Введение 3
Глава 1. Создание Московско-Сибирского тракта 8
1.1 История создания Московско-Сибирского тракта 8
1.2 Устройство Московско-Сибирского тракта 13
Глава 2. Функционирование Московско-Сибирского тракта 17
2.1 Почтовое сообщение на тракте 17
2.2 Перевозка грузов по тракту 19
2.3 Правила проезда по тракту 21
2.4 Кандальный путь 25
2.5 Путешественники о Сибирском тракте 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Приложения 38
В истории любой страны большое внимание уделяется путям сообщения и транспорта. История освоения Сибири и Дальнего Востока также неразрывно связана с развитием Большого сибирского тракта.
Большой сибирский тракт, в дальнейшем названный Московско-Сибирским - это старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Общая протяженность пути составляла по разным подсчетам примерно от 8332 до 8839 вёрст. Места, через которые прокладывались первые сухопутные пути, менялись и зависели от времени года и погоды. Со временем проложенные пути становились постоянными дорогами.
Тракт был не только важной артерией в реализации государственной политики и основной коммуникацией Сибири, он оказывал влияние на жизнь и нравы притрактового населения. Процессы, происходившие в трактовых селениях, влияли на общую картину социальных изменений в Сибири, на хозяйственную деятельность населения и на экономику региона. В некоторых районах цены на корма, сено полностью зависели от количества перевозок по тракту. В полеводстве приоритеты отводились на выращивание овса и ярицы. Массовые перевозки требовали большого количества лошадей. Следовательно, вдоль тракта преобладало и активно развивалось коневодство. Развивались и неземледельческие промыслы: извоз, дворничество, торговля, деревообрабатывающая
промышленность, экипажный промысел, колесное производство, мастерские по созданию упряжи. Тракт послужил оживлению жизни в деревнях, находящихся вблизи от него. Более того, к концу 80-х гг. XIX в. общий уровень жизни и достатка притрактовых крестьян и жителей поселков, значительно превосходил экономическое благосостояние крестьян средней полосы России. По тракту шел обмен товарами между губерниями. Существовало несколько крупных сельских ярмарок — Ирбитская, Макарьевская. В Сибирь везли муку, крупу, толокно, ткани, оружие, боеприпасы , из Сибири - пушнину, серебро, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. Тракт способствовал культурному развитию и обмену, по нему везли книги. По сибирскому тракту проходили торговые пути из Европы в Китай и обратно .
На рубеже XIX-XX вв. полоса вдоль сибирского тракта была одним из самых крупных промышленных районов Сибири.
Данная работа посвящена истории Московско-Сибирского тракта как существенного фактора экономического и культурного развития сибирского региона.
Объектом исследования является Московско-Сибирский тракт.
Предметом - история создания и функционирования тракта.
Цель работы: проследить историю тракта как сложно организованного экономического, политического и культурного явления в жизни сибирского региона.
Задачи:
1. рассмотреть историю возникновения, становления и функционирования тракта;
2. охарактеризовать организацию дорожного дела, содержание и техническое устройство тракта;
3. показать влияние тракта на образ жизни населения притрактовых деревень, экономическое и культурное развитие Сибири
Источниковая база работы включает, материалы государственных архивов (ГАКК и Архива КККМ), труды советских и российских историков и краеведов.
В архивах содержатся отчеты, доклады, дневники, фотографии, давшие большой по своему содержанию материал для анализа и обработки, характеризующие огромную социально-экономическую, и культурную значимость Московско-Сибирского тракта для жителей Сибири и Дальнего Востока.
Особое значение имеют труды красноярской исследовательницы быта сибирского населения М.В. Красноженовой. Помимо опубликованного в 1930-е гг. труда «Из истории тракта», в краевых архивах хранятся рукописи ее статей и полевые дневники этнографических экспедиций. «В жизни старой Сибири, - пишет М.В. Красноженова, - сибирский тракт играл громадную роль. Это была единственная артерия, по которой переливались - текли струи человеческого моря и продукты производства его труда. Поэтому я думаю, что сейчас вполне своевременно восстановить картину быта этого пути, пока есть возможность воспользоваться рассказами еще живых участников жизни тракта, пополнив их воспоминаниями многие звенья в цепи этой картины, не отраженной ни в печати, ни в архивных хранилищах». Только в 1927 г. М.В. Красноженовой и Е.Л. Юдиной были совершены четыре выезда в притрактовые деревни, собран большой материал по устному народному творчеству, материалы по тракту и ямщине, составлены планы постоялых крестьянских дворов, приобретены предметы материального быта населения...» .
...
Московско-Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром. Являясь главной сухопутной транспортной артерией Сибири, он представлял собой сложное по организации и обслуживанию предприятие, служившее для перевозки людей и грузов. «...Полоса вдоль Московско-Сибирского тракта была одним из самых промышленных районов Сибири. Чем ближе к тракту, большим городам, местным торговопромышленным центрам, удобным путям транспортировки, тем больше доля населения, занимавшегося кустарными промыслами и торговопредпринимательской деятельностью. Тракт служил артерией, которая давала жизнь не только извозу, но и кустарным промыслам, обслуживавшим извоз» [Катионов, 2008, С. 249]. Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену военно-оборонительным.
Роль путей сообщения, соединяющих центральные районы России с Сибирью и Дальним Востоком, огромна. Их проложение «в новые районы втягивало эти районы в товарно-денежные отношения, уничтожало в них дикость, патриархальщину, способствовало развитию промышленности, торговли и политической централизации» [Катионов, 2004, С. 3]. Полоса вдоль сибирского тракта становится одним из самых крупных промышленных районов Сибири. Сибирский тракт сыграл немаловажную роль в развитии и Енисейской губернии. Он оказал существенное влияние на развитие городов, через которые проходил - Ачинска, Красноярска, Канска. В них располагались десятки постоялых дворов, фуражных складов, бань, мастерских, занятых обслуживанием постоянно растущего грузопотока.
Благодаря тракту ускорилось заселение Сибири и Дальнего Востока переселенцами из центральных губерний России, что способствовало развитию экономики региона. Большую роль в развитии образования и культуры сыграли ссыльные дворяне и разночинцы.
Сибирский тракт имел всероссийское значение на протяжении полутора веков. Он начал утрачивать его после появления речного пароходного движения в 1840-е годы, и особенно после прокладки железной дороги в Сибирь в 1890-е. Транспортные потребности страны росли, и следствием этого стало строительство Транссибирской магистрали, завершившееся в 1903 году. Это положило конец медленной караванной торговле. С этого момента дорога, имевшая транзитное значение, становится путём, обслуживающим, главным образом, потребности местного населения. Начинают формироваться подъездные пути к железной дороге, и извозный промысел продолжает развиваться на этих путях. Кроме того крестьянские хозяйства начинают ориентироваться на выпуск продукции, имеющей спрос в Европейской части России и Европе.
Московско-Сибирский (Большой Сибирский) тракт имел огромное значение в истории Российского государства, являясь мощным рычагом экономического освоения просторов Сибири и Дальнего Востока. Как «восьмое чудо света» остался он и в воспоминаниях путешественников и в народном фольклоре.
2 Красноженова М.В., Дневник этнографической поездки по тракту 1927 г. (рукопись). Архив КККМ о/ф 7886/103 - С. 72
3 Красноженова М.В., Быт Большого Сибирского Тракта, (рукопись). Архив КККМ о/ф 7886/113 - С. 152
4 Красноженова М.В., Выписки из литературных источников и рассказы очевидцев о Большом Сибирском тракте 1925-1929 г., (рукопись). Архив КККМ о/ф 7886/117 - С. 76
5 Красноженова М.В., Материалы по главам к рукописи «Быт Большого Сибирского тракта». Часть 1, (рукопись). Архив КККМ о/ф 7886/114 - С. 125
6 Красноженова М.В., Материалы по главам к рукописи «Быт Большого Сибирского тракта». Часть 2. Выписки из литературных источников, (рукопись). Архив КККМ о/ф 7886/115 - С. 167
7 Красноженова М.В., Рассказы жителей Большого Сибирского тракта. Записи 1925-1929 г. (рукопись). Архив КККМ о/ф 7886/116 - С. 69
2. Литература:
4. Боженко Л.И., Сб. Статей. Труды Томского областного краеведческого музея. Изд-во Том. Ун-та, Т. XII, Томск, 2002. - С. 274
5. Быконя Г.Ф., Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. - Новосибирск, Наука Сиб. отд-ние, 1981 г. - С. 248
6. Вдовин А.С., Гуляева Н.П., Макаров Н.П., Баташев М.С., Васильев А.Д., Выдрин Е.В., Русское географическое общество в Красноярске (1901-1937 гг.) - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - С. 120
7. Вилков О.Н., Очерки социально-экономического развития Сибири к. XVI - нач. XVIII вв. - Новосибирск, Наука. 1990. - С. 308
8. Григорьев В.Ю., Красноярское Географическое Общество на исходе 3-х лет своего существования. // Известия ВСОИРГО. Т.1. Вып. 6. - Красноярск, Красноярская Губернская типография. 1904. - С. 1-10
9. Грищенко Л.Н., Хроника малоизвестных страниц из жизни музея. // Второй век подвижничества. - Изд-во: КККМ, Красноярск, 2011. - С. 282
10. Емельянов Н.Ф., Заселение русскими среднего Приобья в феодальную эпоху.
- Томск, 1981. - С. 156
11. Емельянов Н.Ф., Население среднего Приобья в феодальную эпоху. - Томск, 1980. - С. 203
12. Зинин Н., Воспоминания из сибирской жизни 1887-1892гг. Чиновника по крестьянским делам. Изд-во: Типография Б.М. Вольфа, Фонтанка 92, угол Гороховой. СПб. 1895. - С. 185
13. Иванов А.А., В Сибирь по этапу (XVII-XIX вв.). // Известия Иркутской государственной экономической академии. Выпуск 2. Изд-во: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Байкальский государственный университет экономики и права. 2014. - С. 207
14. Катионов О.Н., Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII-XIX вв. - Новосибирск, Изд-во: НГПУ, 2004. - С. 568
15. Катионов О.Н., Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVII-XIX вв. Изд-во: НГПУ, 2-е издание. Новосибирск, 2008. - С. 372
16. Кеннан Дж., Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885-1886 г.). Т.1. Изд-во: Блиц, Санкт-Петербург, 1999. - С. 392
... всего 32 источников