Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема внимания в психологии 16
1.2. Становление произвольного внимания в детском возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с ЗПР 27
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 37
2.1. Организация, методы и методики исследования 37
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 43
Выводы по второй главе 55
Глава 3. Психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 58
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся с задержкой психического развития 58
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 63
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 80
Выводы по третьей главе 94
Заключение 97
Список использованной литературы 102
Приложения 107
Актуальность исследования. Ежегодно количество детей с задержкой психического развития растёт во всем мире. Более того, данные специальной психологии свидетельствует о том, что одной из наиболее распространённой формы аномальной психики в раннем онтогенезе в настоящее время явля задержка психического развития. Именно поэтому специальные педаг психологи, дефектологи и другие специалисты оказывают пристальное внимание детям данной категории.
Начало изучение проблемы задержки психического развития, как нарушение индивидуального развития ребёнка, было положено в 60-х годах и связано с именами таких ученых как Г.Е. Сухарева (1965), М.С. Певзнер (1973), К.С. Лебединская (1975), В.И. Лубовский (1978), Л.С. Выготский (1929) и другими. Несмотря на длительное изучение и достаточно обширной информации о особенностях познавательной сферы таких детей в психологической литературе, вопрос полноценного развития
интеллектуальных и познавательных способностей ребёнка с задержкой психического развития по-прежнему является актуальным.
При задержке психического развития чётко прослеживается нарушение произвольного внимания. Детям с ЗПР требуется больше времени и усилий на выполнение заданий, по сравнению со сверстниками, чьё развитие соответствует норме. Это обусловлено тем, что у них страдают высшие психические функции. У детей наблюдается нарушение произвольного внимания, которое проявляется в малом объеме, в высокой отвлекаемости, неустойчивости, в преобладании непроизвольного внимания, в слабой переключаемости и концентрации, а также в слабом распределении внимания [39].
Т.В. Егорова (1969) в своих турах подчеркивает, что внимание у детей с ЗПР нестабильно и характеризуется неустойчивостью, повышенной воспринимаемых объектах, заметным снижением работоспособности, снижением познавательной активности [21].
Г.И. Жаренкова (1984) указывает на то, что у младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Может наблюдаться периодические колебания внимания [22].
Вышеперечисленные особенности внимания детей ЗПР не только влияют на школьную неуспеваемость, но и в дальнейшем влекут нарушения в интеллектуальной сфере ребёнка. Именно поэтому важно ранее выявление и своевременная коррекция внимания у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: особенности произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
...
Изучение и коррекция внимания у младших школьников с ЗПР становиться всё более актуальным. Это связано с ростом числа детей данной категории.
На сегодняшний день у специалистов нет единого мнения относительно природы, механизмов развития внимания. Одни ученые (Д. Бродбент, Р. Немов, П. Гальперин) рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс, и как особое свойство личности. Другие (Г. Мюллер, В. Джеймс, В. Вундт, А. Петровский) напротив считают, что внимание является лишь стороной или моментом любого иного психического процесса человека.
Проанализировав психолого - педагогическую литературу мы выяснили, что детям с ЗПР свойственно нарушение произвольного внимания. В результате изучения внимания психологами (П.Я. Гальперин, С.Л. Кобыльницкая, Т.М. Мирютина, Т.А. Мелехова, А.В. Петровский) мы выяснил, что это выражается в неустойчивости внимания, сниженном распределении, сниженной концентрации. Детям трудно сосредоточиться на объекте деятельности, снижена избирательность, снижен объём внимания. Слабая сформированность произвольного внимания и дефицит его основных свойство являются причинами трудности в обучении учащихся с ЗПР. Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с отставанием психического развития мешают реализации мыслительной деятельности. Внимание детей с ЗПР характеризуется сниженной работоспособностью и познавательной активностью, всё это может привести к серьёзным проблемам в учёбе и развитии
Целью исследования явилось теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации потдверждения эффективности психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего младшего школьного возраста с задержкой психического развития, на диагностическом этапе, нами были отобраны сделующие методикик:
— Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895) [58, с. 15];
— Методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолов (2016) [46, с. 57];
— Методика «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова (2006) [59, с. 38]
На этапе констатирующего эксперимента экспериментальной базой для исследования послужило КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №7». В эксперименте приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся 2 класса в возрасте 9 - 10 лет, 20 учащихся из 3 класса в возрасте 10 - 11 лет с диагнозом по МКБ - 10 F80 — «Задержка психологического развития».
Для реализации цели исследования нами были выбраны следующие критерии отбора учащихся для обследования:
• схожесть возраста испытуемых (9 - 11 лет);
• схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психологического развития») по заключению ПМПК;
• обучение испытуемых в одной параллели (2 «А» и 2 «Б», 3 «А» и 3 «Б» классы).
На основании данных, полученных с помощью психодиагностики свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, нам удалость установить, что внимание таких детей имеет ряд особенностей, которые заключаются в неустойчивости, сниженной концентрации, сниженном объеме, сниженном распределение и недостаточной переключаемости. Это, в значительной степени, связано с дефицитностью развития мозговых структур у детей данной категории.
...
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. с.304.
2. Айзенберг Б.И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. с.245.
3. Беляева, Ю. В. Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики / Ю. В. Беляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
— 2016. — № 27.1 (131.1). с.13-14. — URL:
https://moluch.ru/archive/131/35947/ .
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. с.136.
5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер,2006. с. 351.
6 Валитова, И.Е. Специальная психология : учеб. пособие для студ., обучающихся по психологическим специальностям / И.Е. Валитова. - Брест: БрГУ, 2013. с. 461.
7. Власова, Т.А., Лебединская, Т.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. М.: Дефектология, 1996. с.83.
8. Волковская, Т.Н., Ющнова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. с.142.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Союз, 2006. с. 224.
10. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1976. с.220
11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3.
12. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. с. 458.
13. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. с. 45.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ( Курс лекций). - М., 2001.с. 366.
15. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. - М.: Академия,
2004. с. 328 .
16. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии.
- М. 1973. с. 129 .
... всего 65 источников