ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 13
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 17
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Игровые технологии как условие формирования предметных 17 результатов
1.2. Содержание, методы, средства и условия использования 28
игровых технологий в процессе обучения биологии
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ 49 ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
2.1. Анализ современного состояния проблемы использования 49 игровых технологий обучения в образовательном процессе по биологии
2.2. Формирование предметных результатов обучения на уроках 62
биологии средствами игровых технологий обучения
ВЫВОДЫ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 17
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Игровые технологии как условие формирования предметных 17 результатов
1.2. Содержание, методы, средства и условия использования 28
игровых технологий в процессе обучения биологии
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ 49 ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
2.1. Анализ современного состояния проблемы использования 49 игровых технологий обучения в образовательном процессе по биологии
2.2. Формирование предметных результатов обучения на уроках 62
биологии средствами игровых технологий обучения
ВЫВОДЫ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Модернизация российского образования в качестве ключевых компетенций выпускника современной школы предполагает такие личностные особенности как способность к принятию решений, рефлексии, гибкость и оригинальность мышления, самостоятельность и активность, творческий подход к делу, умение работать в группе.
В связи с этими требованиями одной из основных задач современного обучения является развитие познавательной активности и творческого мышления школьников. Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда обучающиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизации процесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении естественнонаучным дисциплинам традиционных методических средств в комплексе с игровыми технологиями .
Исследованием педагогических проблем активизации познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев ; А.К. Маркова и другие, разработкой методических приемов активизации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм и методов обучения на уроках биологии занимались Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова , Д.Н. Кавтарадзе и другие.
В современной школе все большее значение приобретают формы и методы обучения, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого школьника, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения. В.П. Беспалько дает определение педагогической технологии, как систематичному воплощению на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
В настоящее время практически каждый учитель биологии применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
В целом, резюмируя материал использованных источников по нашей проблеме, следует отметить, что в них недостаточно обобщены сведения по вопросу использования игровых технологий на уроках биологии на средней ступени обучения. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы «Игровые технологии в процессе обучения биологии как условие формирования предметных результатов».
Цель исследования: разработать методику применения игровых технологий обучения и определить их эффективность при изучении разделов «Биология - наука о живом мире» и «Многообразие живых организмов».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий использование игровых технологий обучения.
Предмет исследования: методические условия применения игровых технологий в процессе обучения биологии.
...
В связи с этими требованиями одной из основных задач современного обучения является развитие познавательной активности и творческого мышления школьников. Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда обучающиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизации процесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении естественнонаучным дисциплинам традиционных методических средств в комплексе с игровыми технологиями .
Исследованием педагогических проблем активизации познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев ; А.К. Маркова и другие, разработкой методических приемов активизации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм и методов обучения на уроках биологии занимались Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова , Д.Н. Кавтарадзе и другие.
В современной школе все большее значение приобретают формы и методы обучения, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого школьника, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения. В.П. Беспалько дает определение педагогической технологии, как систематичному воплощению на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
В настоящее время практически каждый учитель биологии применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
В целом, резюмируя материал использованных источников по нашей проблеме, следует отметить, что в них недостаточно обобщены сведения по вопросу использования игровых технологий на уроках биологии на средней ступени обучения. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы «Игровые технологии в процессе обучения биологии как условие формирования предметных результатов».
Цель исследования: разработать методику применения игровых технологий обучения и определить их эффективность при изучении разделов «Биология - наука о живом мире» и «Многообразие живых организмов».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий использование игровых технологий обучения.
Предмет исследования: методические условия применения игровых технологий в процессе обучения биологии.
...
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дидактическая игра определяется как особый вид познавательной деятельности учащихся, реализующий с одной стороны принцип занимательности в обучении и условие перевода ребенка из игровой деятельности в учебную, с другой - как форма проявления их творчества и отношения к предмету и условие формирования и развития биологических понятий обучающихся.
2. В ходе констатирующего наблюдения было установлено, что большинство учителей используют на своих уроках разнообразные дидактические игры, считают их благоприятным условием развития познавательного интереса к предмету, способствуют повышению активности, воспитывают мышление, тренируют внимание, запоминание и логику учащихся. Однако нередко педагоги забывают или упускают из виду необходимость правильной организации игры и подготовки к ней.
3. Формирующий эксперимент по включению игровых технологий в образовательный процесс показал, что успешность такого рода деятельности зависит от необходимости соответствовать образовательным задачам учебного процесса в целом, от правильной организации и подготовке к игре, в которой заключается определенная последовательность этапов игры, от позиции обучающихся к участию в игре, от уровня развития их возрастных и психологических особенностей. Выполнение таких условий способствует, в конечном итоге, формированию предметных результатов.
4. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых методов обучения для проведения уроков биологии по разделам «Биология - наука о живом мире» и «Многообразие живых организмов», следование которым будет способствовать эффективному усвоению биологических знаний.
2. В ходе констатирующего наблюдения было установлено, что большинство учителей используют на своих уроках разнообразные дидактические игры, считают их благоприятным условием развития познавательного интереса к предмету, способствуют повышению активности, воспитывают мышление, тренируют внимание, запоминание и логику учащихся. Однако нередко педагоги забывают или упускают из виду необходимость правильной организации игры и подготовки к ней.
3. Формирующий эксперимент по включению игровых технологий в образовательный процесс показал, что успешность такого рода деятельности зависит от необходимости соответствовать образовательным задачам учебного процесса в целом, от правильной организации и подготовке к игре, в которой заключается определенная последовательность этапов игры, от позиции обучающихся к участию в игре, от уровня развития их возрастных и психологических особенностей. Выполнение таких условий способствует, в конечном итоге, формированию предметных результатов.
4. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых методов обучения для проведения уроков биологии по разделам «Биология - наука о живом мире» и «Многообразие живых организмов», следование которым будет способствовать эффективному усвоению биологических знаний.
Подобные работы
- Интерактивная игра как средство формирования предметных результатов обучающихся в учебном предмете география
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Игровые технологии как средство формирования биологических знаний обучающихся в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ «ГЕОГРАФИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Преемственность формирования экологических понятий в начальной и основной школе как средство формирования предметных результатов обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Методика использования дидактических игр при изучении биологии в 9 класс
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Использование компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
РОССИИ» (В 9 КЛАССЕ)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019





