Введение 3
Глава 1. Характеристика транспортной системы России 6
1.1. Место железнодорожного транспорта в структуре единой транспортной
системы 6
1.2. История развития транспортной системы 11
1.3. Современные аспекты развития железнодорожного транспорта 24
1.4. Красноярская железная дорога 30
Глава 2. Изучение железнодорожного транспорта в учебном предмете «География» 42
2.1 Место и роль железнодорожного транспорта в географическом
образовании школьника 42
2.2 Использование облачных технологий в предмете география 43
2.3 Изучение железнодорожного транспорта на примере системы
электронного обучения « Академия - Медиа» 49
Заключение 50
Список используемых источников 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства.
Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития школьного географического образования наблюдается развитие индивидуальных качеств личности, становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в обществе, должен обладать определенными качествами личности:
гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, уметь работать в команде;
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностноориентированного образования - такого образования, в котором личность обучающегося была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Целью данной работы является разработка модуля изучения железнодорожного транспорта в системе электронного обучения «Академия- Медиа».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место железнодорожного транспорта в структуре единой транспортной системы;
2. Определить современные аспекты развития железнодорожного транспорта РФ;
3. Разработать методические рекомендации для электронного обучения «Академия - Медиа».
Объектом данного исследования является процесс изучения Географии школьников в системе электронного обучения «Академия - Медиа»
Предмет обучения - железнодорожный транспорт России
Методы исследования: литературный, компьютерный,
сравнительный
Сегодня облачные технологии - это то, чем каждый пользуется ежедневно. Любая почта на Яндексе или Google, сетевые игры, он-лайн развлечения и электронная торговля. Такие сложные проекты как «Академия
• Медиа» переводятся в «облако». Облачные технологии развиваются стремительно и охватывают все больше и больше сфер деятельности.
Стремительное распространение облачных технологий ставит перед нами задачу интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения. Облачные вычисления имеют широкие перспективы применения в сфере образования, научных исследованиях и прикладных разработках, а также для дистанционного обучения.
Таким образом, в период перехода на новые образовательные стандарты облачные технологии помогают формированию новой информационной культуры учителя и ученика, и дают уникальную возможность соединить проектную методику и информационно-коммуникационные технологии. Использование облачных технологий в учебном процессе позволяет сделать образовательное пространство открытым.
Однако приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Можно выделить следующие основные тенденции современного образования:
• смена парадигмы «образование - обучение» парадигмой «образование
• становление»;
• превращение знаний в основной общественный капитал;
• развитие концепции непрерывного образования;
• постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами - индивидуализация обучения;
• диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания;
• активизации процесса использования Интернет - технологий и других новых технологий в современном школьном образовании;
• интернационализация образования в соответствии с всемирными процессами глобализации; - развитие дистанционного обучения.
В этой работе нашли свое отражение все вышеизложенные тенденции современного образования.
Внедрение современных цифровых образовательных ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Информационные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Что же касается результативности их использования, они способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
Учащиеся начинают проявлять интерес к изучению географии, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
1. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.: Гардарики, 2001.
2. Атлас население и хозяйство 9 класс, 6-е издание, с. 22.
3. Барабанов М.Т. «Эксплуатация и ремонт пассажирских вагонов» 1985.
4. Буянов В.А., Ратин Г.С. Автоматизированные информационные системы на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1984.
5. Видяпин В.И. и Степанова М.В. «Территориальная организация и размещение отраслей транспорта»/ «Экономическая география России» 1996.
6. Воронин В.В. «Экономическая география Российской
Федерации», 1997.
7. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Социально- экономическая география России: Учебник. - М.: Гардарики, 2001.
8. Гольц Г.А., Филина В.А. «Пути развития транспорта России», 1998.
9. Гридюшко В.И. Экономика организация и планирование вагонного хозяйства. - М.: Транспорт,
10. Громов, Н.Н. Панченко Т.А., Чудновский А.Д. «Единая транспортная система» 1987.
11. Железнодорожный транспорт. Изд. «Транспорт». М., 1995.
12. Закон «О федеральном ж.д. транспорте».
13. Зензинов Н.А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. «Транспорт». М., 1986
14. Зубрев И.И. Охрана окружающей природной среды и экологическая безопасность на ж/д. транспорте, 2008.
15. Зябиров Х.Ш., Слободенюк Н.Ф. «Сириус». Единая сетевая российская интегрированная система // Железнодорожный транспорт. 2003. №8.
16. Иловайский Н.Д., Киселев А.Н. Сервис на транспорте. М.: Маршрут, 2003.