Введение 3
Глава I. Теоретические основы знакомства с семантикой языка изобразительного искусства учащихся подросткового возраста на уроках-беседах 6
1.1. Семиотика как наука о знаковых системах. Сущность и содержание
понятий «язык», «знак», «художественный текст», «семантика языка изобразительного искусства» 6
1.2. Специфика семантики языка изобразительного искусства 21
1.3. Уроки-беседы как форма знакомства с семантикой языка
изобразительного искусства 31
Выводы первой главы 45
Глава II. Экспериментальная работа по знакомству с семантикой языка изобразительного искусства учащихся подросткового возраста на уроках-беседах 47
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня знаний о семантике языка изобразительного искусства у учащихся подросткового возраста 47
2.2. Уроки-беседы и методические рекомендации к ним, направленные
на знакомство учащихся подросткового возраста с семантикой языка изобразительного искусства 53
Выводы второй главы 65
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 75
Искусство - одно из древнейших универсальных средств коммуникации, которое помогает передавать информацию и знания, и поддерживать связь между людьми, поколениями и этносами. Вся информация в нашей жизни переедается посредством знаков, которые окружают нас, и которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, порой даже не задумываясь об этом. Несмотря на то, что визуальная информация является неотъемлемой частью нашей жизни, семантике языка изобразительного искусства не уделяется должного внимания.
Сейчас данная тема становится актуальной в связи с ростом визуальной информации, которая переполняет собой все источники коммуникации, включая телевиденье, кино, интернет, фотографии и искусство, что в свою очередь поставило проблему понимания и интерпретации знаков. Во все века люди интересовались искусством и пытались понять смысл тайных посланий, заложенном в нем. Именно изучение знаков и их толкование способно приблизить нас к разгадке и расшифровке произведений искусства. Ведь любое искусство - это текст.
Но, к сожалению, современное художественное образование не уделяет этому должного внимания, и такой важный пласт духовно-нравственной информации пропадает, исключая возможность изучения его школьниками. А ведь именно искусство влияет на растущую личность, формирует и культивирует все те морально-нравственные качества, которыми должен обладать каждый. Что как не искусство сможет ответить нам на самые главные вопросы нашей жизни, волнующие человечество на протяжении долгих столетий?
Знакомство с семантикой языка искусства позволит раскрыть потенциал восприятия живописных произведений, а так же будет способствовать пониманию и осмыслению изобразительных текстов. Выявление критериев позволит дать основу для разработки уроков, которые восполнят пробелы в современном художественном образовании. Изучение семантики языка изобразительного искусства способствует полноценному и глубокому пониманию изобразительного искусства. Ведь в большинстве случаев подростками воспринимается только визуальный сюжет живописного произведения, а его значение и смысл остаются за пределами восприятия.
Именно в подростковом возрасте закладываются принципы, идеалы, взгляды и представления о восприятии и понимании мира. В это неустойчивое и хрупкое для любого подростка время искусство способно уберечь от негативного влияния пустых идеалов и подменой фальшивых ценностей, которые пропагандируются из всех средств массовой информации.
Цель: составить серию уроков-бесед, направленных на знакомство с семантикой языка изобразительного искусства учащихся подросткового возраста.
Объект исследования - знакомство с семантикой языка изобразительного искусства учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования - образовательная деятельность на уроках- беседах по изобразительному искусству как способ знакомства с семантикой языка изобразительного искусства.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание семиотики как науки о знаковых системах и сущность понятий «художественный текст», «знак», «язык искусства».
2. Изучить специфику языка изобразительного искусства.
3. Рассмотреть уроки-беседы как форму знакомства с семантикой языка изобразительного искусства.
...
В заключении хотелось бы отметить, что подростковый возраст - это важный этап становления личности, так как является сенситивным периодом для формирования отношения к миру, развития навыков учебной деятельности, навыков самоорганизации и саморегуляции. Поэтому этот период школьной жизни требует особого внимания и усилий со стороны учителя.
Именно в этот период закладывается нравственно-эстетическая платформа человека. Поэтому урокам художественно-эстетического цикла необходимо уделить особое внимание, ведь искусство развивает эстетические представления, которые так необходимы в подростковом возрасте, когда учащиеся обладают для этого необходимыми способностями к более глубокому понимаю искусства и более развитым чувством переживания прекрасного.
Учащиеся подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Учащиеся стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников- баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, "боевики". Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки.
От наличия интереса к искусству зависит дальнейшее развитие личности, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Необходимо развивать интерес к изобразительному искусству, а чтобы этого добиться очень важно не только показывать разные живописные произведения, но и научить вступать в диалог с ним. Научить вхождению в художественное пространство через уроки-беседы.
1. Wierzbicka A. Semantic Primitives. — Fr./M., 1972. -56с.
2. Аверинцев С.С. Символ// Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов.энциклопедия. 1971. Т6. -1040стб. Ст. 826-831.
3. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М.:3нание, 1973. — 48с.
4. Андреев A.JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. — 193с.
5. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999.-352с.
6. Бахтин М. М. Марксизм и философия языка. М., 1993. -С. 140.
7. Белявский И. Г. Эстетическое восприятие живописи старшими
школьниками: Автореф. диссертация на соиск. учен. степ. канд. педагог, наук (по психолог.). М., 1965. -255с.
8. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в
формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704с.
9. Ветров А.А Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968. - 263с.
10. Волков Н. Н. Восприятие произведений живописи и графики / Художественное восприятие. Л., 1971, с. 281—297.
11. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб-М., 1914. -146с.
12. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: Учебная литература, 1998.-208с.
13. Гуружапов В. А. Возрастные особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. М., 1995, с. 182—189.
14. Дмитревская И.В. Текст как система: понимание, сложность,
информативность. Иваново: Ивановский государственный университет,
1985.- 88с.
15. Елина Е.А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства. Номинативно-коммуникативный аспект. - Волгоград; Саратов: Изд. центр. СГСЭУ, 2002. - 256с.
16. Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М.: Издательство «Знание», 1978. -109с.
17. Костин В.И. и Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978.-112с.
18. Кривцова J1.A. Антропологические основания современного искусства у Г.Г.Гадамера // Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов научных конференций. - Иваново: Изд-во ИВГУ. 2002. 101102с.
... всего 56 истчоников