Введение 6
1 Маркетинговые исследования рынка 9
1.1 Анализ рынка 9
1.2 Оценка конкурентов 18
1.3 Изучение потребителей и сегментирование рынка 23
2 Технико-технологическое обоснование проекта 28
2.1 Характеристика производимой продукции 28
2.2 Технология производства продукции 31
2.3 Логистика производственных процессов 35
3 Формирование системы эффективного управления предприятием 45
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия и
управление персоналом 45
3.2 Формирование стратегий организации 55
3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 69
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г
Дрожжи играют главную роль в следующих производствах: в хлебопекарной промышленности; в производстве спирта, алкогольных напитков и пива. В последующие годы к этим старинным отраслям применения дрожжей были добавлены другие. Дрожжи используются: как ингредиенты продуктов питания или кормов либо в натуральном виде, либо чаще после автолиза в виде дрожжевых экстрактов; как продуценты витаминов; для фармацевтических целей, а также в виде белково- витаминного концентрата; для получения нуклеиновых кислот, ферментов и других веществ.
Предприятия, производящие дрожжи, относятся к бродильной промышленности. Это одна из старейших отраслей, производящая стратегически важный продукт. Спрос на них является стабильным и подвержен незначительным сезонным колебаниям.
Дрожжевая отрасль постоянно развивается. На сегодняшний день существует несколько видов дрожжей: жидкие, прессованные, инстантные, сухие. Сухие дрожжи - товар относительно новый. Он появился на рынке около десяти лет назад и не успел полностью насытить рынок. Такие дрожжи известны как «сухие активные дрожжи» и представляют собой сферические ранулы около 1 мм в диаметре. Для их получения дрожжевая масса высушивается до влажности 7-8%.
Основным преимуществом сухих дрожжей заключается в том, что при низкой влажности дрожжевая клетка находится в «спящем» состоянии и может сохраняться длительное время. Кроме того, в небольшом их количестве находится значительная массам «активного вещества».
Таки образом, все большее количество представителей пищевой промышленности, а также частные домохозяйства используют в своей деятельности именно сухие дрожжи.
В настоящее время на территории Пензенской области и ближайших регионов сконцентрировалось большое количество предприятий, использующих в своей деятельности дрожжи, при этом производителей сухих дрожжей в регионе нет. Сухие дрожжи закупаются либо у иностранных производителей либо у отечественных, расположенных на территории Центрального федерального округа.
В условиях международных санкций, а также государственной поддержки отечественного производства складываются благоприятные условия для организации бизнеса по производству сухих дрожжей на территории Пензенской области.
В связи с вышесказанным целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономических мероприятий по созданию организации, производящей сухие дрожжи.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
• изучен рынок дрожжей в целом и сухих дрожжей в частности, как на уровне всей России, так и в Пензенской области;
• определена технология производства сухих дрожжей;
• составлен комплекс мероприятий по организации предприятия, специализирующегося на производстве сухих дрожжей;
• разработаны стратегии функционирования и развития данного предприятия;
• дано экономическое обоснование проектного решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, посвященные вопросам организации производства и оценки его экономической эффективности в современных экономических условиях хозяйствования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пензенской области.
Методология исследования основана на системно-функциональном подходе к изучаемой проблеме. В рамках этого подхода в работе
использовались различные методы, приемы и способы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, графический и др.
Информационная база сформирована на основе официальных данных Росстата, нормативно-справочного материала, а также материалов, опубликованных в научной литературе, периодической печати и сети Интернет.
Сухие дрожжи - товар относительно новый. Он появился на рынке около десяти лет назад и не успел полностью насытить рынок. Такие дрожжи известны как «сухие активные дрожжи» и представляют собой сферические ранулы около 1 мм в диаметре. Для их получения дрожжевая масса высушивается до влажности 7-8%.
Основным преимуществом сухих дрожжей заключается в том, что при низкой влажности дрожжевая клетка находится в «спящем» состоянии и может сохраняться длительное время. Кроме того, в небольшом их количестве находится значительная массам «активного вещества».
Таким образом, все большее количество представителей пищевой промышленности используют в своей деятельности именно сухие дрожжи.
В настоящее время на территории Пензенской области и ближайших регионов сконцентрировалось большое количество предприятий, использующих в своей деятельности дрожжи, при этом производителей сухих дрожжей в регионе нет. Сухие дрожжи закупаются у иностранных производителей или у отечественных, расположенных на территории Центрального федерального округа.
Сложившиеся обстоятельства создают благоприятные условия для организации бизнеса по производству сухих дрожжей на территории Пензенской области.
Компания видит свою миссию в том, чтобы производить высококачественные дрожжи, способные удовлетворять самые взыскательные требования потребителей.
Базовыми принципами предприятия являются: рост благодаря взаимной выгоде для предприятия, посредников, поставщиков и потребителей, получение прибыли путем служения обществу, честная конкуренция на рынке, участие в управлении предприятием всех сотрудников.
Для анализа угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также ее сильных и слабых сторон применяют метод SWOT. В результате выявленного анализа было установлено, что автоматизация производства, использование современных технологий, а также высококвалифицированный персонал могут обеспечить устойчивое положение на рынке в условиях развития хлебопекарного и кондитерского бизнеса, а также поддержки на федеральном и региональном уровне развития малого предпринимательства.
В результате проведенной сравнительной оценки различных способов производства сухих дрожжей было установлено, что наиболее приемлемым для предприятия «Дрожжевые технологии» является метод сушки прессованных дрожжей.
Для эффективной реализации поставленных целей была разработана структура управления, имеющая линейно-функциональный вид, который является наиболее приемлемым для малых предприятий.
За последние годы рынок дрожжей показал хорошую динамику роста - 8-12% в год, что обусловлено ростом пищевой промышленности. В 2016 году объем российского рынка по оценкам экспертов составил 1,3 млрд. руб. В структуре отраслевого потребления доминировал сегмент хлебопекарных дрожжей, на долю которых приходится более 31%. В то де время наибольший удельный вес занимают прессованные дрожи - 68% рынка, а сухие дрожжи занимают лишь 14%. Однако следует отметить, что среднегодовые темпы роста данного сегмента значительно выше всех остальных. Так по оценкам специалистов рынок сухих дрожжей будет расти на 9-12% в год, что создает благоприятные перспективы для нашего предприятия.
В результате проведенного анализа рынка было установлено, что на потребительском рынке основными покупателями являются жители как сельской, так и городской местности с высокой степенью осведомленности о преимуществах сухих дрожжей, активно их потребляющие для хлебопечения и приготовления выпечки и приверженные к использованию не прессованных, а сухих дрожжей. А на рынке производителей предприятия, занимающиеся хлебобулочным и кондитерским бизнесом, с высокой интенсивностью потребления сухих дрожжей и нацеленные на высокое качество сырья, нежели на цену, а также ориентированные на долгосрочное сотрудничество, то есть на предварительные заказы, а не на срочные, непредвиденные поставки.
Предприятие будет реализовывать свою продукцию под торговой маркой славный пекарь.
Система распределения предприятия «Дрожжевые технологии» будет складываться под влиянием условий местного рынка сбыта и собственных возможностей предприятия. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов для развития собственной сбытовой сети «Дрожжевые технологии» воспользуется услугами уже существующих на рынке посредников.
В результате расчетов показателей эффективности инвестиционного проекта было установлено, что затраты на организацию фирмы, производящей сухие дрожжи, окупаются через 36 месяцев после начала реализации проекта. Разность дисконтированных поступлений и дисконтированных выплат, которые производятся в течение реализации проекта, составляют 8195 тыс. рублей. Дисконтированные поступления превышают дисконтированные выплаты на 63%. Анализ полученных результатов, позволяет сделать вывод о том, что организация способна расплатится по своим обязательствам, эффективно использует свои активы и обладает достаточной финансовой устойчивостью.
1. Конституция РФ 12.12.1993 [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Азиева Р.Х. Методические подходы к стратегическому планированию в народнохозяйственном комплексе / Р.Х. Азиева, М.М. Чажаева // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 2. - С. 41-46.
5. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 c.
6. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 400 c.
7. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации / Т.Ю. Базаров. — М.: ИПК ГС, 2015. - 523 с.
8. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 288 c.
9. Блэйк Р.Р. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон. - М.: Высшая школа, 2013. - 274 с.
10. Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя / Т. Бойдел. - М.: Ассиана, 2014. - 418 с.
11. Большаков А.С. Менеджмент / А.С. Большаков Спб.: Питер, 2012. - 634 с.
12. Большаков А.С. Маркетинг: учебное пособие / А.С. Большаков. - Спб.: Питер, 2014. - 160 с.
13. Бреус М.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельностив управлении персоналом / М.С. Бреус, Д.А. Кузьмина // Традиции иинновации в современной науке: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 185-187.
14. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 256с.
15. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Триада ЛТД, 2014. - 384 с.
16. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2013 - 528 с.
17. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: Опыт ФРГ / А.П. Волгин, В.И. Матирко, А.А. Модин. - М.: Дело, 2015. - 464 с.
18. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия / В.П. Галенко. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2015. - 319 с.
19. Галькович Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькович, В.И. Набоков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 519 с.
20. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студентов вузов - 2-е изд. / Герчикова И.Н. - М.: Банки и биржи, 2013 - 480 с.
21. Горяев И.П. Маркетинг / И.П. Горяев - М.: Кимр, 2015. - 208с.
22. Джеймс Л. Организации: поведение, структура, процессы / Л. Гибсон Джеймс, Д. Иванцевич, Х. Доннелли Джеймс. - М.: Инфра - М, 2014. - 532 с.
23. Драккер П.Ф. Управление нацеленное на результаты / П.Ф. Драккер. - М., 2014. - 324 с.
24. Ефимов В.В. Стратегический менеджмент / В.В. Ефимов. - М.: КноРус, 2015. - 256 с.
25. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2015. - 586 с.
26. Комарова Т.В. Теоретико-методологические подходы к стратегическому планированию и управлению деятельности организации / Т.В. Комарова, У. Чжимин // Социально ориентированное управление в условиях глобализации: материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2016. С. 112-115.
27. Коротков Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова. - М.: Дашков и К, 2016. - 272 с.
28. Ладанов И.Ю. Практический менеджмент / И.Ю. Ладанов. - М.: «Ника», 2012. - 318 с.
29. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 429 с.
30. Маньков B.C. Оценка кадров управления в производстве / B.C. Маньков. - М.: «Экоперспектива», 2015. - 437 с.
31. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 360 с.
32. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2013. - 800 с.
33. Организации. Среда. Коммуникации: Сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т; Под ред. И.П. Яковлева. - СПб.: Интек, 2014. - 428 с.
34. Основы менеджмента / Под, ред. А.А. Радугина - М.: Центр, 2012. - 518 с.
35. Порншев А.Г. Управление организацией / А.Г. Порншев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин - М.: ИНФРА-М, 2014. - 643 с.
36. Потрубаг Н.Н. Формирование и развитие механизма управления производством в условиях перехода к рынку / Н.Н. Потрубаг. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 643 с.
37. Почивалова Н.П. Динамика и структура рынка дрожжей в России / Н.П. Почивалова // Практический маркетинг, 2016. - №14. - С. 78-86.
38. Производство сухих дрожжей [электронный ресурс] режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/180364/4
39. Рогожин С.В. Теория организации / С.В. Рогожин, Т.В.
Рогожина. - М.: изд. Экзамен, 2012. - 320 с.
40. Романов А.Н. Маркетинг /А.Н. Романов. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2015 - 283 с.
41. Рузляева С.М. Проблемы и перспективы развития рынка сухих дрожжей / С.М. Рузляева // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. - №8. - С. 59-61.
42. Рыбакова С.Н. Российский рынок сухих дрожжей / С.Н. Рыбакова // Маркетинг и менеджмент, 2016. - №11. - С. 112-118.
43. Сацков Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Н.Я. Сацков. - М.: Сталкер, 2014 - 448 с.
44. Технология производства сухих дрожжей [электронный ресурс] режим доступа: http://www.findpatent.ru/patent/240/2405820.html
45. Управление человеческими ресурсами / Под ред. Ю.М. Забродина и Н. А. Носова. - М.: Инфра-М, 2013. - 285 с.
46. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: Зерцало, 2010. - 448 с.
47. Уткин Э.А. Профессия - менеджер / Э.А. Уткин. - М.: Экономика, 2012. - 174 с.