ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ
|
Введение 3
Глава 1. Игровые технологии как метод обучения математике 9
1.1. Математическое образование на современном этапе 9
1.2. Специфика математической подготовки обучающихся
специализированных классов 13
1.3. Дидактические особенности игровых технологий в процессе обучения
математике 22
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Организация математической подготовки обучающихся 8 специализированных классов на основе игровых технологий 38
2.1. Программа математической подготовки обучающихся 8
специализированных классов 38
2.2. Методических разработки занятий на основе игровых технологий 45
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 70
Библиографический список 73
Приложения 76
Глава 1. Игровые технологии как метод обучения математике 9
1.1. Математическое образование на современном этапе 9
1.2. Специфика математической подготовки обучающихся
специализированных классов 13
1.3. Дидактические особенности игровых технологий в процессе обучения
математике 22
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Организация математической подготовки обучающихся 8 специализированных классов на основе игровых технологий 38
2.1. Программа математической подготовки обучающихся 8
специализированных классов 38
2.2. Методических разработки занятий на основе игровых технологий 45
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 70
Библиографический список 73
Приложения 76
В настоящее время большинство традиционных технологий, используемых в массовом образовании, не дают возможности достичь полноценных результатов математической подготовки обучающихся.
Обновление качества образования требует соответствующих подходов к обучению и технологий. Новые социальные запросы, отражённые в Федеральных государственных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО), определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию обучающихся, как способность учиться.
Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
В процессе обучения важно провести урок хорошо. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения, если он не является звеном общей цепи всего учебно-воспитательного процесса.
Процесс обучения имеет двухсторонний характер, для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Все эти реакции у детей должен вызвать к действию учитель, опираясь на свой авторитет, на контакт с учащимися, на свою увлеченность предметом, профессией, любовь и благожелательное отношение к учащимся.
В современном образовании актуален вопрос развития процесса обучения с уклоном на науку. На основе этого разрабатываются технологии подготовки учеников-исследователей, объединяющая различные научнопроизводственные и научно-педагогические подразделения. Чтобы связать подготовку одарённых детей с научными учреждениями открываются специализированные классы с целью осуществления непрерывного образования с уклоном на определенную науку.
Специализированные классы создаются в нашем регионе, как правило, начиная с восьмого класса. В таких классах в отличие от традиционных учатся по другому учебному плану: добавлены часы на более углубленное изучение спецпредметов, предусмотрены занятия - практикумы во второй половине дня, иначе составлены учебные программы. И еще одно отличие специализированных классов от традиционных - технологии обучения. В специализированном классе обучающиеся будут активно заниматься проектной деятельностью, тесно сотрудничая с вузом. С детьми кроме учителей школы будут работать также преподаватели и студенты вузов, ученые. Так, например, специализированные классы физико-математические и инженерно-технологические занимаются по программам дополнительной (углубленной подготовки) по математике, физике, информатике.
...
Обновление качества образования требует соответствующих подходов к обучению и технологий. Новые социальные запросы, отражённые в Федеральных государственных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО), определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию обучающихся, как способность учиться.
Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
В процессе обучения важно провести урок хорошо. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения, если он не является звеном общей цепи всего учебно-воспитательного процесса.
Процесс обучения имеет двухсторонний характер, для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Все эти реакции у детей должен вызвать к действию учитель, опираясь на свой авторитет, на контакт с учащимися, на свою увлеченность предметом, профессией, любовь и благожелательное отношение к учащимся.
В современном образовании актуален вопрос развития процесса обучения с уклоном на науку. На основе этого разрабатываются технологии подготовки учеников-исследователей, объединяющая различные научнопроизводственные и научно-педагогические подразделения. Чтобы связать подготовку одарённых детей с научными учреждениями открываются специализированные классы с целью осуществления непрерывного образования с уклоном на определенную науку.
Специализированные классы создаются в нашем регионе, как правило, начиная с восьмого класса. В таких классах в отличие от традиционных учатся по другому учебному плану: добавлены часы на более углубленное изучение спецпредметов, предусмотрены занятия - практикумы во второй половине дня, иначе составлены учебные программы. И еще одно отличие специализированных классов от традиционных - технологии обучения. В специализированном классе обучающиеся будут активно заниматься проектной деятельностью, тесно сотрудничая с вузом. С детьми кроме учителей школы будут работать также преподаватели и студенты вузов, ученые. Так, например, специализированные классы физико-математические и инженерно-технологические занимаются по программам дополнительной (углубленной подготовки) по математике, физике, информатике.
...
Все задачи исследования решены:
• изучена степень разработанности проблемы организации уроков математики в 8 специализированных классах с использованием игровых технологий на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также образовательной практики;
• выявлены возможности игровых технологий обучения в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся специализированных классов на основе их программы подготовки;
• разработаны занятия с использованием игровых технологий в процессе математической подготовки обучающихся 8 специализированных классов и методические рекомендации к ним;
• проверена результативность разработанных занятий.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показали, что вопрос о существовании и проведении занятий с применением различных технологий по математике в современной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний день.
Проблема необходимости организации и внедрения в педагогическую практику современных средств обучения на основе игровых педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества математической подготовки у 8 специализированных классов, явилась обоснованием выбора темы исследования.
Выявлено, что использование игровых педагогических технологий процессу обучения математики определенные преимущества. Во-первых, использование игровых технологий значительно стимулирует познавательную и мыслительную деятельности, повышает эффективность обучения. Во - вторых, использование игровых технологий позволяет усилить мотивацию к изучению предмета математики. В-третьих, развиваются коммуникативные качества и воображение, как основа творческой деятельности учащихся.
Созданные и реализованные в образовательной практике занятия по математике на основе игровых технологий для обучающихся 8 специализированных классов. Разработанные занятия включают в себя задания на развитие логики, смекалки, внимания, задания, которые требуют аналитики и системати- 71
зации. Также задания имели междисциплинарный характер и расширяли кругозор, а также углубляли знания у обучающихся по математике.
Обосновано и подтверждено в опытно экспериментальной работе, что комплексное использование традиционных занятий и новых форм проведения занятий по математике способствует результативности процесса обучения у обучающихся по математике.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к выводу, что использование игровых технологий на занятиях приводит к лучшему усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков за счет принципов успешности, гуманности и визуализации.
Процесс обучения математике на основе игровых технологий способствует повышению воспитательных результатов, суть которых заключается в получение школьником опыта переживания и позитивного, оптимистического отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Также формирует основные коммуникативные и познавательные УУД.
Подводя итоги вышесказанному, считаю, что систематическое использование игровых педагогических технологий в математической подготовке 8 специализированных классов влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
• изучена степень разработанности проблемы организации уроков математики в 8 специализированных классах с использованием игровых технологий на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также образовательной практики;
• выявлены возможности игровых технологий обучения в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся специализированных классов на основе их программы подготовки;
• разработаны занятия с использованием игровых технологий в процессе математической подготовки обучающихся 8 специализированных классов и методические рекомендации к ним;
• проверена результативность разработанных занятий.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показали, что вопрос о существовании и проведении занятий с применением различных технологий по математике в современной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний день.
Проблема необходимости организации и внедрения в педагогическую практику современных средств обучения на основе игровых педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества математической подготовки у 8 специализированных классов, явилась обоснованием выбора темы исследования.
Выявлено, что использование игровых педагогических технологий процессу обучения математики определенные преимущества. Во-первых, использование игровых технологий значительно стимулирует познавательную и мыслительную деятельности, повышает эффективность обучения. Во - вторых, использование игровых технологий позволяет усилить мотивацию к изучению предмета математики. В-третьих, развиваются коммуникативные качества и воображение, как основа творческой деятельности учащихся.
Созданные и реализованные в образовательной практике занятия по математике на основе игровых технологий для обучающихся 8 специализированных классов. Разработанные занятия включают в себя задания на развитие логики, смекалки, внимания, задания, которые требуют аналитики и системати- 71
зации. Также задания имели междисциплинарный характер и расширяли кругозор, а также углубляли знания у обучающихся по математике.
Обосновано и подтверждено в опытно экспериментальной работе, что комплексное использование традиционных занятий и новых форм проведения занятий по математике способствует результативности процесса обучения у обучающихся по математике.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к выводу, что использование игровых технологий на занятиях приводит к лучшему усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков за счет принципов успешности, гуманности и визуализации.
Процесс обучения математике на основе игровых технологий способствует повышению воспитательных результатов, суть которых заключается в получение школьником опыта переживания и позитивного, оптимистического отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Также формирует основные коммуникативные и познавательные УУД.
Подводя итоги вышесказанному, считаю, что систематическое использование игровых педагогических технологий в математической подготовке 8 специализированных классов влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Подобные работы
- ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ «МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ» В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-Х СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ГЕЙМ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростно-силовой выносливости обучающихся 10-11 классов на уроках по лыжной подготовке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ (ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Технология спортивной подготовки юных ориентировщиков
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОМЕХАНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УДАРА
БИТОЙ ПО МЯЧУ В ЛАПТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Особенности счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование физических качеств обучающихся 5-х классов посредством применения элементов фигурного катания на третьем уроке физической культуры
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019





