Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изобразительно-выразительные средства в романе «Сумеречный город» Евгения Рудашевского (из цикла «Эрхегорд»)

Работа №157502

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы218
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА 6
1.1. О значении выразительности средств речи. Классификация
выразительных средств речи 6
1.2. Лексические средства выразительности речи 13
1.3. Синтаксические средства выразительности речи 24
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЗАИЧЕСКОЙ РЕЧИ «ЭРХЕГОРД.
СУМЕРЕЧНЫЙ ГОРОД» ЕВГЕНИЯ РУДАШЕВСКОГО 32
2.1. Лексические средства выразительности и тропы в романе «Сумеречный
город» Евгения Рудашевского 32
2.2. Синтаксические средства и стилистические приемы в романе
«Сумеречный город» Евгения Рудашевского 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 196

Евгений Всеволодович Рудашевский (р. 20.07.1987) - журналист,
путешественник и подростковый писатель XXI века. Евгений Рудашевский работал на разных должностях, много путешествовал и весь его опыт вошел в книги. Всё, чем он занимался, было направлено на литературу.
Слово, написанное в книге, наделённое особым смыслом, может открыть читателю целый мир, приблизить его к авторской мысли. Поэтому так важно на примере современных книг через выразительные средства показывать и объяснять юным читателям всю красоту прозаического слога.
Цикл из трёх книг «Эрхегорд» относится к серии фантастических произведений. Выразительные части речи, используемые в данном цикле, делают прозу ближе и понятнее современному подростку. В текстах «Эрхегорда» используются и выдуманные названия, но они, зачастую, могут быть понятны и без дополнительного перевода, так как лексически и грамматически схожи с уже известными русскими словами.
Степень изученности темы в научной литературе разнится: немало работ написано по выразительным средствам речи, больше тысячи за последние пять лет, но Евгений Рудашевский - молодой писатель, по его романам написано небольшое количество работ, например, статьи «Набор открыток, или семь современных детских книг для медленного чтения » Асоновой Е.А. или «Экологическая проблема современной русской детской литературы (на примере книг Евгения Рудашевского и Тамары Михеевой)» Богатыревой Н.Ю. До настоящего времени ещё никто не рассматривал средства выразительной речи в своих работах на примере романа «Эрхегорд. Сумеречный город». Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является новой и актуальной для научной литературы.
Цель исследования - изучить выразительные средства прозаической речи в современной подростковой литературе на примере романа «Эрхегорд. Сумеречный город». Данная цель выявляет следующие задачи:
• изучить суть понятия «выразительные средства в прозаической речи»;
• изучить теоретические модели выразительных средств прозаической речи;
• выбрать теоретическую модель для создания картотеки;
• определить проявление выразительных средств в книге «Эрхегорд. Сумеречный город»;
• создать картотеку выразительных средств книги «Эрхегорд. Сумеречный город» по выбранной модели;
• провести анализ выразительных средств картотеки;
• выявить уникальные особенности выразительных средств.
Объектом исследования является художественный мир прозы Евгения Рудашевского.
Предметом данного исследования - лексические единицы, являющиеся средствами выразительности в романе «Сумеречный город» Евгения Рудашевского.
В работе используются следующие методы: описательный, метод компонентного анализа, сравнительно-сопоставительный, обобщение полученных результатов, метод сплошной выборки, контекстуальный анализ и интерпретация, анализ и систематизация.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи является мощным орудием воздействия на человека.
Высшим требованием культурной речи является ее выразительность. Овладев теми или иными средствами выразительности, человек научается слышать различные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность приобретать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей.
Таким образом, овладение средствами выразительной речи является очень важным условием эффективности общения, а значит, обучение учащихся навыкам выразительной речи является обязательным требованием для современной школы.
Умение грамотно выражать собственные мысли - одно из важнейших умений в современном мире, за которое отвечает коммуникативная компетенция, а художественная литература, в частности прозаические произведения - являются образцом использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи, а значит и коммуникативной компетенции.
Формирование выразительности речи происходит на уроках русского языка и литературы. Учащиеся учатся работать с текстом, анализировать его детально, находить средства выразительности. Очень часто анализ и поиск таких средств вызывает затруднение.
Выбор лексического и синтаксического уровней выразительности обусловлен тем, что синтаксические и лексические языковые средства часто встречаются в заданиях ОГЭ, например, в тестовой части, задание 2 и 7, а также в ЕГЭ. Определения языковых средств и примеры к ним, описанные в теоретической части, могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.
Анализ языковых средств в романе «Эрхегорд. Сумеречный город» показал, что синтаксический и стилистический аспекты являются ведущими на для всего текста. Е. Рудашевский отдает предпочтение рядам однородных членов, лексическим повторам, вводным словам и парцелляции. Эти приемы помогают прочувствовать интонацию, понять чувства и мысли персонажей, их стиль речи, характеры, представить образы, предметы, явления.
Проанализировав лексический уровень, можно указать такие лексические средства и тропы как эпитеты, сравнения, идндивидуально - авторские приемы, метафора, олицетворения, архаизмы и историзмы, разговорная и просторечная лексика. Все они служат для понимания читателем авторских образов, усиления выразительности, для ощущения атмосферы романа, для погружения в него.
Анализ романа показал, что прозаические произведения дают
богатейший материал для изучения потенциальных свойств русского языка.
Таким образом, решенные в данной работе задачи, позволяют использовать как теоретический, так и практический материалы в рамках уроков русского языка и литературы. Исследование будет полезно в качестве программного изучения выразительных средств, а также для подготовки к выпускным экзаменам.


1. Авдеева Г.А. Выразительные средства русского языка: тропы и фигуры речи (практические задания). — Филологический класс. — №4 (30). — 2012. — С. 146.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд. — 13-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 384 с.
3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М. — 2009. — С. 520.
4. Ведерникова Н.А. Выразительные средства языка: учеб. пособие / сост. Н.А. Ведерникова. - Пермь, 2014. - 65 с. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-virazitelnie-sredstva- rechi-452061.html (дата обращения: 29.04.2022).
5. Википедия [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://wiki.mgpu.ru/index.php/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1 %81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%B2%D1 %8B%D1%80%D0%B0 %D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0 %BE%D1 %81%D1%82%D0%B8%D1 %80%D0%B5%D1%87%D0%B8
6. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. — М.: Издательство литературы на иностранных языках. — 1958. — 462 с.
7. Голуб И. Б., Неклюдов В. Д. Русская риторика и культура речи: учебное пособие. — М.: Логос, 2011. — С. 328.
8. Джеватханова Д. А., Борисова Л. П. Изобразительно-выразительные средства языка как средство развития речи // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. — № 3. — 2019. — С. 16-18.
9. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4 томах. — М.: Русский язык. — 1999. — 2990 с.
10. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. Москва. — 2000. — С. 81.
11. Зунделович Я. О. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. — 1925.
12. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система: Монография.
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 1999. — 260 с.
13. Канвас [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://canvas.instructure.com/courses/889436/pages/vyrazitielnyie- sriedstva-lieksiki-i-frazieologhii-analiz-sriedstv- vyrazitielnosti?module item id=6409018#:~:text=%D0%98%D0%B7%D0 %BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5 %D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D0%BE%2D%D0%B2%D1 %8B%D1%80 %D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0 %BD%D1 %8B%D0%B5%20%D1 %81 %D1%80%D0%B5%D0%B4%D1 %81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D 1%8F%D0%B7%D1%8B%D0% BA%D0%B0%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE,%D0%B F%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%2 0%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B E%D1%89%D0%B8%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE %D0%B3%D0%BE
14. Кеслер А.С. Изобразительно-выразительные средства в поэзии М. Цветаевой и Н. Гумилева (сравнительно-сопоставительный анализ на уроках русского языка и литературы). — Магистерская диссертация. — Красноярск. — 2022. — С. 108.
15. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР". — 2001. — 272 с.
... всего 42 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ