Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Работа №157478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблема становления связной монологической речи
1.1. Лингвистические основы монолога 5
1.2. Речевой онтогенез 7
1.3. Нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава II. Изучение состояния связной речи у дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение: цель, задачи и организация
2.2. Содержание экспериментального изучения 16
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения 20
Глава III. Основные направления формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР
3.1. Теоретическое обоснование обучающего эксперимента 27
3.2. Обучение пересказу 28
3.3. Контрольный эксперимент 42
Заключение 44
Список литературы 46

Являясь главным достижением дошкольного возраста, связная речь требует для своего развития создания условий даже при нормальном психофизическом развитии ребенка, а при недоразвитии речи необходим целый комплекс мероприятий, направленных на становление механизмов диалогического и монологического высказывания. Для изучения текстов- пересказов, создаваемых дошкольниками с речевыми нарушениями в ходе экспериментального обследования, нами составлялись модели — сети развертывания целевой структуры текста — пересказа. В дальнейшем использовалось «наложение» моделей, разработанных по пересказам детей, на модели эталонного рассказа. Сравнение моделей результировалось в детальном анализе детских пересказов с целью установления их соответствия или несоответствия эталону. Применение рассматриваемого подхода к изучению детских пересказов позволяет выявить особенности структурно-семантической организации создаваемых текстов:
• цельность вторичного текста (раскрытие темы и основной мысли рассказа, его тематико-смысловое единство, взаимосвязь и взаимозависимость фрагментов текста);
• связность (характеристика формальных связей — когезии, глубинных логико-смысловых связей — когерентности);
• полнота передачи содержательной информации текста (объем пересказа, семантическое наполнение значения ми, достоверность фактической стороны высказывания, «потери» содержательной информации).
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: пути коррекция недостатков связной монологической речи (пересказ) детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. 3
Цель: определить педагогические пути преодоления недостатков в развитии связной монологической речи (пересказа) детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи: 1. Выявить особенности связного монологического
высказывания детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.
2. Разработать систему приемов и упражнений по обучению связному монологическому высказыванию (пересказу) в процессе коррекционно - логопедической работы.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов коррекционной работы.
Методы:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Изучение медико-психолого-педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; качественный и количественный анализ.
Гипотеза: 1. У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня имеются нарушения связной монологической речи (логической последовательности, полноты передачи содержания текста, смысловые несоответствия и т.д.);
2. Специальное обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня обеспечит положительную динамику их речевого развития и будет способствовать совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.
Практическая значимость: представленная система методических приемов может быть использована в процессе специального, коррекционно-развивающего воспитания и обучения связному высказыванию детей речевым недоразвитием, а так же с задержкой психического развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы, проведённый в исследовании показал важность и необходимость речевого воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Именно в этом возрасте происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются. Поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, которое включает в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремление к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.
Проведённое нами экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, позволило определить несформированность связной речи. Это было обусловлено трудностями актуализации детьми социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отражением их в речи, а также несформированностью речи, как системы: у детей отмечалось нарушение звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграматизмов.
В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что, в свою очередь, обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Особенно ярко это выступало в самостоятельном рассказывании.
Экспериментальное обучение было направлено на формирование пересказа. Нами были поставлены задачи подбора адекватных методов, приемов и заданий которые реализовывались в процессе подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий, где создавались условия для высокой речевой активности детей.
Использование систематической работы по овладению связной монологической речи в процессе коррекционной логопедической работы с детьми общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития.



1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова - М., -2006. - 222 с.
2. Вильшанская, А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР / А.Д.Вильшанская / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. №1. - С 18¬23.
3. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьёва / Дефектология. - 1990. - № 4. - С. 40-46.
4. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С Выготский - М., 1982. -211 с.
5. Граб, Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Л.М. Граб - М., 2005. - 56 с.
6. Демичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / В.В. Демичева, И.А. Устименко / Начальная школа. - М., - 1994. - № 12. - С. 16-20.
7. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева. - М., 2017. - 336 с.
8. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кисилёва. - М. , 2006. - 576 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова - М., 2001. - 335 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М., 1991. - 239 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова - М., 1972. - 131 с.
12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин - М., 1956. -156 с.
13. Зикеев, А.Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений младшими школьниками с нарушениями в развитии / А.Г. Зикеев / Дефектология. -№ 5. - 2004.- С. 15-18.
14. Козырева, А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева. - М., - 1990. - 69 с.
15. Кислова, Т.Р. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи / Т.Р. Кислова / Дефектология.- 1994. - № 4. - С. 25-23.
16. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей / К.В. Комаров - М., - 2005. - 223 с.
17. Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко - М. 2005. - 224 с.
18. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Конаваленко - М., 2003. - 128 с.
19. Костенкова, Ю.А. Методические рекомендации к обучению чтению учащихся коррекционно-развивающихся классов / Ю.А. Костенкова / Дефектология.- 1998. - № 3. - С. 34-38.
20. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Корнев - М., 2005. - 128 с.
21. Ларина, Л.Ю. НОД по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» / Л.Ю. Ларина /Дошкольная педагогика. - 2016. — № 9. - С 12-18.
22. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М., 2001. - 224 с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева- СПб, 2004. - 221 с.
24. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев
[Электронный ресурс]. - https://www.litres.ru/aleksey-alekseevich-
leontev/osnovy-psiholingvistiki/chitat-onlayn/
25. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/4/0285/4 0285-1.shtml
26. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Сборник методических рекомендаций - СПб, 2006. - 272 с.
27. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. педвузов // под ред.
Волковой Л.С., Шахавской С.Н. [Электронный ресурс].-
http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml.
28. Лукина, Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития / Н.А. Лукина. - 2004.- 67 с..
29. Львов, М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. - 1993. - № 1. - С.12-15.
30. Одинаева, Л.А. Работа над пересказом художественных произведений в младших классах вспомогательной школы / Л.А. Одинаева / Дефектология. - 1990. - 154 с.
31. Плитинь, Н.Н. Использование дидактических игр для итогового контроля по русскому языку / Н.Н. Плитинь/ Начальная школа. - М., - 1991. - № 2. - С. 26 - 28.
32. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева - Ростов-на-Дону, 2006. - 338 с.
33. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего
дошкольного возраста.[Электронный ресурс] - .https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer
34. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова - М., 1980. - 182 с.
35. Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова / Дефектология. - 2004. - № 5. - С 34-42.
36. Тупицына, Т.С. Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения / Т.С. Тупицына / Начальная школа. - 1994. - № 12. - С 39 - 43.
37. Фалькович, Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина - М., 2005. - 288 с.
38. Федоренко, Л.П. Методика развития речи у детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко. - М., - 1977. - 122 с.
39. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова - М., - 2006. - 96 с.
40. Чиркина, Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева - М., - 2006. - 224 с.
41. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / Русская речь / Л.П.
Якубинский. - СПб. - 1923. - 195 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ