Организация и разработка системы управления предприятия по производству сухих дрожжей
|
Введение 6
1 Маркетинговые исследования рынка 9
1.1 Анализ рынка 9
1.2 Оценка конкурентов 18
1.3 Изучение потребителей и сегментирование рынка 23
2 Технико-технологическое обоснование проекта 28
2.1 Характеристика производимой продукции 28
2.2 Технология производства продукции 31
2.3 Логистика производственных процессов 35
3 Формирование системы эффективного управления предприятием 45
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия и
управление персоналом 45
3.2 Формирование стратегий организации 55
3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 69
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г
1 Маркетинговые исследования рынка 9
1.1 Анализ рынка 9
1.2 Оценка конкурентов 18
1.3 Изучение потребителей и сегментирование рынка 23
2 Технико-технологическое обоснование проекта 28
2.1 Характеристика производимой продукции 28
2.2 Технология производства продукции 31
2.3 Логистика производственных процессов 35
3 Формирование системы эффективного управления предприятием 45
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия и
управление персоналом 45
3.2 Формирование стратегий организации 55
3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 69
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 87
Приложение Г
Дрожжи играют главную роль в следующих производствах: в хлебопекарной промышленности; в производстве спирта, алкогольных напитков и пива. В последующие годы к этим старинным отраслям применения дрожжей были добавлены другие. Дрожжи используются: как ингредиенты продуктов питания или кормов либо в натуральном виде, либо чаще после автолиза в виде дрожжевых экстрактов; как продуценты витаминов; для фармацевтических целей, а также в виде белково- витаминного концентрата; для получения нуклеиновых кислот, ферментов и других веществ.
Предприятия, производящие дрожжи, относятся к бродильной промышленности. Это одна из старейших отраслей, производящая стратегически важный продукт. Спрос на них является стабильным и подвержен незначительным сезонным колебаниям.
Дрожжевая отрасль постоянно развивается. На сегодняшний день существует несколько видов дрожжей: жидкие, прессованные, инстантные, сухие. Сухие дрожжи - товар относительно новый. Он появился на рынке около десяти лет назад и не успел полностью насытить рынок. Такие дрожжи известны как «сухие активные дрожжи» и представляют собой сферические ранулы около 1 мм в диаметре. Для их получения дрожжевая масса высушивается до влажности 7-8%.
Основным преимуществом сухих дрожжей заключается в том, что при низкой влажности дрожжевая клетка находится в «спящем» состоянии и может сохраняться длительное время. Кроме того, в небольшом их количестве находится значительная массам «активного вещества».
Таки образом, все большее количество представителей пищевой промышленности, а также частные домохозяйства используют в своей деятельности именно сухие дрожжи.
В настоящее время на территории Пензенской области и ближайших регионов сконцентрировалось большое количество предприятий, использующих в своей деятельности дрожжи, при этом производителей сухих дрожжей в регионе нет. Сухие дрожжи закупаются либо у иностранных производителей либо у отечественных, расположенных на территории Центрального федерального округа.
В условиях международных санкций, а также государственной поддержки отечественного производства складываются благоприятные условия для организации бизнеса по производству сухих дрожжей на территории Пензенской области.
В связи с вышесказанным целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономических мероприятий по созданию организации, производящей сухие дрожжи.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
• изучен рынок дрожжей в целом и сухих дрожжей в частности, как на уровне всей России, так и в Пензенской области;
• определена технология производства сухих дрожжей;
• составлен комплекс мероприятий по организации предприятия, специализирующегося на производстве сухих дрожжей;
• разработаны стратегии функционирования и развития данного предприятия;
• дано экономическое обоснование проектного решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, посвященные вопросам организации производства и оценки его экономической эффективности в современных экономических условиях хозяйствования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пензенской области.
Методология исследования основана на системно-функциональном подходе к изучаемой проблеме. В рамках этого подхода в работе
использовались различные методы, приемы и способы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, графический и др.
Информационная база сформирована на основе официальных данных Росстата, нормативно-справочного материала, а также материалов, опубликованных в научной литературе, периодической печати и сети Интернет.
Предприятия, производящие дрожжи, относятся к бродильной промышленности. Это одна из старейших отраслей, производящая стратегически важный продукт. Спрос на них является стабильным и подвержен незначительным сезонным колебаниям.
Дрожжевая отрасль постоянно развивается. На сегодняшний день существует несколько видов дрожжей: жидкие, прессованные, инстантные, сухие. Сухие дрожжи - товар относительно новый. Он появился на рынке около десяти лет назад и не успел полностью насытить рынок. Такие дрожжи известны как «сухие активные дрожжи» и представляют собой сферические ранулы около 1 мм в диаметре. Для их получения дрожжевая масса высушивается до влажности 7-8%.
Основным преимуществом сухих дрожжей заключается в том, что при низкой влажности дрожжевая клетка находится в «спящем» состоянии и может сохраняться длительное время. Кроме того, в небольшом их количестве находится значительная массам «активного вещества».
Таки образом, все большее количество представителей пищевой промышленности, а также частные домохозяйства используют в своей деятельности именно сухие дрожжи.
В настоящее время на территории Пензенской области и ближайших регионов сконцентрировалось большое количество предприятий, использующих в своей деятельности дрожжи, при этом производителей сухих дрожжей в регионе нет. Сухие дрожжи закупаются либо у иностранных производителей либо у отечественных, расположенных на территории Центрального федерального округа.
В условиях международных санкций, а также государственной поддержки отечественного производства складываются благоприятные условия для организации бизнеса по производству сухих дрожжей на территории Пензенской области.
В связи с вышесказанным целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономических мероприятий по созданию организации, производящей сухие дрожжи.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
• изучен рынок дрожжей в целом и сухих дрожжей в частности, как на уровне всей России, так и в Пензенской области;
• определена технология производства сухих дрожжей;
• составлен комплекс мероприятий по организации предприятия, специализирующегося на производстве сухих дрожжей;
• разработаны стратегии функционирования и развития данного предприятия;
• дано экономическое обоснование проектного решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, посвященные вопросам организации производства и оценки его экономической эффективности в современных экономических условиях хозяйствования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пензенской области.
Методология исследования основана на системно-функциональном подходе к изучаемой проблеме. В рамках этого подхода в работе
использовались различные методы, приемы и способы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, графический и др.
Информационная база сформирована на основе официальных данных Росстата, нормативно-справочного материала, а также материалов, опубликованных в научной литературе, периодической печати и сети Интернет.
Сухие дрожжи - товар относительно новый. Он появился на рынке около десяти лет назад и не успел полностью насытить рынок. Такие дрожжи известны как «сухие активные дрожжи» и представляют собой сферические ранулы около 1 мм в диаметре. Для их получения дрожжевая масса высушивается до влажности 7-8%.
Основным преимуществом сухих дрожжей заключается в том, что при низкой влажности дрожжевая клетка находится в «спящем» состоянии и может сохраняться длительное время. Кроме того, в небольшом их количестве находится значительная массам «активного вещества».
Таким образом, все большее количество представителей пищевой промышленности используют в своей деятельности именно сухие дрожжи.
В настоящее время на территории Пензенской области и ближайших регионов сконцентрировалось большое количество предприятий, использующих в своей деятельности дрожжи, при этом производителей сухих дрожжей в регионе нет. Сухие дрожжи закупаются у иностранных производителей или у отечественных, расположенных на территории Центрального федерального округа.
Сложившиеся обстоятельства создают благоприятные условия для организации бизнеса по производству сухих дрожжей на территории Пензенской области.
Компания видит свою миссию в том, чтобы производить высококачественные дрожжи, способные удовлетворять самые взыскательные требования потребителей.
Базовыми принципами предприятия являются: рост благодаря взаимной выгоде для предприятия, посредников, поставщиков и потребителей, получение прибыли путем служения обществу, честная конкуренция на рынке, участие в управлении предприятием всех сотрудников.
Для анализа угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также ее сильных и слабых сторон применяют метод SWOT. В результате выявленного анализа было установлено, что автоматизация производства, использование современных технологий, а также высококвалифицированный персонал могут обеспечить устойчивое положение на рынке в условиях развития хлебопекарного и кондитерского бизнеса, а также поддержки на федеральном и региональном уровне развития малого предпринимательства.
В результате проведенной сравнительной оценки различных способов производства сухих дрожжей было установлено, что наиболее приемлемым для предприятия «Дрожжевые технологии» является метод сушки прессованных дрожжей.
Для эффективной реализации поставленных целей была разработана структура управления, имеющая линейно-функциональный вид, который является наиболее приемлемым для малых предприятий.
За последние годы рынок дрожжей показал хорошую динамику роста - 8-12% в год, что обусловлено ростом пищевой промышленности. В 2016 году объем российского рынка по оценкам экспертов составил 1,3 млрд. руб. В структуре отраслевого потребления доминировал сегмент хлебопекарных дрожжей, на долю которых приходится более 31%. В то де время наибольший удельный вес занимают прессованные дрожи - 68% рынка, а сухие дрожжи занимают лишь 14%. Однако следует отметить, что среднегодовые темпы роста данного сегмента значительно выше всех остальных. Так по оценкам специалистов рынок сухих дрожжей будет расти на 9-12% в год, что создает благоприятные перспективы для нашего предприятия.
В результате проведенного анализа рынка было установлено, что на потребительском рынке основными покупателями являются жители как сельской, так и городской местности с высокой степенью осведомленности о преимуществах сухих дрожжей, активно их потребляющие для хлебопечения и приготовления выпечки и приверженные к использованию не прессованных, а сухих дрожжей. А на рынке производителей предприятия, занимающиеся хлебобулочным и кондитерским бизнесом, с высокой интенсивностью потребления сухих дрожжей и нацеленные на высокое качество сырья, нежели на цену, а также ориентированные на долгосрочное сотрудничество, то есть на предварительные заказы, а не на срочные, непредвиденные поставки.
Предприятие будет реализовывать свою продукцию под торговой маркой славный пекарь.
Система распределения предприятия «Дрожжевые технологии» будет складываться под влиянием условий местного рынка сбыта и собственных возможностей предприятия. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов для развития собственной сбытовой сети «Дрожжевые технологии» воспользуется услугами уже существующих на рынке посредников.
В результате расчетов показателей эффективности инвестиционного проекта было установлено, что затраты на организацию фирмы, производящей сухие дрожжи, окупаются через 36 месяцев после начала реализации проекта. Разность дисконтированных поступлений и дисконтированных выплат, которые производятся в течение реализации проекта, составляют 8195 тыс. рублей. Дисконтированные поступления превышают дисконтированные выплаты на 63%. Анализ полученных результатов, позволяет сделать вывод о том, что организация способна расплатится по своим обязательствам, эффективно использует свои активы и обладает достаточной финансовой устойчивостью.
Основным преимуществом сухих дрожжей заключается в том, что при низкой влажности дрожжевая клетка находится в «спящем» состоянии и может сохраняться длительное время. Кроме того, в небольшом их количестве находится значительная массам «активного вещества».
Таким образом, все большее количество представителей пищевой промышленности используют в своей деятельности именно сухие дрожжи.
В настоящее время на территории Пензенской области и ближайших регионов сконцентрировалось большое количество предприятий, использующих в своей деятельности дрожжи, при этом производителей сухих дрожжей в регионе нет. Сухие дрожжи закупаются у иностранных производителей или у отечественных, расположенных на территории Центрального федерального округа.
Сложившиеся обстоятельства создают благоприятные условия для организации бизнеса по производству сухих дрожжей на территории Пензенской области.
Компания видит свою миссию в том, чтобы производить высококачественные дрожжи, способные удовлетворять самые взыскательные требования потребителей.
Базовыми принципами предприятия являются: рост благодаря взаимной выгоде для предприятия, посредников, поставщиков и потребителей, получение прибыли путем служения обществу, честная конкуренция на рынке, участие в управлении предприятием всех сотрудников.
Для анализа угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также ее сильных и слабых сторон применяют метод SWOT. В результате выявленного анализа было установлено, что автоматизация производства, использование современных технологий, а также высококвалифицированный персонал могут обеспечить устойчивое положение на рынке в условиях развития хлебопекарного и кондитерского бизнеса, а также поддержки на федеральном и региональном уровне развития малого предпринимательства.
В результате проведенной сравнительной оценки различных способов производства сухих дрожжей было установлено, что наиболее приемлемым для предприятия «Дрожжевые технологии» является метод сушки прессованных дрожжей.
Для эффективной реализации поставленных целей была разработана структура управления, имеющая линейно-функциональный вид, который является наиболее приемлемым для малых предприятий.
За последние годы рынок дрожжей показал хорошую динамику роста - 8-12% в год, что обусловлено ростом пищевой промышленности. В 2016 году объем российского рынка по оценкам экспертов составил 1,3 млрд. руб. В структуре отраслевого потребления доминировал сегмент хлебопекарных дрожжей, на долю которых приходится более 31%. В то де время наибольший удельный вес занимают прессованные дрожи - 68% рынка, а сухие дрожжи занимают лишь 14%. Однако следует отметить, что среднегодовые темпы роста данного сегмента значительно выше всех остальных. Так по оценкам специалистов рынок сухих дрожжей будет расти на 9-12% в год, что создает благоприятные перспективы для нашего предприятия.
В результате проведенного анализа рынка было установлено, что на потребительском рынке основными покупателями являются жители как сельской, так и городской местности с высокой степенью осведомленности о преимуществах сухих дрожжей, активно их потребляющие для хлебопечения и приготовления выпечки и приверженные к использованию не прессованных, а сухих дрожжей. А на рынке производителей предприятия, занимающиеся хлебобулочным и кондитерским бизнесом, с высокой интенсивностью потребления сухих дрожжей и нацеленные на высокое качество сырья, нежели на цену, а также ориентированные на долгосрочное сотрудничество, то есть на предварительные заказы, а не на срочные, непредвиденные поставки.
Предприятие будет реализовывать свою продукцию под торговой маркой славный пекарь.
Система распределения предприятия «Дрожжевые технологии» будет складываться под влиянием условий местного рынка сбыта и собственных возможностей предприятия. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов для развития собственной сбытовой сети «Дрожжевые технологии» воспользуется услугами уже существующих на рынке посредников.
В результате расчетов показателей эффективности инвестиционного проекта было установлено, что затраты на организацию фирмы, производящей сухие дрожжи, окупаются через 36 месяцев после начала реализации проекта. Разность дисконтированных поступлений и дисконтированных выплат, которые производятся в течение реализации проекта, составляют 8195 тыс. рублей. Дисконтированные поступления превышают дисконтированные выплаты на 63%. Анализ полученных результатов, позволяет сделать вывод о том, что организация способна расплатится по своим обязательствам, эффективно использует свои активы и обладает достаточной финансовой устойчивостью.



