ВВЕДЕНИЕ 13
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 17
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Игровые технологии как условие формирования предметных 17 результатов
1.2. Содержание, методы, средства и условия использования 28
игровых технологий в процессе обучения биологии
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ 49 ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
2.1. Анализ современного состояния проблемы использования 49 игровых технологий обучения в образовательном процессе по биологии
2.2. Формирование предметных результатов обучения на уроках 62
биологии средствами игровых технологий обучения
ВЫВОДЫ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Модернизация российского образования в качестве ключевых компетенций выпускника современной школы предполагает такие личностные особенности как способность к принятию решений, рефлексии, гибкость и оригинальность мышления, самостоятельность и активность, творческий подход к делу, умение работать в группе.
В связи с этими требованиями одной из основных задач современного обучения является развитие познавательной активности и творческого мышления школьников. Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда обучающиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизации процесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении естественнонаучным дисциплинам традиционных методических средств в комплексе с игровыми технологиями .
Исследованием педагогических проблем активизации познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев ; А.К. Маркова и другие, разработкой методических приемов активизации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм и методов обучения на уроках биологии занимались Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова , Д.Н. Кавтарадзе и другие.
В современной школе все большее значение приобретают формы и методы обучения, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого школьника, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения. В.П. Беспалько дает определение педагогической технологии, как систематичному воплощению на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
В настоящее время практически каждый учитель биологии применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
В целом, резюмируя материал использованных источников по нашей проблеме, следует отметить, что в них недостаточно обобщены сведения по вопросу использования игровых технологий на уроках биологии на средней ступени обучения. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы «Игровые технологии в процессе обучения биологии как условие формирования предметных результатов».
Цель исследования: разработать методику применения игровых технологий обучения и определить их эффективность при изучении разделов «Биология - наука о живом мире» и «Многообразие живых организмов».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий использование игровых технологий обучения.
Предмет исследования: методические условия применения игровых технологий в процессе обучения биологии.
...
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дидактическая игра определяется как особый вид познавательной деятельности учащихся, реализующий с одной стороны принцип занимательности в обучении и условие перевода ребенка из игровой деятельности в учебную, с другой - как форма проявления их творчества и отношения к предмету и условие формирования и развития биологических понятий обучающихся.
2. В ходе констатирующего наблюдения было установлено, что большинство учителей используют на своих уроках разнообразные дидактические игры, считают их благоприятным условием развития познавательного интереса к предмету, способствуют повышению активности, воспитывают мышление, тренируют внимание, запоминание и логику учащихся. Однако нередко педагоги забывают или упускают из виду необходимость правильной организации игры и подготовки к ней.
3. Формирующий эксперимент по включению игровых технологий в образовательный процесс показал, что успешность такого рода деятельности зависит от необходимости соответствовать образовательным задачам учебного процесса в целом, от правильной организации и подготовке к игре, в которой заключается определенная последовательность этапов игры, от позиции обучающихся к участию в игре, от уровня развития их возрастных и психологических особенностей. Выполнение таких условий способствует, в конечном итоге, формированию предметных результатов.
4. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых методов обучения для проведения уроков биологии по разделам «Биология - наука о живом мире» и «Многообразие живых организмов», следование которым будет способствовать эффективному усвоению биологических знаний.
1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - С.44.
2. Бабанский Ю.К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - С. 108.
3. Баянкина З.В. Развитие творческой деятельности в коллективе подростков средствами познавательных игр // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника / З.В. Баянкина. - М.: Педагогика, 1983. - С. 135-141.
4. Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004. - 160 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - С.134.
6. Боголюбов В.В. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 36-39.
7. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения / А.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение, 1996. - 234с.
8. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии / пособие для учителя / Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е, Бровкина Е.Т и др. - М.: Просвещение, 1994. - С.4-94
9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. - М.: изд-во «Флинта», 1997. - 96 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - С.86-87.
11. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Волгоград: Учитель, 2004. 489 с.
12. Газман О.С. В школу с игрой: книга для учителей. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
13. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-
методическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2011. 65 с.
14. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу? М.: Новая школа,1997. 272 с.
15. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2013. 224 с.
16. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие. М.: ЦГА, 2002. 80 с.
17. Долгая Т.И. Игровые технологии в учебном процессе. М.: Школа, 2004. №1. С.67-70
... всего 70 источников