Введение 3
Глава 1. Основные типы задач с экономическим содержанием в
ЕГЭ по математике 5
1.1 Анализ контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по теме
«Задачи с экономическим содержанием» 5
1.2 Методические особенности изучения задач на вклады 7
1.3 Методические особенности изучения задач на кредиты 11
1.4 Методические особенности изучения задач на оптимизацию 16
Глава 2. Разработка элективного курса «Интенсив по финансовым
задачам» 25
2.1 Элективный курса «Интенсив по финансовым задачам» 25
2.2 Технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты» 28
2.3 Конспект экономической деловой-игры 41
Заключение 47
Список литературы 48
Постоянно меняющаяся современная экономическая обстановка в России и в мире, актуализирует проблематику воспитания финансово грамотного подрастающего поколения. На этом фоне исключительно важным представляется повышение уровня финансовой образованности современных выпускников в целях эффективности принятия будущих решений в области личных и семейных финансов в частности, а также обеспечения роста национальной экономики в целом.
Именно математика становится площадкой для формирования финансовой грамотности, что связано с тем, что многие экономические проблемы анализируются с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики. При этом именно решение задач с экономическим содержанием является активной составляющей экономического образования. Без математических знаний невозможно осуществлять финансовые расчеты и бизнес-планирование. «Такое сотрудничество помогает ученику ощутить практическую направленность математики, с одной стороны, а с другой - усваивать экономические термины и модели» [2].Уровень значимости задач с экономическим содержанием очевиден.
Кроме того, начиная с 2015 года, в ЕГЭ по математике появилась задача с экономическим содержанием. Учащиеся «замотивированы» в её решении. Возникла необходимость научить школьников решать данную задачу.
Проблема обучения школьников решению этих задач состоит из следующих составляющих: во-первых, наличие в данных задачах «сложных» экономических операций; во-вторых, наиболее сложным этапом решения задач с экономическим содержанием является составление математической модели. Если рассмотрим результаты ЕГЭ по математике за 2021 год «приступили к решению задания №17 и получили за него ненулевые баллы приблизительно 19% участников экзамена. Самыми распространенными ошибками являлись, прежде всего, неверное составление математической модели задачи и вычислительные ошибки» [6]. Таким образом, решение данной проблемы требуется в математическом и методическом обеспечении. Все, выше сказанное, говорит об актуальности данной темы.
Цель работы -разработать элективный курс «Решение задач с экономическим содержанием».
Объектом исследования является процесс изучения задач с экономическим содержанием.
Предмет исследования - обучение старшеклассников решению экономических задач из ЕГЭ.
Задачи исследования:
• провести анализ учебников и контрольно-измерительных материалов по математике по теме «Задачи с экономическим содержанием»;
• разработать методику обучения по решению экономических задач из ЕГЭ;
• разработать элективный курс «Интенсив по финансовым задачам»;
• составить технологическую карту занятия по теме «Задачи на кредиты»,
• составить конспект экономической деловой игры.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Новизна проведенного исследования заключается в разработке элективного курса «Интенсив по финансовым задачам» в смешанном формате с разработкой алгоритмов, включающих используемые формулы, по каждому типу задач, встречаемых в ЕГЭ по математике профильного уровня.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования методических разработок при подготовке школьников к ЕГЭ по математике.
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Рассмотрев учебную и методическую литературу, проанализировав школьную программу, можно сделать вывод, что для успешного решения экономических задач учащимся недостаточно ориентироваться лишь на школьную программу.
2. Разработана методика обучения решению задач с экономическим содержанием по каждому типу, включенных в ЕГЭ профильного уровня по математике.
3. Разработан элективный курс «Интенсив по финансовым задачам».
В состав методического обеспечения курса входит: пояснительная записка, тематическое планирование, технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты», конспект игры. Кроме того, на данном элективном курсе учащиеся не только рассматривают критерии оценивания задач, но и учатся правильно оценивать это решение в соответствии с ними.
Знания и умения, формируемые в процессе изучения данного курса, позволят успешно подготовиться к ЕГЭ по математике, повысят финансовую грамотность выпускников школы, а также повысят мотивацию в изучении математике.
4. Составлена технологическая карта занятия по теме «Задачи на кредиты».
5. Составлен конспект экономической деловой игры.
Данный материал может быть использован учителем при подготовке школьников к ЕГЭ по математике.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL:
https://fgos.ru/.Заглавие с экрана (дата обращения: 21.02.2022).
2. Автономова Т. В. Практикум по методике преподавания математики в средней школе : учеб. для студентов физ.-мат. М. : Просвещение, 2009. 192 с.
3. Дворяткина С. Н., Сафронова Т. М., Евтеев В. С. Цифровизированный диалог культур в игровой деятельности школьников как способ формирования финансовой грамотности: на примере математики // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2022. №1. С. 38-48.
4. Демидова Т. Е., Тонких А. П. О способах проверки решения текстовых задач. М. : Академия, 2009. 307 с.
5. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по математике Федеральный Институт Технических Измерений (ФИПИ). URL:http://www.fipi.ru.Заглавие с экрана (дата обращения: 19.01.2022).
6. Математика. ЕГЭ. Задачи с экономическим содержанием: учебно- методическое пособие / Дерезин С. В. [и др.]; под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. 5-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д : Легион, 2019. 128 с.
7. Нахман А. Д. Математическое моделирование как инновационная содержательно-методическая линия в курсе математики // Вестник Тульского государственного университета : науч.-метод. журн. 2019. №1. С. 35-41.
8. Прокофьев А. А. Математика. ЕГЭ. Социально-экономические задачи : учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Легион, 2019. 160 с.
9. Садовничий Ю. В. Математика. Профильный уровень. Экономические задачи. М. : Экзамен, 2021. 92 с.
10. Сдам ГИА: Решу ЕГЭ. URL:https://ege.sdamgia.ru.Заглавие с экрана (дата обращения: 3.03.2022).
11. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике : учеб. пособие. 3-е. изд., перераб. и доп. М. : ЛИБРОКОМ, 2014. 248 с.
12. Ященко И. В. Методические указания для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по математике, перераб. и доп. М. : ФИПИ, 2020. 45 с.