Введение 3
1 Теоретические и правовые основы государственной налоговой
политики 7
1.1 Сущность государственной налоговой политики 7
1.2 Нормативно-правовые основы налоговой политики РФ 11
1.3 Зарубежный опыт реализации налоговой политики 20
2 Реализация государственной налоговой политики в Пензенской
области 27
2.1 Современное состояние администрирования налоговых поступлений 27
2.2 Исторический аспект становления налоговой политики в России 33
2.3 Анализ эффективности налогового контроля как инструмента
государственной политики в сфере налогообложения 40
3 Пути повышения эффективности государственной налоговой
политики 48
3.1 Совершенствование налогового администрирования 48
3.2 Повышение качества налогового контроля 53
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложение 68
Актуальность темы исследования. Налоговая политика в России сформирована в соответствии с необходимостью стимулирования различных положительных структурных изменений в экономике и достижению снижения налоговой нагрузки, а также совершенствования налогового администрирования и налогового контроля.
В сфере научных знаний о политических, экономических и социальных закономерностях развития общества невозможно назвать еще одну неоднозначную, противоречивую с функционально разнонаправленностью совокупностью отношений, чем система налогообложения. С появлением первых свидетельств о возникновении налогов и до современности данное явление характеризуется острыми разногласиями между плательщиками и фискальными органами. Еще с давних времен налоги принято было считать наихудшим явлением, которое выпало на долю человека. Финансовая история во все времена стала рельефным проявлением борьбы экономических интересов классов и сословий, отраженная в налоговой политике государства.
Несмотря на стремление налогового законодательства к постоянному совершенствованию налоговой политики, в ней все равно остаются проблемы, которые касаются недостаточной информированности плательщиков, низкой налоговой культуры населения России, уклонения от налогообложения и «ухода в тень», а также отрицательного имиджа налоговых органов. При этом налоговые органы зачастую воспринимаются как карательные органы. В других же странах они выполняют миссию консультирующего органа.
Проводимые государством в последние годы мероприятия по снижению налогового бремени с помощью уменьшения налоговых ставок, отмены некоторых налогов и сборов со снятием неоправданных ограничений позволяет создать оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств. Высококачественное налоговое администрирование и эффективный налоговый контроль служат основным условием качественного функционирования налоговой системы и экономики государства в целом.
Положительное развитие структурных элементов налоговой политики, среди которых необходимо отметить снижение налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, находится в тесной взаимосвязи с налоговым контролем. Его основной целью служит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и обязательных платежей в бюджет, а также достижение высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Одной из эффективных форм налогового контроля являются налоговые проверки, которые должны отвечать требованиям обеспечения законных интересов государства и прав плательщиков с повышением их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для них максимально комфортных условий при исчислении и уплаты налогов.
Краткий обзор литературы. Степень научной разработанности темы исследования достаточно высокая. Данная проблема исследуется как на законодательном уровне, так и в работах отдельных авторов. Так, теоретические аспекты налоговой политики нашли отображение в работах Бабич А.М., Барулина С.В., Жидкова Е.Ю., Майбурова И.А., Черник Ю.Д. и др. Анализ зарубежного опыта реализации налоговой политики представлен в монографиях Еремина В.А., Корень А.В. и Татйуко А.В. Однако, учитывая необходимость совершенствования налоговой политик в России, отдельные экономисты указывают на необходимость более детального изучения и развития данного вопроса.
Цель работы - оценка государственной налоговой политики и разработка предложений по повышению ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и правовые основы налоговой политики;
- изучить нормативно-правовую и законодательную базу налоговой политики РФ;
- оценить эффективность реализации государственной налоговой политики в Пензенской области;
- разработать основные направления совершенствования налогового администрирования;
- предложить использовать инструменты налогового контроля с целью повышения эффективности государственной налоговой политики.
Объектом исследования является государственная налоговая политика.
Предметом исследования является реализация государственной налоговой политики в Пензенской области.
Новизна исследования. В ходе написания данной работы сформулированы следующие элементы новизны исследования:
- внесение предложений по совершенствованию АИС «Налог-3» в части организации администрирования НДС, а именно: контроля заявленных сумм к вычету, формирования в ЦОД реестра накладных и первичных документов, а также создание системы сопоставления данных взаимоотношений между контрагентами по этим реестрам с целью выявления схем уклонения от налогообложения;
- предложено использование в Пензенской области модели увеличения штрафов за занижение налоговой базы, привлечения к уголовной ответственности, чтобы у налогоплательщика отсутствовала выгода от сокрытия доходов;
- разработка мероприятий по организации горизонтального мониторинга путем расширения круга плательщиков, с которыми можно заключать Соглашения о взаимодействии между налогоплательщиками и ФНС России.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления экономикой и налогов, налогового контроля и администрирования. Так, теоретические аспекты налоговой политики отображены в работах Бабич А.М. [6], Барулина С.В. [8], Жидкова Е.Ю. [12], Майбурова И.А. [16], Черник Ю.Д. [17] и др. Анализ зарубежного опыта реализации налоговой политики представлен в монографиях Еремина В.А.[11], Корень А.В. и Татуйко А.В. [15].
Методы исследования - наблюдение, сравнение, абстрагирование, а также анализ и синтез.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая глава работы содержит рассмотрение теоретических и правовых основ государственной налоговой политики. Во второй главе проанализировано состояние изучаемого вопроса на примере Пензенской области. В третьей главе обозначены пути повышения эффективности государственной налоговой политики. В заключении сформулированы основные выводы.
В ходе проведенного исследования, направленного на реализацию и совершенствование механизма реализации государственной налоговой политики в РФ были рассмотрены ее теоретические и правовые основы, а также проведен анализ ее реализации на примере Пензенской области по изученному вопросу. По результатам исследования были выявлены проблемы и предложены пути повышения эффективности налоговой политики.
Изучение теоретических основ налоговой политики позволили сформулировать определение данного термина. Так, налоговая политика - часть социально-экономической политики государства, которая направлена на формирование налоговой системы государства, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков, обеспечивая социально-экономической прогресс в обществе. Среди целей государственной налоговой политики, помимо фискальной, экономической, социально-экономической и международной, в работе выделена экологическая цель, предусматривающая сбор денежных средств, направленных на обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов.
Нормативно-правовая основа представлена как система источников налогового права, включающая Конституцию РФ, общее и специальное налоговое законодательство, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, решения Конституционного Суда РФ, а также нормы международного права и международные договоры РФ.
Рассмотрение зарубежного опыта в области налоговой политики показал, что налоговые системы в ведущих странах сейчас, возможно, достигли пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими и более многочисленными, но никогда в истории они еще не составляли такую мощную структуру.
В каждом государстве налоговая политика характеризуется своими достоинствами и недостатками. Так, во Франции присутствует высокая доля отчислений в ВВП, что свидетельствует о значительной налоговой нагрузке на плательщиков. Налоговая система США по своей структуре сходна с российским аналогом (три уровня собираемости налогов). Великобритания близка к России по высокой доли подоходного налога в поступлениях в бюджет.
Заслуживает внимания практика некоторых государств налогового стимулирования инвестиций в регионы. В данном случае речь идет о вложениях на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В России такая практика также стала использоваться. Так, Президентом РФ подписан закон о бесплатной выдаче земли на Дальнем Востоке. Граждане России могут безвозмездно получить 1 га земли, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Бесплатно пользоваться землей и не платить налог разрешается в течение пяти лет. В дальнейшем участок можно будет оформить в аренду либо получить в собственность.
Достаточно полезным для России может стать опыт Германии, где посредством налогов решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивление решению об оснащении автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на автомобили. Понижен акцизный сбор на бензин, используемый автомашинами с катализаторами с одновременным увеличением акциза на сорта бензина с содержанием свинца и других добавок, которые используются старыми двигателями.
Анализ эффективности реализации государственной налоговой политики показал, что налоговые поступления нельзя охарактеризовать как стабильные. Так, в 2015 году произошло их снижение на 3,1%, на которое оказало существенное влияние снижение объемов производства алкогольной продукции на ООО «Объединенные Пензенские водочные заводы», что повлекло за собой и снижение налоговых обязательств по налогу на прибыль.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах составляют поступления от налога на доходы с физических лиц. Вторым бюджетоформирующим налогом является налог на добавленную стоимость.
Эффективность налоговой политики в данной работе оценена путем определения соотношения величины доходов консолидированного бюджета Пензенской области и валового регионального продукта за период 2014¬2016 гг.
Что касается уровня налогового бремени в разрезе налогов, определяемого как доля соответствующих налоговых доходов в ВРП, то наивысший уровень налоговой нагрузки прослеживается по налогу на доходы физических лиц: за последние 3 года средний уровень доходов от данного источника составил в среднем 3,85 % ВРП. При этом за анализируемый период установлено постепенное снижение данного показателя. Так, в 2014 году доля НДФЛ в ВРП составила 4,21%, а в 2016 году - 3,64 % ВРП.
Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2014 году - 2,81 % ВРП и в 2016 году - 3,04 % ВРП.
В результате проведенного анализа эффективности налогового контроля в Пензенской области выявлено, что в 2016 году прослеживается уменьшение количества выездных проверок при одновременном увеличении доначисления по этим проверкам. Данный факт свидетельствует о качественном отборе плательщиков для проведения выездных проверок.
Что касается оспаривания доначисленных сумм, то в этом случае выявлена негативная динамика. Так, при увеличении доли оспоренных налогоплательщиками актов на стадии рассмотрения материалов проверки путем представления возражений на 0,12% произошел рост суммы по удовлетворенным возражениям на 6,26%. Указанная динамика показывает снижение качества подготовки результатов проверок налоговыми органами. Поэтому на устранение данных недостатков и будут предложены направления совершенствования налогового контроля в рамках данного исследования.
В качестве путей повышения налоговой политики в рамках данного исследования выделены следующие направления:
- внесение предложений по совершенствованию АИС «Налог-3» в части организации администрирования НДС: ужесточения контроля заявленных сумм к вычету, формирования в ЦОД реестра накладных и первичных документов плательщиков, а также создание системы сопоставления данных взаимоотношений между контрагентами по этим реестрам с целью выявления схем уклонения от налогообложения;
- предложено использование в Пензенской области модели увеличения штрафов за занижение налоговой базы, привлечения к уголовной ответственности, чтобы у налогоплательщика отсутствовала выгода от сокрытия доходов;
- разработка мероприятий по организации горизонтального мониторинга путем расширения круга плательщиков, с которыми можно заключать Соглашения о взаимодействии между налогоплательщиками и ФНС России.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998. №146-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_3859/ (дата обращения 22.10.2017).
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения
22.10.2017) .
6. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Финансы; ЮНИТИ, 2012. - 321 с.
7. Басова Н. В., Татаренко А. М. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита федерального бюджета // Молодой ученый. - 2016. - № 27 (131). - С. 348-351
8. Барулин С.В. Налоговая политика России / С.В. Барулин, А.В. Макрушин, В.А. Тимошенко. - Саратов: Сателлит, 2014. - 341 с.
9. Васильев А.М. Анализ налоговых индикаторов для целей налогового планирования и прогнозирования // Экономические и гуманитарные науки. -
2012. - №11. - С.20-28.
10. Воробьева Л. В., Димитров И. Л. Налог на недвижимость и проблемы, связанные с его введением в России // Современная налоговая система: состояние и перспективы (национальный и международный опыт) Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2011. — С. 351-353
11. Еремина В.А. Зарубежный опыт налогообложения и возможность его использования в российских условиях // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - С. 167-173.
12. Жидкова Е.Ю. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие / Е.Ю. Жидкова, Н.В. Видеркер. - Ставрополь: СКФУ, 2014. - 252 с.
13. Заключение Счетной Палаты РФ на отчет об исполнении бюджета за
2016 год [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.11.2017. URL:
http://www.ach.gov.rU/activities/audit-of-the-federal-budget/31131/.
14. Карп М.В. Налоговый менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 178 с.
15. Корень А.В., Татуйко А.В. Зарубежный опыт реализации налоговой политики по стимулированию экономического роста // Владивостокский государственный институт экономики и сервиса. - 2016. - №4(17). - С.187-191.
16. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 559 с.
17. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 375 с.
18. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 495 с.
19. Никонов А.А. Актуальные проблемы налогового права // Прямые инвестиции. - 2012. - №4. - С. 44-47.
20. Лаврухина Н.В. Критерии выбора оптимальной системы налогообложения предприятия // Теория и практика общественного развития. -
2013. - № 12. - С. 119.
21. Лапин Ю.В. К вопросу о понимании сущности государственной налоговой политики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - С.159-161.
22. Ларо М. Иски о взыскании убытков, возмещение судебных издержек: опыт США // Налоговед. - 2011. - № 1 (85). - С. 74-83.
23. Миронов А.А. Сущность и содержание налоговой политики в современных условиях // Научно-инф. журнал «Экономические науки». - 2013. - 6 (67). - С. 59-62.
24. «Объединенные Пензенские водочные заводы» // Официальный сайт.
[Электронный ресурс] URL: http://www.vodkapremium.com/companies/
obedinennyepenzenskievodochnyezavody.html/ (дата обращения 22.10.2017).
25. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс] URL: http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/ (дата обращения
22.10.2017) .
26. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 382 с.
27. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение. Учеб. пособие / / А.Ю. Рыманов. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2012. - 331 с.
28. Сводные отчеты в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов РФ // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс ]URL : https://www.nalog.ru/ (дата обращения 22.10.2017).
29. Тарасова В. Ф., Владыка М. В., Сапрыкина Л. Н. Налоги и налогообложение. - 2- е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012. - 155 с.
30. Татаренко А. М., Басова Н. В. Совершенствование налогового администрирования как метод государственного контроля // Молодой ученый.
— 2017. — №7. — С. 286-288.
31. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области // Официальный сайт URL : http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/ (дата обращения
24.10.2017) .
32. Федорова И.А. Гражданско-правовая ответственность налоговых органов по законодательству Российской Федерации: монография / И.А. Федорова; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). - М. : [б. и.], 2013. - 199 с.
33. Филатова Е.А. Теоретическая классификация моделей налоговой политики // Инновационное развитие экономики. 2015. - № 2 (26). - С. 82-85.
34. Филиппова Н.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования малого инновационного бизнеса и возможности его использования в России / Н.А. Филиппова, О.Ю. Создаева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 35. - С.51-58.
35. Шевченко И.В., Алеников А.С. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории // Финансы и кредит. 2012. - № 30 (510). - С. 32-37.
36. Шелепов В. Г. Совершенствование налогового администрирования // Налоги и сборы. - 2015. - № 1. - С. 21-25.