Методические особенности изучения задач с экономическим содержанием
|
Введение 3
Глава 1. Основные типы задач с экономическим содержанием в
ЕГЭ по математике 5
1.1 Анализ контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по теме
«Задачи с экономическим содержанием» 5
1.2 Методические особенности изучения задач на вклады 7
1.3 Методические особенности изучения задач на кредиты 11
1.4 Методические особенности изучения задач на оптимизацию 16
Глава 2. Разработка элективного курса «Интенсив по финансовым
задачам» 25
2.1 Элективный курса «Интенсив по финансовым задачам» 25
2.2 Технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты» 28
2.3 Конспект экономической деловой-игры 41
Заключение 47
Список литературы 48
Глава 1. Основные типы задач с экономическим содержанием в
ЕГЭ по математике 5
1.1 Анализ контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по теме
«Задачи с экономическим содержанием» 5
1.2 Методические особенности изучения задач на вклады 7
1.3 Методические особенности изучения задач на кредиты 11
1.4 Методические особенности изучения задач на оптимизацию 16
Глава 2. Разработка элективного курса «Интенсив по финансовым
задачам» 25
2.1 Элективный курса «Интенсив по финансовым задачам» 25
2.2 Технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты» 28
2.3 Конспект экономической деловой-игры 41
Заключение 47
Список литературы 48
Постоянно меняющаяся современная экономическая обстановка в России и в мире, актуализирует проблематику воспитания финансово грамотного подрастающего поколения. На этом фоне исключительно важным представляется повышение уровня финансовой образованности современных выпускников в целях эффективности принятия будущих решений в области личных и семейных финансов в частности, а также обеспечения роста национальной экономики в целом.
Именно математика становится площадкой для формирования финансовой грамотности, что связано с тем, что многие экономические проблемы анализируются с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики. При этом именно решение задач с экономическим содержанием является активной составляющей экономического образования. Без математических знаний невозможно осуществлять финансовые расчеты и бизнес-планирование. «Такое сотрудничество помогает ученику ощутить практическую направленность математики, с одной стороны, а с другой - усваивать экономические термины и модели» [2].Уровень значимости задач с экономическим содержанием очевиден.
Кроме того, начиная с 2015 года, в ЕГЭ по математике появилась задача с экономическим содержанием. Учащиеся «замотивированы» в её решении. Возникла необходимость научить школьников решать данную задачу.
Проблема обучения школьников решению этих задач состоит из следующих составляющих: во-первых, наличие в данных задачах «сложных» экономических операций; во-вторых, наиболее сложным этапом решения задач с экономическим содержанием является составление математической модели. Если рассмотрим результаты ЕГЭ по математике за 2021 год «приступили к решению задания №17 и получили за него ненулевые баллы приблизительно 19% участников экзамена. Самыми распространенными ошибками являлись, прежде всего, неверное составление математической модели задачи и вычислительные ошибки» [6]. Таким образом, решение данной проблемы требуется в математическом и методическом обеспечении. Все, выше сказанное, говорит об актуальности данной темы.
Цель работы -разработать элективный курс «Решение задач с экономическим содержанием».
Объектом исследования является процесс изучения задач с экономическим содержанием.
Предмет исследования - обучение старшеклассников решению экономических задач из ЕГЭ.
Задачи исследования:
• провести анализ учебников и контрольно-измерительных материалов по математике по теме «Задачи с экономическим содержанием»;
• разработать методику обучения по решению экономических задач из ЕГЭ;
• разработать элективный курс «Интенсив по финансовым задачам»;
• составить технологическую карту занятия по теме «Задачи на кредиты»,
• составить конспект экономической деловой игры.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Новизна проведенного исследования заключается в разработке элективного курса «Интенсив по финансовым задачам» в смешанном формате с разработкой алгоритмов, включающих используемые формулы, по каждому типу задач, встречаемых в ЕГЭ по математике профильного уровня.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования методических разработок при подготовке школьников к ЕГЭ по математике.
Именно математика становится площадкой для формирования финансовой грамотности, что связано с тем, что многие экономические проблемы анализируются с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики. При этом именно решение задач с экономическим содержанием является активной составляющей экономического образования. Без математических знаний невозможно осуществлять финансовые расчеты и бизнес-планирование. «Такое сотрудничество помогает ученику ощутить практическую направленность математики, с одной стороны, а с другой - усваивать экономические термины и модели» [2].Уровень значимости задач с экономическим содержанием очевиден.
Кроме того, начиная с 2015 года, в ЕГЭ по математике появилась задача с экономическим содержанием. Учащиеся «замотивированы» в её решении. Возникла необходимость научить школьников решать данную задачу.
Проблема обучения школьников решению этих задач состоит из следующих составляющих: во-первых, наличие в данных задачах «сложных» экономических операций; во-вторых, наиболее сложным этапом решения задач с экономическим содержанием является составление математической модели. Если рассмотрим результаты ЕГЭ по математике за 2021 год «приступили к решению задания №17 и получили за него ненулевые баллы приблизительно 19% участников экзамена. Самыми распространенными ошибками являлись, прежде всего, неверное составление математической модели задачи и вычислительные ошибки» [6]. Таким образом, решение данной проблемы требуется в математическом и методическом обеспечении. Все, выше сказанное, говорит об актуальности данной темы.
Цель работы -разработать элективный курс «Решение задач с экономическим содержанием».
Объектом исследования является процесс изучения задач с экономическим содержанием.
Предмет исследования - обучение старшеклассников решению экономических задач из ЕГЭ.
Задачи исследования:
• провести анализ учебников и контрольно-измерительных материалов по математике по теме «Задачи с экономическим содержанием»;
• разработать методику обучения по решению экономических задач из ЕГЭ;
• разработать элективный курс «Интенсив по финансовым задачам»;
• составить технологическую карту занятия по теме «Задачи на кредиты»,
• составить конспект экономической деловой игры.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Новизна проведенного исследования заключается в разработке элективного курса «Интенсив по финансовым задачам» в смешанном формате с разработкой алгоритмов, включающих используемые формулы, по каждому типу задач, встречаемых в ЕГЭ по математике профильного уровня.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования методических разработок при подготовке школьников к ЕГЭ по математике.
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Рассмотрев учебную и методическую литературу, проанализировав школьную программу, можно сделать вывод, что для успешного решения экономических задач учащимся недостаточно ориентироваться лишь на школьную программу.
2. Разработана методика обучения решению задач с экономическим содержанием по каждому типу, включенных в ЕГЭ профильного уровня по математике.
3. Разработан элективный курс «Интенсив по финансовым задачам».
В состав методического обеспечения курса входит: пояснительная записка, тематическое планирование, технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты», конспект игры. Кроме того, на данном элективном курсе учащиеся не только рассматривают критерии оценивания задач, но и учатся правильно оценивать это решение в соответствии с ними.
Знания и умения, формируемые в процессе изучения данного курса, позволят успешно подготовиться к ЕГЭ по математике, повысят финансовую грамотность выпускников школы, а также повысят мотивацию в изучении математике.
4. Составлена технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты».
5. Составлен конспект экономической деловой игры.
Данный материал может быть использован учителем при подготовке школьников к ЕГЭ по математике.
1. Рассмотрев учебную и методическую литературу, проанализировав школьную программу, можно сделать вывод, что для успешного решения экономических задач учащимся недостаточно ориентироваться лишь на школьную программу.
2. Разработана методика обучения решению задач с экономическим содержанием по каждому типу, включенных в ЕГЭ профильного уровня по математике.
3. Разработан элективный курс «Интенсив по финансовым задачам».
В состав методического обеспечения курса входит: пояснительная записка, тематическое планирование, технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты», конспект игры. Кроме того, на данном элективном курсе учащиеся не только рассматривают критерии оценивания задач, но и учатся правильно оценивать это решение в соответствии с ними.
Знания и умения, формируемые в процессе изучения данного курса, позволят успешно подготовиться к ЕГЭ по математике, повысят финансовую грамотность выпускников школы, а также повысят мотивацию в изучении математике.
4. Составлена технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты».
5. Составлен конспект экономической деловой игры.
Данный материал может быть использован учителем при подготовке школьников к ЕГЭ по математике.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ C ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Методика обучения решению экономических задач из ЕГЭ по математике
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В 10-11 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КУРС ПО ВЫБОРУ “ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ” ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОФИЛЬНОМУ ЕГЭ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Методические особенности изучения содержательной линии «Обратные функции» в классах различного профиля обучения
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (8-9 КЛАССЫ)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Принцип математической индукции и его применение в школьном курсе математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020



