ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТКЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Понятие, свойства и функции памяти человека 5
1.2. Основные процессы и механизмы памяти 10
1.3 Роль памяти в познавательной деятельности 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 17
2.1. Методы исследования памяти, авторы методов, требования к проведению метода 17
2.2. Методики исследования памяти, авторы, требования, инструкция, условия проведения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Одним из важнейших психических процессов является память. Память занимает особое место в психике человека: на протяжении веков она считалась основой всех знаний, психики и личности. Поэтому психология памяти должна быть такой отраслью общей психологии, которая играет роль интегратора всех психологических знаний. В таком качестве она и представлена в лекциях, которые содержат как традиционно обязательные сведения о процессах памяти и их структуре, исторических этапах экспериментальных исследований памяти, так и представления о феномене памяти как проблеме психологии, редко обсуждаемой в педагогической литературе, но методологически принципиальной. Отдельно рассматриваются теории памяти.
Память - одно из важнейших свойств человеческой психики. От памяти зависят все виды психической деятельности. В психологии память рассматривается как один из важнейших познавательных процессов. Она является своеобразной основой всякого познания.
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Память – это функция нервной системы и психики, то есть способность сохранять информацию об окружающей среде и воспроизводить ее в будущем.
Основоположником научного анализа памяти считается Г. Эббингауз. Память изучали многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Болонский, А.А. Смирнов, П. Джанет, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и другие. Изучая память, эти ученые разработали ряд законов и теорий о ней. Одной из первых психологических теорий памяти, которая не утратила своего научного значения и по сей день.
Исследования памяти актуальны в современной ситуации развития в связи с тем, что с все большим развитием техники и технологий, на наш взгляд, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, человек хочет развиваться не меньше, чем окружающий его материальный мир, с другой стороны, стремительное развитие материального мира (прогресс, компьютерные и нанотехнологии и т.д.) смещает акцент на духовное и психическое развитие человека. Это влияет на процесс образования и воспитания подрастающего поколения, а также на дальнейшее профессиональное обучение и развитие.
Цель исследования – изучить роль памяти в познавательной деятельности человека.
Объект исследования – память человека.
Предмет исследования – роль памяти в познавательной деятельности человека.
Гипотеза исследования – память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. Память – является основой психической деятельности человека. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, свойства и функции памяти человека;
2. Изучить основные процессы и механизмы памяти;
3. Исследовать роль памяти в познавательной деятельности;
4. Изучить методы и методики исследования памяти, их авторов, требования и инструкции.
Память – важнейшая функция мозга, его способность воспринимать информацию, усваивать ее в клетках мозга, хранить и воспроизводить при необходимости.
Процесс запоминания, в ходе которого новые и важные знания закрепляются и связываются с ранее приобретенными, называется меморизацией. Это активный, творческий процесс, в котором сопоставление новых и старых знаний приводит к пополнению знаний, «уложенных» в памяти.
Память выполняет несколько очень важных функций в жизни и деятельности человека: Запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание.
В соответствии с функциями памяти различают ее основные процессы: запоминание, удержание, воспроизведение и забывание. Важнейшим процессом является запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, а также полноту и точность ее воспроизведения.
Важнейшими характеристиками памяти являются Объем, скорость запоминания, точность воспроизведения, длительность хранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Благодаря памяти человек может не только ориентироваться во внешнем мире, но и приобретать опыт и использовать полученную информацию в повседневной жизни и на работе. Хорошая память в сочетании с другими свойствами и качествами человека позволяет достичь желаемой цели в выбранной профессиональной деятельности, приобрести необходимый опыт, использовать информацию для работы и многое другое.
При улучшении памяти процесс обучения и самообучения происходит быстрее и продуктивнее, быстрее и качественнее. Человек будет выполнять необходимые операции и действия за счет уменьшения количества ошибок, увеличения скорости и применения своего ранее накопленного опыта и опыта, накопленного поколениями.
Первые методы исследования мнемических явлений были предложены Г. Эббингаузом. В современной психологии эти методы и их модификации, наряду с новыми методиками, по-прежнему широко используются.
К классическим методам, предложенным Г. Эббингаузом, относятся: метод заучивания, метод антиципации, метод сбережения и метод удержанных членов ряда.
Помимо методов Эббингауза, в психологических исследованиях широко используются и другие методы: метод тождественных рядов, метод парных ассоциаций, метод реконструкции, метод последовательного воспроизведения, метод уравнивания при заучивании.
В психологии и педагогике разработаны методики, позволяющие анализировать свойства, виды и стороны памяти: методика «запоминание 10 слов», разработанная А.Р. Лурия, методика «запоминание чисел», разработанная Э.Р. Ахмедьяновым, методика «пиктограмма», впервые предложенная Л.С. Выготским; описание дано А.Р. Лурия.
Таким образом, в современном мире память играет важную роль в обработке информации, которую человек получает из внешних источников, а значит, важность обучения нельзя недооценивать.
Современные методы исследования памяти анализируют и изучают память человека в каждом из основных процессов – на этапе приема, сохранения и воспроизведения информации. Для анализа различных видов памяти и их процессов используются разные методы.
1. Барабанщиков, В. А. Общая психология: психология восприятия : учебное пособие для вузов / В. А. Барабанщиков. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 184 с.
2. Боднар А.М. Психология памяти: курс лекций / А.М. Боднар. – 4-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Уральский федеральный университет, 2023. – 100 с.
3. Боднар, А. М. Психология памяти : учебное пособие для вузов / А. М. Боднар ; под научной редакцией А. П. Касатова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 91 с.
4. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика : учебник для вузов / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 477 с.
5. Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для вузов / Л. В. Восковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 511 с.
6. Диянова, З. В. Общая психология. Познавательные процессы : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 131 с.
7. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 182 с.
8. Иванников, В. А. Общая психология : учебник для вузов / В. А. Иванников. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 482 с.
9. Кушхова, А. М. Роль памяти в познавательной деятельности человека / А. М. Кушхова // Перспектива–2022 : МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ, Нальчик, 22–30 апреля 2022 года. Том 2. – Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2022. – С. 53-57.
10. Макарова, И. В. Общая психология : учебное пособие для вузов / И. В. Макарова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 188 с.
11. Немов, Р. С. Общая психология. Введение в психологию : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. – 6-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 727 с.
12. Немов, Р. С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 1271 с.
13. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 514 с.
14. Общая психология. Основные психические явления : учебник и практикум для вузов / В. Н. Панферов, А. В. Микляева, П. В. Румянцева, М. С. Андронова ; под редакцией В. Н. Панферова, А. В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 373 с.
15. Понятие, функции, свойства, виды и процессы памяти. Механизмы развития и тренировки памяти. Электронный ресурс. URL: https://megaobuchalka.ru/10/4866.html?ysclid=m200b8ao5p386038745 (дата обращения 07.10.2024).
16. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 235 с.
17. Сосновский, Б. А. Общая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский, О. Н. Молчанова, Э. Д. Телегина ; под редакцией Б. А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 342 с.