ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................................... 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ....................................................... 6
1.1. Концептуальная метафора и ее функции .............................................................................................. 6
1.2. Метафорическая модель и ее компоненты ......................................................................................... 16
1.3. Политический дискурс в СМИ ............................................................................................................... 17
1.4. Понятие «образ» в коммуникативном аспекте ................................................................................... 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 .......................................................................................................................29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТОБРАННОГО КОРПУСА ЕДИНИЦ НА ОСНОВЕ
КЛАССИФИКАЦИИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ. ............................................................31
2.1. Классификация метафорических моделей ............................................................................................... 31
2.2. Сопоставительный анализ антропоморфных метафор в американских и российских СМИ. .................32
2.3. Сопоставительный анализ социоморфных метафор в американских и российских СМИ ..................... 41
2.4. Сопоставительный анализ артефактных метафор в американских и российских СМИ ......................... 55
2.5. Сопоставительный анализ природоморфных метафор в американских и российских СМИ ................61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 .......................................................................................................................66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................................................69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................................................73
ПРИЛОЖЕНИЕ .....................................................................................................................................84
Настоящее исследование посвящено сопоставительному изучению
метафорических образов в американских и российских средствах массовой
информации.
Актуальность исследования метафорического образа США и России
в газетном дискурсе данных стран определяется рядом факторов.
Во-первых, в основе любой культуры лежит разделение мира на
пространство «наше»/«свое»/безопасное»/»гармонически организованное» и
«их»/»чужое»/»враждебное»/»опасное»/»хаотичное».
Подобное противопоставление пронизывает всякое коллективное,
массовое, народное, национальное мироощущение, поэтому важно сравнить
медийные образы России и США в российской и американской прессе.
Учитывая роль и место СМИ в публичном пространстве, становится
очевидным, что образы этих стран как внутри страны, так и в мире во
многом обусловлены представлениями граждан о той или иной стране,
находящими отражение в сообщениях СМИ.
Во-вторых, средства массовой информации являются сегодня,
пожалуй, непрерывно обогащающимся и мобильным типом дискурса.
Анализ метафорических моделей позволяет проследить определенные
тенденции в сфере общественного сознания, выявить общее и
специфическое в национальном мировосприятии и категоризации
действительности. Кроме того, текст обладает одним из своих системных
качеств – регулятивностью, которая связана с функциональными
особенностями художественного текста:
предсказуемостью/непредсказуемостью текстового развертывания,
вариативностью интерпретации, образностью и ассоциативностью, и дает
ему возможность не только управлять познавательной деятельностью
адресата, но и манипулировать его сознанием, определяет меру, объем и
способ подачи информации, вызывающей определенные эмоции у адресата.
В-третьих, данное сопоставительное исследование направлено на
повышение эффективности межкультурного взаимодействия, а также
проводится с целью установить взаимопонимание и толерантные отношения
между национальными культурами.
Теория метафоры в последнее десятилетие стала едва ли не ведущим
направлением когнитивистики и психолингвистики. Особенно
перспективно сопоставительное исследование метафорических картин мира,
характерных для различных национальных лингвокультурных сообществ.
Метафоры связаны с общественным опытом, т.е. в определенной
степени они объективно отражают общие закономерности в национальной
метафорической картине мира. Вот почему исследование метафор
позволяет выделить и проанализировать особенности ментальности той или
иной нации, провести кросскультурные сравнения, выявить национальные
стереотипы, ценностные ориентации и зафиксировать как общие для стран
представления о картине мира, так и выделить свойственные отдельной
лигвокультурной общности метафорические доминанты.
Это и определяет актуальность данной работы.
Цели и задачи исследования. Целью данной выпускной
квалификационной работы является описание и анализ функционирования
метафор в американских и российских печатных СМИ.
Цель работы достигается путем постановки и решения следующих
задач исследования:
1) Изучить научную литературу по теме исследования,
концептуальную метафору и ее функции, изучить существующие
классификации метафор, понятие «дискурс», а также понятие «образ» в
коммуникационном аспекте.
2) Отобрать и классифицировать метафоры; провести анализ
отобранного материала, выявить сходства и различия метафорических
моделей; выявить преобладающие типы метафор в каждой лингвокультуре. Объектом исследования являются метафорические
словоупотребления в американских и российских средствах массовой
информации.
Предметом исследования является сопоставительное исследование
метафорических словоупотреблений в американских и российских
средствах массовой информации.
Материалом исследования послужила выборка текстов газетных статей, опубликованных в периодических электронных изданиях на русском и
английском языках в период с 2015 по 2016 год. Всего методом сплошной
выборки было собрано и проанализировано 389 метафорических единиц в
газетных статьях, в том числе 192 в российских и 197 – в американских источниках. Предпочтение отдавалось газетам, имеющим высокий тираж,
пользующихся популярностью среди населения и предназначенных для образованной аудитории: Комсомольская правда, Аргументы и Факты, Газета, Ведомости, Взгляд, Известия, Независимая газета, Новая газета,
Коммерсантъ, Houston Chronicle, New York Times, The Denver Post, USA Today, The Washington Post, Daily News, New York Post, The Guardian.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе
использован комплекс методов исследовательских приемов, ведущим среди
которых стал когнитивно-дискурсивный анализ (Е. С. Кубрякова, В. А.
Виноградов, Н. Н. Болдырев, Э. В. Будаев, В. З. Демьянков, В. И. Карасик,
А. А. Кибрик, И. М. Кобозева, А. П. Чудинов и др.).
В качестве основного применяется сопоставительный метод.
Также для достижения данной цели был использован метод сплошной
выборки на этапе подбора газетных материалов, и анализ метафоры в
рамках когнитивного направления. Во второй главе был применен метод
построения фреймов, общенаучные методы классификации, сопоставления,
обобщения, что способствовало выявлению общего и национальноспецифического в языковых картинах мира. Научная новизна и теоретическая значимость настоящей работы
заключается в развитии теории когнитивной лингвистики и в определении
функциональной нагрузки такого комплексного явления как метафора.
В данном исследовании метафорических словоупотреблений в
средствах массовой информации России и США выявлены
интернациональные закономерности функционирования метафорических
моделей и особенности, обнаруживающие национально специфические
характеристики различных метафорических картин мира.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы
заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в
курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и
сопоставительного языкознания.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и
задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» дается
определение метафоры, выделяются метафорические группы,
рассматривается метафора и особенности ее функционирования в дискурсе
СМИ, дается определение политического дискурса, а также освещается
понятие «образ» в коммуникационном аспекте.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц»
рассматриваются метафоры американских и российских средств массовой
информации, а также проводится сопоставительный анализ метафорических
словоупотреблений.
В конце каждой главы предлагаются краткие выводы, а в Заключении
работы представлены основные выводы по теме исследования.
В приложениях представлены количественные показатели примеров
по метафорическим моделям.
В результате нашего исследования было проведено сопоставительное
изучение метафорических образов в американских и российских средствах
массовой информации.
В данном исследовании метафорических словоупотреблений в
средствах массовой информации России и США выявлены закономерности
функционирования метафорических моделей и национально-специфические
характеристики различных метафорических картин мира при создании
образа России в США и образа США в России.
При выборе моделей для исследования учитывалась, прежде всего,
целесообразность характеристики моделей с различными свойствами,
относящихся к различным семантическим сферам согласно их
классификации по А.П. Чудинову, выделяющему четыре основных разряда
моделей политической метафоры: антропоморфная метафора,
природоморфная метафора, социоморфная метафора и артефактная
метафора.
Проведенный анализ метафорических моделей сферы-источника «Человек» показал, что модель «Больной организм» является доминантной в российском газетном дискурсе, что свидетельствует о создании образа США в России как неуравновешенной, нервной личности, неадекватно ведущей себя с
окружающими людьми, причем больше на уровне заболеваний психических, нежели физиологических.
Анализ метафорических моделей, относящихся к сфере-источнику
«Социум», выявил, что главенствующую роль при создании образа страны
играет метафорическая модель «Непрекращающаяся война», «Спорт/игра»
и «Криминал», что свидетельствует о доминировании в национальном сознании обеих стран «агрессивного» сценария для разрешения политических
разногласий. Милитарная метафора, имеющая яркую негативную коннотацию, получила широкое распространение в российских и американских
СМИ, что может быть объяснено общей милитаризацией общественного со знания этих стран. Вместе с тем метафоры, характеризующие военные действия России, более активно представлены в американских СМИ. Незначительный разрыв в процентном соотношении и совпадение концептов, составляющих основу фреймов вышеназванных моделей, подтверждает универсальность мышления представленных стран. Модель «Россия/США –
это мир криминала» с ярко выраженным отрицательным эмотивным фоном
представлена метафорическими текстами в российской и американской
прессе в одинаковых пропорциях, так как серьезные сложности, вызванные
актуальной политической ситуацией, не могли не сказаться на восприятии
действительности американцами и россиянами. Согласно полученным данным, образ России в США и образ США в российских СМИ совпадает в
данном метафорическом отображении, высокая продуктивность криминальной метафорики в СМИ обеих стран свидетельствует о сильной пропаганде и воздействии средств массовой информации на восприятии человеком картины мира. Концептуализация мира российскими и американскими
политиками и журналистами, посредством использования образов войны и
преступности безусловно воздействует на общественное самосознание, еще
больше усиливая негативную оценку действительности и создает образ государства как криминального элемента, совершающего противоправные действия. Метафорическая модель «Спорт/игра» в американских СМИ превалирует с достаточным отрывом от показателей российских СМИ. Россия
представлена как хитрый и сильный игрок против образа США в российских СМИ как спортивного соперника .
Анализ метафорических моделей сферы-источника «Артефакты» показал, что в данной сфере-источнике в картинах мира США и России не
наблюдаются существенные расхождения. «Механизм» как источник метафорического заимствования встречается довольно часто в метафорических
текстах российских газет и в американской прессе, что свидетельствует о
создании представления об обществе и государстве как о мощном, безжалостного механизме, способного перемолоть отдельного человека или даже целое общество. Метафорическая модель «Строение/дом» реализуется через представление социально-политических реалий и процессов, происходящих в обществе и государстве, происходит традиционно в образе дома.
Концепт «дом» проявляет достаточную активность к развертыванию в газетном дискурсе двух стран и составляет 32,5% от всей сферы-источника
«Артефакты» в российских газетах и 23,5% - в американских источниках.
Метафоры дома передают главным образом нейтральные прагматические
смыслы. Вместе с тем, негативной оценочностью сопровождаются понятия
«крушение, разваливаться, отваливающаяся штукатурка», «уничтожение
несущих конструкций». Деятельность США на арене мировой политики
подаётся как «разрушение» дома, мировая политика представляется как
«ремонт» и «перестройка», неправильная эксплуатация «дома» может привести к тому, что он «расшатается» и «обрушится».
Источниками метафорической экспансии в сфере-источнике «Природа» послужили понятийные сферы «Мир животных», «Мир растений»,
«Мир неживой природы», то есть политические реалии осознаются в концептах мира окружающей человека природы. Слотовая структура «Обращение с животными» представлена в американских источниках, что создает
образ России как человека, жестоко обращающегося с животными и эксплуатирующего их. Исследование метафорических словообразований сферыисточника «Природа» свидетельствует о том, что природоморфные метафоры не являются достаточно активными в источниках США и России: они
составляют 3,1% среди метафорических текстов из проанализированных
российских газет, и 6,6 % – из американских. Это объясняется сложившейся на сегодняшний день сложной политической ситуацией, в которой
наибольшей экспрессией в газетном дискурсе обладают социоморфные метафоры, в особенности милитарная и криминальная. Таким образом, активное использование той или иной метафорической
модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует
внимание на существующих проблемах в обществе.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в
том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы, высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и
уточнить некоторые высказанные в данной дипломной работе положения.
Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория
метафоры. - М.:Прогресс, 1990. - С. 5- 32
2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.,
1996.
3. Баранов, А. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. - М.: Проф-пресс, 1991. - 211 с.
4. Баранов Г.С. Роль метафоры в теории познания и репрезентации
социальной реальности (философский анализ). - Новосибирск, 1994. - 246 с.
5. Баранов, А.Н. Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры: почти двадцать пять лет спустя / Дж.Лакофф , М.Джонсон М. // Метафоры, которыми мы живем - М.: Языки русской культуры, 2004. - С.7- 18.
6. Виноградов С.И. Выразительные средства в парламентской речи,
2001. - http://www.gramota.ru/biblio/magazines/rr/28_355
7. Вендина Т.И. Введение в языкознание, 2001 Издательство
Москва: Высшая школа - 228 с.
8. Володина М.Н. Язык средств массовой информации, М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 760 с.
9. Гаврилова М.В. Политический дискурс как объект лингвистического анализа / М.В. Гаврилова // Полис. - 2004. - С. 129- 142.
10. Гак В.Г. О контрастивной лингвистике // Новое в зарубежной
лингвистике. 1989. - С. 5 - 17.
11. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования - М.: Известия, 2003. – 446 c.
12. Голуб И.Б.. Стилистика русского языка: Учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / И.Б.
Голуб. - М.: Айрис-пресс: Рольф, 2002 .- 441с.74
13. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие. — 11-е
изд. — М.: Айрис-пресс, 2010. — 448 с. — (Высшее образование).
14. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
15. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ
- http://evartist.narod.ru/
16. Дымарский, М. Я. Текст - дискурс - художественный текст //
Текст как объект многоаспектного исследования : науч.-метод. семинар
«ТБХТи8» : сб. ст. Вып. 3, ч. I. СПб. ; Ставрополь, 1998
17. Ипполитова Н.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Н.Б. Ипполитова. - Саранск: Изд-во Саранского государственного
университета, 2004. - С. 91.
18. Каган Е.Б. Метафорические заголовки в российской, американской и британской прессе: когнитивный, текстовый и психолингвистический аспекты - Екатеринбург, 2012- С 255.
19. Карасик В.И. Язык социального статуса / М.: Институт языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330 с.
20. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик //
Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002.
– 477 с.
21. Караулов Ю. Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.,
1989.
22. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 1999.
23. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность. М., 1998.
24. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира.
Издательство: М.: Языки славянской культуры. 2004 - 560 с.75
25. Лакофф и Джонсон, Метафоры, которыми мы живем. – Чикаго,1980. – 354с.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. —
М.: Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.
27. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Изд-во Гнозис, 2003.
-280 с.
28. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефлбук Ваклер, 2000. - 386 с.
29. Прозян Н.О. Роль метафоры в организации текста (на материале
английскго политического дискурса) / Н.О. Прозян // Вестник Челябинского
университета. - 2009. - № 35. - С. 132-137.
30. Прозян Н.О. Прагматический аспект использования метафор в
британском и американском политическом дискурсе / Н.О. Прозян / Материалы II Международной научной конференции «Язык средств массовой
информации как объект междисциплинарного исследования». М., 2008. - С.
444 - 446.
31. Прохоров Е.П. Массовое сознание как предмет социологического исследования / Теория и социология СМИ. Ежегодник 2006. М., 2006.
32. Пшенкин А.А. Метафорический образ СССР / России в американском и российском политическом дискурсе / А.А. Пшенкин // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2006. - С. 146 - 160.
33. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Аспект
Пресс. - 2007. - С.83.
34. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - Под ред. В.А.
Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996. — 536 с.
35. Рогозина И. В. Медиа-картина мира // Языковое бытие человека
и этноса: Психолингвистический аспект. Барнаул, 2001.
36. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. М.:
Высшая школа, 1994. - 238 с.76
37. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. - М.: Флинта,
Наука, 1997.-256 с.
38. Чугров С. В. «Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия»,
«Наука», 1993. – 143 с.
39. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры , 1991 (Екатеринбург, 2001. – 238 с.)
40. Чудинов А.П. Спортивная метафора в современном российском
политическом дискурсе / А.П. Чудинов // Вестник ВГУ, Серия лингвистика
и межкультурная коммуникация. - 2001. - С. 45 - 57.
41. Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политическом коммуникации: Монография / А.П. Чудинов // Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург, 2003а. - 238 с
42. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. Москва, 2003б, - 193с.
43. Чудинов А.П. Практическая риторика. Екатеринбург: Уральский
пед. ун-т, 1998. - 107 с.
44. Швецова М.Г. Роль СМИ в конструировании образа страны/
Проблемы истории, филологии, культуры. № 4. - Магнитогорск: Изд-во
МаГУ, 2012. –С. 288-298.
45. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. Москва; Волгоград, 2000.
Источники на иностранных языках
Monographs, books,brochures, articles,presentations
46. Black M. Metaphor. - In: M. Black. Models and Metaphor. Studies in
language and Philosophy. Ithaca - London, Cornell University Press, 1962, P. 25-
47.
47. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By/ Lakoff G. - Chicago,
1980 – 354 р.
48. Picalo J. Metaphors of Nature in Political Science -
http://eis.bris.ac.uk/77
49. Richards I.A. The Philosophy of Rhetoric. Oxford University Press:
New York and London, 1936.
50. Musolff A. Metaphor and Political Discourse. Analogical Reasoning
in Debates about Europe. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2004.
51. Drulak P. Metaphors and Creativity in International Politics. Discourse Politics Identiy // www.lancaster.ac.uk/ias/researchgroups/ dpi/docs/dpiwp3-2005-drulak.doc - 2005.
Список интернет-источников
1. http://ria.ru/15.05.16
2. http://vz.ru/politics
3. http://www.pravda.ru
4. https://russian.rt.com
5. http://ria.ru
6. http://regnum.ru/news
7. https://news.rambler.ru
8. http://www.aif.ru
9. http://dailynewslight.ru
10. http://zakonvremeni.ru/analytics
11. http://www.kommersant.ru
12. http://politobzor
13. http://geo-politica.info
14. http://inosmi.ru
15. http://www.putin-today.ru/archives
16. http://www.gazeta.ru
17. www.bb