ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ В
ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты использования игровых технологий у учащихся 5-6 классов в процессе математической подготовки 7
§1.1. Коммуникативные универсальные учебные действия как новые образовательные результаты в формате ФГОС 7
§1.2. Игровые технологии как педагогический феномен 13
§1.3. Психологические особенности учащихся 5-6 классов 21
§1.4. Принципы использования игровых технологий в процессе математической подготовки обучающихся 5-6 классов 29
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Методическое обеспечение математической подготовки учащихся 5-6 классов с использованием игровых технологий 38
§2.1. Анализ содержания различных школьных учебников на предмет использования игровых технологий 38
§2.2. Методические рекомендации по использованию игровых технологий 51
§2.3. Апробация разработанных методических приемов 60
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Библиографический список 66
Приложения 71
Современное информационное общество предъявляет новые образовательные требования к выпускнику школы, что отражено в
Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования . В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Она предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и
осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Вместе с тем, внедрение ФГОС ООО в образовательную практику вызывают определенные затруднения. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы формирование и развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, универсальные учебные действия. Школа чрезвычайно заинтересована в обновлении методического обеспечения предметной подготовки обучающихся, которое возможно осуществить, в том числе через широкое использование инновационных технологий.
Игровые педагогические технологии позволяют обучающимся наиболее успешно осваиваться содержание новых видов деятельности, выступают в качестве эмоциональной опоры личности. На уроках с применением игровых технологий обучающиеся проявляют творчество, самостоятельность и активность. При использовании игровых технологий ребенок находится в центре событий, исход поставленной проблемы будет зависеть от того, какое решение видит сам обучающийся. Если над проблемой работает группа, то ученики учатся высказывать свое мнение и слушать мнение остальных, корректно относиться к критике со стороны. Так же развивается умение находить компромисс при осуществлении выбора наиболее эффективных способов решения проблемных ситуаций, развивается умение строить составлять план решения проблемы и оценивать продукт своей деятельности. В ходе игры ученики строят доказательство, могут контролировать и оценивать результаты своей деятельности по освоению математических знаний и умений, проводить рефлексию своей деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена: с одной стороны, требованиями образования, обозначенными в ряде стратегических документов (ФГОС, Закон РФ «Об образовании» и др.), и недостаточной готовностью школы к реализации данных требований, с другой.
Различными аспектами методики обучения математике в 5-6 классах на протяжении многих лет занимались Е.С. Березанская, Н.Я. Виленкин, Ю.М. Колягин, К.И. Нешков, JI.M. Фридман, А.С.Чесноков, Г.И. Саранцев и др. Однако, особенностью этих работ является то, что в них предлагается конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов универсальных учебных действий на том или ином предметном материале.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаток методического обеспечения с использованием игровых технологий по математике в средней школе по развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель данного исследования: разработать и апробировать
методическое обеспечение математической подготовки учащихся 5-6 классов с использованием игровых технологий, обеспечивающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
...
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, описаны образовательные результаты в формате Федерального Г осударственного Образовательного стандарта.
2. Охарактеризованы особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся подросткового возраста;
3. Выявлены принципы реализации игровых технологий в процессе математической подготовки 5-6 классов;
4. Проведен сравнительный анализ содержания различных школьных учебников 5-6 классов на предмет использования игровых технологий;
5. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых технологий в математической подготовки учащихся 5-6 классов;
6. Осуществлена апробация разработанных методических приемов на базе МАОУ Лицей №6 «Перспектива».
Изучая и анализируя научную литературу по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий, мы пришли к заключению: освоение учащимися данных умений является очень важным, как в учебно-воспитательном процессе, так и в рамках дополнительного образования. Прежде всего, от уровня сформированности коммуникативных умений зависит успеваемость учащихся, так же зависит взаимодействие ученика в классном коллективе.
В итоге, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена. Как показали результаты проведенных занятий, занятия будут способствовать повышению качества математической подготовки учащихся и развитию универсальных учебных действий, в частности, коммуникативных.
1. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1985. С. 28-49.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М.: Просвещение, 2010. С. 170.
3. Балашова А.И., Ермолова Н. А., Потылицына А. Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69-73.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: СПб, 2008. С. 398.
5. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. Центр «Академия», 2010. С. 368.
6. Важеевская Н. Е. Развитие современного образовния: некоторые общие тенденции. Школа будущего. 2008. №5. С. 8-13.
7. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 31-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.: ил.
8. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 30-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. - 288 с.: ил.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. С. 671.
10. Выготский Л. С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 1008.
11. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. 2-е изд., доп. СПб.: АППО, 2005.
12. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. М.: Просвещение, 1998. С. 336.
13. Занков Л. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:www.zankov.ru (дата обращения 12.03.2017).
14. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 14-е изд., испр. и доп. М.: Мнемозина, 2013. - 270 с.: ил.
15. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. 14-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2014. - 264 с.: ил.
... всего 48 источников