагогика. Понятие и цели настоящего образования (по трудам С.И. Гессена) / сост.: Е. Г. Осовский. - М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. - 248 с.
25. Мариупольская, Т. Г. Подготовка педагога-музыканта для общеобразовательной школы: прошлое и настоящее. // Наука и школа. - 2015. - № 3. - С. 174-179. - URL:https://reader.lanbook.com/j ournalArticle/452314#2(дата обращения: 04.11.2023).
26. Маряч, А. Ю. Воспитание культуры фортепианного интонирования как методологическая проблема в педагогике музыкального образования / А. Ю. Маряч // Высшее образование в современном мире: история и перспективы : Сборник научных трудов / Сост., ред. И. Э. Соколовская; Образовательно-культурный центр «Интер-Спутник» (Россия); Международный деловой профессорский клуб (Италия). Том 2. - Рагуза : Энциклопедист-Максимум, 2023. - С. 306-315.
27. Маряч, А. Ю. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования / А. Ю. Маряч, Л. Г. Сухова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 242-251.
28. Маряч, А. Ю. Некоторые аспекты понимания категории «музыкальный стиль» в истории музыкознания / А. Ю. Маряч // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19 февраля 2021 года. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально¬педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2021. - С. 295-301.
29. Маряч, А. Ю. Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко / А. Ю. Маряч // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26. - № 191. - С. 107¬115.
30. Маряч, А. Ю. Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования / А. Ю. Маряч // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 25. - № 188. - С. 147¬156.
31. Маряч, А. Ю. Традиции и инновации в области воспитания культуры фортепианного интонирования / А. Ю. Маряч // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов : Материалы научной конференции, Ярославль, 01-31 октября 2021 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 248-252.
32. Маряч, А.Ю. Из истории становления фортепианного интонирования как музыкально-исполнительской категории в педагогике музыкального образования / Образование и музыка в современном мире: сборник науч.ст. по материалам Всерос. С междунар участием симп. (г. Пенза, 26-28 февраля 2020 г.). - Пенза: ПГУ, 2020. - С. 30-37
33. Маряч, А.Ю. Ретроспективный взгляд на проблемы
фортепианного интонирования / Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XVI
Международной научно-практической конференции, 14 февраля 2020 // Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова; ред. коллегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Принт-Сервис, 2020 г. - с. 400 - 406.
34. Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. - М. : Музыка, 1967. - 119 с.
35. Мильштейн, Я. И. Очерки о Шопене / Я. И. Мильштейн. - М. : Музыка, 1987 . - 177 с.
36. Музыка в современном мире : наука, педагогика,
исполнительство : Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 14 февраля 2020 года / Редколлегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
С.В.Рахманинова», 2020. - 688 с.
37. Музыка: 1-8 кл.: прогр. общеобразов. учреждений / М-во образования и науки РФ; под рук. Д. Б. Кабалевского. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2007. - 224 с.
38. Музыкальное искусство и образование : Сборник научных статей Всероссийского с международным участием научно-методического семинара, Пенза, 17-19 февраля 2022 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - 192 с.
39. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - Москва: Академия, 1999. - 453 с.
40. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. - М. : Госмузиздат, 1958. - 319 с.
41. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др., под ред. И. А. Зазяна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
42. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор, 2012. - 544 с.
43. Традиции и инновации в современном культурно¬образовательном пространстве : Материалы XII международной научно¬практической конференции, Москва, 23 ноября 2021 года / Под научной
редакцией Л.А. Рапацкой, отв. ред. В.В. Гетьман, редколлегия М.С. Осеннева, Н.И. Дружкова, Е.А. Шкапа. - Москва: Московский
педагогический государственный университет, 2022. - 259 с.
44. Фархутдинова С.Г., Семенюк Т.Е. Развитие интереса подростков
к слушанию академической музыки в общеобразовательных учреждениях // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», 2021. - Том 4. - № 1. - С. 102. - [Электронный ресурс]. -
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-interesa-podrostkov-k-slushaniyu- akademicheskoy-muzyki-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата
обращения: 10.03.2024).
45. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. - М.: Юрайт, 1988. - 420 с.
46. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Юрайт, 2003. - 368 с.
47. Чечет Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно¬ориентированного обучения. -Автореф. дисс. к.п.н., Волгоград, 1997. - 21 с.
48. Шапинская Е.Н. Музыка на все времена: классическое наследие и современная культура // Знание. Понимание. Умение, 2015. - № 3. - С. 152 - [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/muzyka-na-vse- vremena-klassicheskoe-nasledie-i-sovremennaya-kultura (дата обращения: 07.04.2023)
49. Ши Явэнь Педагогические принципы Фредерика Шопена:
открытия в области исполнительских технологий // Kant. 2018. №4 (29). С.105 - 108. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZpedagogicheskie-printsipy-
frederika-shopena-otkrytiya-v-oblasti-ispolnitelskih-tehnologiy (дата обращения: 15.02.2024).