Введение 3
Глава 1. Теоретические основы восприятия художественного произведения младшими школьниками
1.1 Вопросы восприятия литературного произведения в психологии и в методике обучения литературному чтению 6
1.2 Уровни восприятия литературного произведения младшими школьниками 17
1.3 Приемы и способы обучения восприятию литературного произведения младших школьников. Групповые методы на уроках литературного чтения 22
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей восприятия художественного произведения младшими школьниками
2.1 Диагностическая программа констатирующего эксперимента.... 42
2.2 Изучение особенностей восприятия художественного произведения у второклассников 44
2.3 Уроки литературного чтения, направленные на совершенствование восприятия с помощью групповых методов обучения 57
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение А 72
Тема данной работы на сегодня остается весьма актуальной, потому что многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности в сфере деятельности чтения и понимания художественного текста. По исследованиям PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study: прогресс международного исследования грамотности чтения) 2011 года, российские дети имели относительно высокий уровень читательской деятельности, но все же испытывали некоторые трудности, подлежащие, по мнению специалистов, устранению. Эти трудности предполагают следующие неумения: удерживать в памяти детали, связывать их с основными событиями и действующими лицами; различать буквальный и иносказательный смысл сообщения, понимать метафоры; связывать информацию из текста с другой ситуацией, современной жизнью, личным опытом; письменно выражать и обосновывать свое мнение.
Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи, такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Молдавская, Р.С. Немов, Л.Н. Рожина, О.И. Никифорова, М.Р. Львов, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская и др.
Учителю начальных классов необходимо знать психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками, так как именно в начальной школе ребенок становится читателем. Важно научить ребенка размышлять над прочитанным, понимать отношение автора к героям произведения, понимать чувства и переживания героев произведения, мотивы их поступков. С помощью правильного восприятия ребенок осваивает богатый духовный опыт человечества. Так он сможет стать полноценно развитой личностью.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс совершенствования восприятия художественного произведения у младших школьников.
Предметом выступают групповые методы работы на уроках литературного чтения как средство совершенствования восприятия художественного текста младшими школьниками.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать планы уроков по литературному чтению с использованием групповых методов обучения, направленных на совершенствование осмысления содержания и художественной формы произведений младшими школьниками.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) Изучить вопросы восприятия литературного произведения в психологии и в методике обучения литературному чтению.
2) Определить актуальный уровень восприятия литературного произведения младшими школьниками.
3) Разработать ряд уроков с различными групповыми формами обучения, способствующих более глубокому осмыслению литературного произведения младшими школьниками.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ выбранной литературы;
- констатирующий эксперимент;
- анализ работ учащихся.
Гипотеза: использование групповых методов на уроках литературного чтения будет способствовать более глубокому осмыслению младшими школьниками художественного произведения, если:
- применять данные методы при анализе художественных произведений различных жанров;
- комбинировать групповые методы с традиционными методами;
- использовать групповые методы на разных этапах восприятия;
- использовать данные методы систематически.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение....
Изучив специальную литературу, мы пришли к следующим выводам:
1) Современные психологи, такие как А. А. Реан, Н. В. Бордовская и С. И. Розум характеризуют восприятие как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие художественного произведения представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий в себя противоположные моменты и тенденции: с одной стороны, его структура и направление развития запрограммированы в художественном произведении, с другой стороны, в ходе этого процесса осуществляется творческая деятельность воспринимающего, так или иначе видоизменяющая воплощенные в художественном произведении образы под влиянием индивидуального жизненного опыта воспринимающего, его эстетических идеалов, мировоззренческих принципов и определенной целеустремленности.
2) Младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени. Читая произведение, все усилия он тратит на преобразование графических знаков в слова, уяснение слов и их связей. Поэтому первичное чтение произведения должно осуществляться учителем. Младший школьник - «наивный реалист». В этом возрасте он не осознает особых законов построения художественного текста и не замечает формы произведения, его мышление еще остается деятельностно-образным. Задачей учителя остается обучение детей «внешней» точке зрения, т.е. умению уяснить структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира. Сопереживание героям и автору произведения, эмоционально-волевые переживания, правильное представление образов приводят младшего школьника к пониманию художественного произведения.
3) Единой классификации уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками не существует. Согласно своим исследованиям М. Р. Львов выдвигает два уровня восприятия художественного произведения: учащиеся I-II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого, осознать идейное содержание произведения, воспринимают образ только на эмоциональном уровне, не могут оценить соответствие содержания и формы; учащиеся III-IV проявляют себя уже на более высоком уровне: они способны самостоятельно уяснить идею произведения, воссоздавать по описанию не виденные ранее объекты, сопереживать автору, замечать и оценивать случаи соответствия содержания и формы. Наряду с уровнями, выделенными и описанными М. Р. Львовым, существуют классификации Н. Д. Молдавской и М. П. Воюшиной, согласно которым для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия: фрагментарный уровень, констатирующий уровень, уровень героя и уровень идеи.
4) Обеспечить умение правильно воспринимать текст, понимать и осмысливать прочитанное, можно с помощью организации совместной деятельности взрослого и ребенка. При правильно организованной деятельности учителя, юный читатель овладеет всем набором необходимых навыков для продуктивного чтения. Проводя работу над текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез, учитель добивается полноценного восприятия у младших школьников художественного произведения. Происходит осмысление детьми подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. С помощью фольклорных жанров и детской классической литературы на начальном этапе обучения чтению дети учатся понимать структуру и закономерности построения художественного произведения.
5) Констатирующий эксперимент показал, что умение воспринимать произведение в сфере осмысления у второклассников находится на низком уровне. Учащиеся затруднились в объяснении смысла отдельного выражения в переносном значении и определении идеи художественного произведения, его основной мысли. Наиболее трудным в анализе художественных произведений для испытуемых явился такой литературный жанр, как стихотворение....
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. - 336 с.
2. Васильева М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская, - М.: Педагогика, 2004. - 215 с.
3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения // Начальная школа. - 1989. - №5. - С. 16-20.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. 345 с.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Просвещение, 1995. - 530 с.
7. Ефросинина, Л.А. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2016 г. - 188 с.
8. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. - Кишинев: Штиинца, 1974. - 134 с.
9. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. 236 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация Логос, 2000. - 384 с.
11. Золотарёва Л.Р. Описание и анализ произведения искусства - эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №2-1. - С. 157-162
12. Козырева А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева // Начальная школа. - 2000. - № 3. - С. 67-68.
13. Корепова К.Н. Вопросы сюжета и композиции / К. Н. Корепова.- Горьковский ГУ, 2000.- 107 с.
14. Кудрина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г. Н. Кудрина, З. Н. Новлянская, А. А. Мелик-Пашаев.- М.: Просвещение, 2008. - 179 с.
15. Кудряшев Н.И. Искусство анализа художественного произведения. М., 1971. С. 76-105...(58)