ИЗУЧЕНИЕ ГОРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава!. Теоретические аспекты понятия «урбанизация» 5
1.1. Понятие об урбанизации как историческом, демографическом,
географическом и социально-экономическом процессе 5
1.2. Города как населенные пункты, их возникновение, развитие,
функции 7
1.3. Классификация и типология городов 12
1.4. Групповые формы городского расселения 15
1.5. Урбанизация-глобальный общественный процесс. Проблемы, пути
развития и перспективы мировой урбанизации 18
Глава 2. Экономико-географическая характеристика населения городов Красноярского края 27
2.1 .Основные черты демографической ситуации в крае 27
2.2. Урбанизация и городское расселение в Красноярском крае 33
2.3. Географические особенности демографической ситуации в городах
региона 40
2.4.Основные направления демографической политики в крае 46
Глава 3. Использование материалов выпускной квалификационной работы в изучении городов Красноярского края 52
3.1 .Содержание и формы организации внеклассной краеведческой
работы 52
3.2. Методическая разработка деятельности клуба краеведов «Хочу все знать» 54
Заключение 64
Библиографический список 65
Приложения 69
Глава!. Теоретические аспекты понятия «урбанизация» 5
1.1. Понятие об урбанизации как историческом, демографическом,
географическом и социально-экономическом процессе 5
1.2. Города как населенные пункты, их возникновение, развитие,
функции 7
1.3. Классификация и типология городов 12
1.4. Групповые формы городского расселения 15
1.5. Урбанизация-глобальный общественный процесс. Проблемы, пути
развития и перспективы мировой урбанизации 18
Глава 2. Экономико-географическая характеристика населения городов Красноярского края 27
2.1 .Основные черты демографической ситуации в крае 27
2.2. Урбанизация и городское расселение в Красноярском крае 33
2.3. Географические особенности демографической ситуации в городах
региона 40
2.4.Основные направления демографической политики в крае 46
Глава 3. Использование материалов выпускной квалификационной работы в изучении городов Красноярского края 52
3.1 .Содержание и формы организации внеклассной краеведческой
работы 52
3.2. Методическая разработка деятельности клуба краеведов «Хочу все знать» 54
Заключение 64
Библиографический список 65
Приложения 69
Города играют большую роль в социально-экономической, политической и культурной жизни населения, их значение в жизни общества продолжает расти. Процесс урбанизации проявляется в увеличении численности городского населения и отличиях функциональной структуры городов.
Исследование процесса развития городов (урбанизация) и сложившейся системы городских поселений (урбанизированность) является актуальной задачей общественной географии.
Красноярский край характеризуется высоким уровнем урбанизации, доля горожан в общей численности населения составляет 76,7 %. В условиях кризиса 90-х годов образование новых городов и рост существующих прекратились; демографический потенциал городов уменьшился.
Внеклассная краеведческая работа в общеобразовательной школе предполагает расширение и углубление знаний учащихся по отдельным предметам, развитие познавательных сил и творческих способностей.
В силу значения данной формы обучения и новых данных по статистике населения городов Красноярского края, была выбрана тема работы.
Цель: выявить экономико-географические особенности городов
Красноярского края для методики изучения во внеклассной краеведческой работе в школе.
Задачи:
1) выявить основные социально-географические особенности урбанизации Красноярского края;
2) рассмотреть особенности городов региона;
3) разработать методические рекомендации по организации внеклассной краеведческой работы по географии для учащихся 9-10 классов.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания на примере изучения географии городов Красноярского края в школе.
Предмет исследования: внеклассная краеведческая работа по географии городов Красноярского края в школе.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
метод литературных источников
историко-географический метод
статистический метод
картографический метод
В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты понятия урбанизации как социально-экономическом процессе; возникновение, развитие и функции городов; классификация и типология городов; групповые формы городского расселения; проблемы и перспективы мировой урбанизации.
Во второй главе дается представление о демографической ситуации в Красноярском крае и ее особенностях в городах Красноярского края; об основных чертах урбанизации и городского расселения Красноярского края; направления демографической политики в регионе.
В третьей главе приведены методические рекомендации по применению материалов выпускной квалификационной работы в организации внеклассной краеведческой работы по географии учащихся 9-10 классов; в частности, создание клуба краеведов «Хочу все знать».
Исследование процесса развития городов (урбанизация) и сложившейся системы городских поселений (урбанизированность) является актуальной задачей общественной географии.
Красноярский край характеризуется высоким уровнем урбанизации, доля горожан в общей численности населения составляет 76,7 %. В условиях кризиса 90-х годов образование новых городов и рост существующих прекратились; демографический потенциал городов уменьшился.
Внеклассная краеведческая работа в общеобразовательной школе предполагает расширение и углубление знаний учащихся по отдельным предметам, развитие познавательных сил и творческих способностей.
В силу значения данной формы обучения и новых данных по статистике населения городов Красноярского края, была выбрана тема работы.
Цель: выявить экономико-географические особенности городов
Красноярского края для методики изучения во внеклассной краеведческой работе в школе.
Задачи:
1) выявить основные социально-географические особенности урбанизации Красноярского края;
2) рассмотреть особенности городов региона;
3) разработать методические рекомендации по организации внеклассной краеведческой работы по географии для учащихся 9-10 классов.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания на примере изучения географии городов Красноярского края в школе.
Предмет исследования: внеклассная краеведческая работа по географии городов Красноярского края в школе.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
метод литературных источников
историко-географический метод
статистический метод
картографический метод
В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты понятия урбанизации как социально-экономическом процессе; возникновение, развитие и функции городов; классификация и типология городов; групповые формы городского расселения; проблемы и перспективы мировой урбанизации.
Во второй главе дается представление о демографической ситуации в Красноярском крае и ее особенностях в городах Красноярского края; об основных чертах урбанизации и городского расселения Красноярского края; направления демографической политики в регионе.
В третьей главе приведены методические рекомендации по применению материалов выпускной квалификационной работы в организации внеклассной краеведческой работы по географии учащихся 9-10 классов; в частности, создание клуба краеведов «Хочу все знать».
При написании выпускной квалификационной работы и изучении данной темы было выявлено, что к основным социально-географическим особенностям урбанизации Красноярского края относятся:
1) городская сеть региона - это 63 поселения, среди которых 23 города и 40 поселков городского типа;
2) высокая доля городского населения составляет 76,7% в общей численности населения;
3) формирование городов активно развивалось в дореволюционный этап, с 1990-х гг. образование городов и их рост прекратился;
4) в крае один город-миллионер г. Красноярск (на 01.01.2015 г. - 1052218 чел.).
К основным особенностям городов Красноярского края относятся:
1) среди градообразующих предприятий преобладают предприятия цветной металлургии, электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности; машиностроения;
2) изменение демографической ситуации произошло вследствие миграции населения, естественного движения и изменения его возрастного состава;
3) ухудшение экономического состояния градообразующих предприятий моногородов.
В рамках школьной программы было предложено создание клуба краеведов «Хочу все знать», который позволяет привлечь учащихся разного возраста и отличается от других форм работы большим разнообразием в выборе содержания, в результате учащиеся:
1) повысят свой кругозор;
2) смогут применять компьютерные технологии в обучении;
3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1) городская сеть региона - это 63 поселения, среди которых 23 города и 40 поселков городского типа;
2) высокая доля городского населения составляет 76,7% в общей численности населения;
3) формирование городов активно развивалось в дореволюционный этап, с 1990-х гг. образование городов и их рост прекратился;
4) в крае один город-миллионер г. Красноярск (на 01.01.2015 г. - 1052218 чел.).
К основным особенностям городов Красноярского края относятся:
1) среди градообразующих предприятий преобладают предприятия цветной металлургии, электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности; машиностроения;
2) изменение демографической ситуации произошло вследствие миграции населения, естественного движения и изменения его возрастного состава;
3) ухудшение экономического состояния градообразующих предприятий моногородов.
В рамках школьной программы было предложено создание клуба краеведов «Хочу все знать», который позволяет привлечь учащихся разного возраста и отличается от других форм работы большим разнообразием в выборе содержания, в результате учащиеся:
1) повысят свой кругозор;
2) смогут применять компьютерные технологии в обучении;
3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Подобные работы
- ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТАСЕЕВСКОГО РАЙОНА КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ПОИСКОВОГО ОТРЯДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ГОРОД КАК ОБЪЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЧИНСКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ЭКСКУРСИЯ КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ НА ПРИМЕРЕ ТОПОНИМИКИ Г. КРАСНОЯРСК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе школьников при изучении Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе (на примере Бийского района Алтайского края)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





