Введение 3
Глава 1. Теоретические основы познавательного туризма 6
1.1. Специфика познавательного туризма 6
1.2. Современное развитие познавательного туризма в мире 17
1.3. Сущность понятия турпродукт 31
Глава 2. Рекреационно -организационная основа развития туризма в национальном парке Серенгети 37
2.1. Рекреационные ресурсы национального парка Серенгети для развития
познавательного туризма 37
2.2 Анализ предложений турфирм по национальному парку Серенгети 42
2.3. Маркетинговый анализ туристских предпочтений 47
Глава 3. Разработка познавательного тура по национальному парку Серенгети 52
3.1. Программа и расчет тура 52
3.2. Мероприятия по продвижению тура 59
Заключение 71
Список использованных источников 73
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений
активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Понятие «познавательный туризм» на сегодняшний день широко применяется, поскольку этот вид туристской деятельности является самым востребованным среди зарождающихся принципиально новых отраслей туризма.
Это обуславливается растущим интересом общества к формам и особенностям культурной самобытности народов мира. Об этом говорит рост количества туристских направлений с образовательным и культурнопознавательным содержанием. Вместе с тем за последнее десятилетие увеличиваются виды и формы культурного туризма.
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая
предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой,
обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа. Туризм приносит доход в бюджет страны, а также очень многим физическим и юридическим лицам, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Кроме значительной статьи дохода, туризм является еще и одним
из мощных факторов усиления престижа и значения страны, её регионов в
глазах всего сообщества.
Данные обстоятельства делают актуальной проблему разработки новой
системы формирования духовно-нравственной культуры индивида, основанной на сохранении национальной самобытности. Туризм, превращаясь в социально-культурное явление, становится одним из механизмов формирования духовно-нравственных качеств человека. Основу этих качеств составляет
сложившаяся система ценностей общества. Соответственно главным составляющим данной системы должна стать органическая связь этнического и
наднационального, то есть сформированной в течение большого отрезка времени системы ценностей национальной культуры и актуальной и необходимой для совместного существования общечеловеческой нравственной культуры. А туризм, особенно отечественный, имеет в этом отношении огромный
потенциал.
Целью данного исследования является разработка познавательного тура по национальному парку Серенгети.
В соответствии с намеченной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
− рассмотреть теоретические основы познавательного туризма;
− изучить рекреационно-организационную основу развития туризма
в национальном парке Серенгети;
− осуществить разработку познавательного тура по национальному
парку Серенгети.
Объектом изучения являются туристские ресурсы национального парка
Серенгети.
Предметом исследования является разработка познавательного тура по
национальному парку Серенгети.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды
отечественных ученых по организации туристской деятельности; исследования, посвященные познавательному туризму: А.А.Андреева, О.В. Галковой,
В.А. Квартальнова, С.А.Красной, Ю.С. Путрик, Н.А.Седовой, М.А. Сущинской и других.
Информационной базой работы являются документы и материалы
национальных туристских администраций и профессиональных туристских
объединений. Использованы материалы специализированных туристских периодических изданий и официальных информационных страниц Интернет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: историко-географический, картографический, математико-статистический, сравнительно-аналитический, методы группировки и
классификации. Практическая значимость дипломной работы заключается в следующем. Внедрение основных положений дипломной работы в практику позволит повысить объем выездного туризма в России, а также разнообразить ассортимент туров, предлагаемых турфирмами на рынке познавательного туризма.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и приложений.
Во введении рассматривается актуальность исследования. Первая глава
посвящена теоретическим основам познавательного туризма. Во второй главе
изучена рекреационно-организационная основа развития туризма в национальном парке Серенгети. В третьей главе приведена разработка познавательного тура по национальному парку Серенгети.
В данной работе проведена разработка познавательного тура по
национальному парку Серенгети.
Первый раздел посвящен теоретическим основам познавательного
туризма. Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить
следующее:
– туристский продукт представляет совокупность услуг,
предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам) и направленных на удовлетворение их потребностей в путешествиях;
– в международной структуре туристских поездок наибольшую популярность приобретают поездки, совершаемые по познавательным мотивам;
– объектами познавательного туризма является то, что формирует познавательную и духовную среду: города, музеи , памятники, библиотеки,
парки, театры, галереи;
– развитие познавательного туризма как формы непосредственного
познания, альтернативной тенденции виртуализации, порождаемой влиянием
информационно-компьютерных технологий, компенсирует оторванность от
так называемой константной реальности.
Во втором раздел е изучена рекреационно –организационная основа
развития туризма в национальном парке Серенгети.
Согласно проведенному анализу, потребительские предпочтения
российских туристов, формирующие спрос на туры в национальный парк
Серенгети характеризуются следующим:
– 95 % посещений российских туристов приходится на четыре региона
Танзании: национальный парк Серенгети, остров Занзибар, национальный
парк Маньяра и озеро Виктория;
– основным мотивом поездки российских туристов в Танзанию в
2016 году является познавательный туризм;
– наибольшим спросом пользуются отели категории 4* и представляющие питание на базе завтрака BB;
– самыми востребованными по длительности турами в Танзанию являются поездки продолжительностью на 2 недели.
Учитывая все вышеизложенное, далее будет осуществлена разработка
познавательного тура в национальный парк Серенгети. Предполагаемая продолжительность тура – 4 дня.
Стоимость тура включает:
– стоимость авиаперелете из Москвы в Килиманджаро;
– проживание в отеле;
– транспортное обслуживание (в том числе трансфер);
– оплата экскурсий.
Стоимость тура на взрослого составит 196125 р ., на ребенка –
176687,5 р . Наибольшую долю в структуре стоимости тура составляют
расходы на авиаперелет (33% от стоимости тура). Это связано с отсутствием
прямых рейсов между Москвой и Килимаджаро, что значительно увеличивает стоимость авиаперелета.
Для повышения эффективности продвижения предлагаемого тура
предлагается несколько мероприятий:
– стимулирование сбыта турпродукта (изготовление подарочной продукции, совместные рекламные компании);
– расширение сети личных продаж, за счет сокращения рекламной зоны до микроуровня;
– организация наружной рекламы турпродукта как эффективного способа поддержки личных продаж.
– создание 3D рекламы на асфальте.
– размещение банерной/медийной рекламы турпродукта.
Федеральный закон Российской Федерации от 05.02.2007 г. № 132-
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Законодательство: Версия
Проф. ‒ Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ . ‒ Загл. с экрана.
2. ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс] // Знай товар. ‒ Режим
доступа : https://znaytovar.ru/gost/2/gost_r_5068194_turistskoekskur.html. ‒
Загл. с экрана.
3. Алексеева, М . А. К вопросу о перспективном использовании ресурсного потенциала туристско-рекреационной индустрии региона [Текст] /
М. А. Алексеева // Вестник Кемеровского государственного университета. ‒
2015. ‒ № 2. ‒ С. 23‒27.
4. Андреев, А.А. Комплексный подход в использовании исторического, культурного и природного наследия для развития туризма [Текст] / А. А.
Андреев // Псковский региональный журнал. ‒ 2014. ‒ № 5. ‒ С. 19‒22 с.
5. Веткин, В. А. Технология создания туристского продукта [Текст] :
учеб. пособие / В. А. Веткин. ‒ М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2012. – 348 с.
6. Галкова, О. В. Теоретические основы культурного наследия [Текст]
/ О. В. Галкова // Вестник Волгоградского государственного университета.
Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. ‒ 2011. ‒ №3. ‒
С. 35‒38.
7. Бессараб, Д. А. География международного туризма [Текст] : учеб.
пособие / Д. А. Бессараб. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 224 с.
8. Гордин, В. Э. Теоретические и практические подходы к развитию
культурного туризма // Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века [Текст] : учебное пособие для вузов / Э. В.74
Гордин, М. Д. Сушинская, И. В. Яцкевич ; под. общ. ред. А. Д. Агаповой. –
СПб., изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 212 с.
9. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности [Текст] : учеб.
пособие / В. Г. Гуляев. – М. : Нолидж, 2012. – 312 с.
10.Гурьева, М . В. Мировой рынок туристских ус луг : тенденции и
перспективы [Текст] / М.В. Гурьева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №1. – С. 18‒24.
11.Дайян, А. Академия рынка. Маркетинг [Текст]: учеб. пособие / А.
Дайян. – М. : Экономика, 2012. – 572 с.
12.Дурович, А. П. Маркетинг в туризме [Текст] : учеб. пособие / А. П.
Дурович, А. С. Копанев ; под. общ. ред. З. М. Горбылевой. – Минск. : Экономпресс, 2015. – 400 с.
13.Дыжина, Н. Н. География туризма [Текст] : учеб. пособие / Н. Н.
Дыжина. – М. : Дашков и К, 2014. – 253 с.
14.Квартальнов, В. А. Энциклопедия туризма [Текст] : справочник / В.
А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 368 с.
15.Кобяк, М. В. Качество туристических услуг как стратегическая основа развития туризма [Текст] / М. В. Кобяк // Экономика региона. – 2011.
– № 1. – С. 260-263.
16.Коржанова, А. А. Перспективные направления развития культурнопознавательного туризма в России [Текст] / А. А. Коржанова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 4044–4047.
17.Косолапов, А. Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности [Текст] : учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – М. :
КноРус, 2014. – 278 с.
18.Косолапов, А. Б . География внутреннего российского туризма
[Текст] : учеб. пособие / А. Б Косолапов. – М. : КНОРУС, 2014. – 272 с.
19.Красная, С. А. Культурный туризм: просветительская сущность и
факторы развития [Текст] : автореф. дис. … канд. культурологических наук
/ С. А. Красная. – М. : МГУКИ, 2011. – 23 с.75
20.Кружалин, В. И. Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации [Текст] / В . И. Кружалин //
Вестник РМАТ. – 2011. – № 3. – С. 25–33.
21.Кружкова , В. А. Культура и пространство: историко -культурные
бренды и образы территорий, регионов и мест [Текст] : учеб. пособие / В. А.
Кружкова, В. А. Малькова, В. А. Тишкова ; под. общ.ред. В. К. Мальковой,
В. А. Тишкова. – М. : ЮНЦ РАН, 2012, – 312 с.
22.Кусков , А. С. Туристский бизнес [Текст] : словарь -справочник /
А. С. Кусков. – М. : Форум, 2015. – 383 с.
23.Кусков, А. С. Туристское ресурсоведение [Текст] : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Кусков. – М. : Академия, 2016. – 208
с.
24.Путрик, Ю. С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции [ Текст ] / Ю. С. Путрик // Вестник Томского
государственного университета. – 2012. – №311. – С. 95–101.
25.Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм [Текст] : учеб.
пособие / Н. А. Седова. – М. : Советский спорт, 2014. – 96 с.
26.Скобкин, С. С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма [Текст] : учеб. пособие / С. С. Скобкин. – М. : Магистр, 2013. – 491 с.
27.Скобкин, С . С. Стратегия развития предприятия индустрии
гостеприимства и туризма [Текст] : учеб. пособие / С. С. Скобкин. – М. :
Магистр, 2010. – 429 с.
28.Сухов , Р. И. Технологии и организация продаж в туристском
агентстве [Текст] : учеб. пособие / Р. И. Сухов. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.
– 366 с.
29.Сущинская, М. А. Культурный туризм [Текст] : учеб. пособие / М. А
. Сушинская. – СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 2015. – 128 c.
30.Темный, Ю. В. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов
/ Ю. В. Темный. – М. : Финансы и статистика, 2013. – 446 с.76
31.Шматько, Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Шматько. – М. ; Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 346 с.
32.Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли [Текст] : учеб. пособие / Д. С. Ушаков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 446 с.
33.Национальные парки : Серенгети. Животный и растительный мир
Африки [Электронный ресурс] // ФБ .ру. – Режим доступа :
http://fb.ru/article/163414/natsionalnyie-parki-serengeti-jivotnyiy-i-rastitelnyiymir-afriki. ‒ Загл. с экрана.
34.Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской
Федерации [Электронный ресурс ]. – Режим доступа:
http://www.russiatourism.ru. ‒ Загл. с экрана.
35.Рынок туристических услуг России [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3240118/. ‒ Загл. с экрана.
36.Туристические компании России [Электронный ресурс] // rbc.ru – Ре
жим доступа :
http://www.rbc.ru/interview/business/17/03/2017/58c285999a794716ccf5b475. ‒
Загл. с экрана.
37.Халикова Э. К. Формирование духовности средствами культурнопознавательного туризма [Электронный ресурс] / Э . К. Халикова //
Культорология : Научный альманах : Электрон. журнал. ‒ 2016. №3. ‒ С.
402‒405. ‒ Режим доступа: http://ucom.ru/doc/na.2016.03.04.402.pdf/. ‒ Загл.
с экрана.
38.Tourism in Tanzania: Serengeti National Park - University of Waterloo
[Электронный ресурс]. – Электр. дан. и прогр. [Б.м.] : Life in Africa, 2013. ‒
1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв. цв. : 12 см. ‒ Систем. Требования: ПК
с процессором Intel Celeron и выше ; Windows XP/Vista/7 и выше ; дисковод
CD-ROM ; зв. карта. ‒ Загл. с этикетки диска.