ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ 9
1.1 Сущность и назначение государственного контроля ввозимых
товаров 9
1.2 Формы государственного контроля ввозимых товаров и
направления их совершенствования 14
1.3 Нормативные основы государственного контроля ввозимых 21
товаров
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ 26
2.1 Общие характеристики и направления деятельности Управления
Роспотребнадзора по Пензенской области в отношении контроля ввозимых товаров 26
2.2 Распределение полномочий Управления Роспотребнадзора по
Пензенской области и таможенных органов в системе государственного контроля ввозимых товаров 32
2.3 Анализ результатов государственного контроля ввозимых товаров,
проводимого Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области.. 38
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ, ПРОВОДИМОГО УПРАВЛЕНИЕМ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 46
3.1 Предложения по совершенствованию системы информационного
взаимодействия участников ВЭД и Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области при осуществлении государственного контроля ввозимых товаров 46
3.2 Рекомендации по повышению доступности, технологичности и
снижению административных барьеров при предоставлении Роспотребнадзором государственных услуг 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 61
В современных условиях проблемы государственного контроля приобретают важную теоретическую и практическую значимость. Система государственного и общественного контроля, регулирующая сферы производства, финансовой, социальной и политической жизни общества, за последние годы значительно изменилась.
Имеющиеся на сегодняшний день фундаментальные исследования по изучению различных аспектов внешнеэкономической деятельности государства свидетельствуют том, что важную роль при ее осуществлении играет государственный контроль ввозимых товаров. Существование государственного контроля ввозимой продукции объективно обусловлено контрольной функцией государства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Данное обстоятельство предопределяет то, что роль контроля ввозимых товаров проявляется в результате практического использования специальных функций, возложенных на уполномоченные на то органы государственной власти, которые реализуют их в интересах повышения эффективности использования экономических ресурсов российского государства. Адекватное отражение взаимосвязи данных функций в праве, в создании соответствующих контрольных органов, в регулировании их деятельности создает необходимую правовую базу эффективной деятельности государственного контроля ввозимой продукции.
В связи с этим, сегодня особую актуальность приобрела проблема разработки долгосрочной и фундаментальной государственной стратегии по построению и функционированию системы государственного контроля ввозимых товаров в Российской Федерации, ее системно-структурной организации, выработки постоянных и долговременных горизонтально - вертикальных связей между ее субъектами.
В утвержденной Правительством РФ «дорожной карты» по реализации механизма «регуляторной гильотины» федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля и надзора, должны подготовить новую структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля. Также должны быть подготовлены проекты федеральных законов, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне. Таким образом, в рамках реализации данной «дорожной карты» возникает необходимость совершенствования контроля ввозимых товаров, с целью обеспечения его соответствия социально-экономическим и организационно-правовым практикам современной России в условиях евразийской экономической интеграции.
Исходя из вышесказанного, целью дипломной работы является анализ системы государственного контроля ввозимых товаров и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы государственного контроля ввозимых товаров;
- проведен анализ действующей системы государственного контроля ввозимых товаров;
- рассмотрен механизм взаимодействия уполномоченных органов при проведении государственного контроля ввозимых товаров;
- выявлены проблемы взаимодействия уполномоченных органов при проведении государственного контроля ввозимых товаров ;
- разработаны рекомендации по совершенствованию системы государственного контроля ввозимых товаров.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает Управление Роспотребнадзора по Пензенской области.
Предметом исследования являются формы и методы реализации государственного контроля ввозимых товаров.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные труды российских и зарубежных ученых, освящающие различные аспекты государственного контроля ввозимых товаров.
При выполнении выпускной квалификационной работы в качестве инструментария использовались такие методы как общенаучные приемы анализа и синтеза, монографический и графический методы, а также методы сравнения и аналогий, методы обобщения и другие.
Информационно-эмпирическая база исследования включает в себя нормативно-справочные данные, приказы, распоряжения постановления и информационные письма Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, данные, опубликованные в периодической литературе и размещенные в сети Интернет.
Проведенный анализ показал, что государственный контроль представляет собой специальный вид административной деятельности, предусматривающий применение должностными лицами определенных юридических форм и методов для обеспечения законности в действиях граждан и юридических лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и (или) их таможенном декларировании.
Так как безопасность ввозимых товаров - чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система. Реализация данного направления, в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии (КТС), возложена на таможенные органы, органы ветеринарного, карантинного, фитосанитарного контроля, органы здравоохранения и социального развития, а также органы, обеспечивающие техническую безопасность ввозимых товаров.
Анализ осуществления санитарно-карантинного контроля в отношении ввозимых товаров был проведен на базе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области.
Установлено, что Управление Роспотребнадзора по Пензенской области наделено полномочиями выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно¬эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, при ввозе их на территорию ЕАЭС.
При осуществлении санитарно-карантинного контроля в отношении ввозимых товаров полномочия и действия должностных лиц таможенных органов и Роспотребнадзора четко разграничены. При проведении санитарно-карантинного контроля в отношении ввозимых товаров таможенные органы наделены полномочиями по контролю наличия документов, подтверждающих безопасность ввозимых товаров. В свою очередь сотрудники Роспотребнадзора несут всю полноту ответственности за проведение данной операции.
Должностными лицами Роспотребнадзора, осуществляются все действенные меры по предотвращению попадания товаров, представляющих опасность для здоровья человека, проводится необходимая санитарно-эпидемиологическая оценка поступающей продукции и принимаются необходимые меры для предотвращения попадания опасной продукции на территорию Российской Федерации.
В целях обеспечения координации совместных действий Роспотребнадзор и ФТС России осуществляют информационное взаимодействие, в том числе с использованием информационных систем и технологий в соответствии с совместным приказом Роспотребнадзора и ФТС России.
Взаимодействие таможенных служб и Роспоребнадзора осуществляется также посредством совместного консультирования субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляемое в рамках круглых столов, конференций и других мероприятий, проводимых при участии Пензенской ТПП, регионального отделения ОПОРА России и других объединений предпринимателей.
За 2021 год Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области проверено 743 субъекта внешнеэкономической деятельности, что на 21,4% больше чем в 2019 году и на 85,7% больше чем в 2020 году. Причем если в 2019-2020 гг. преобладала доля внеплановых проверок, о к 2021 году ситуация, хотя и незначительно, но изменилась - доля внеплановых проверок составила 48,59%, а плановых проверок 51,49%. Данная тенденция обусловлена применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольных мероприятий участников ВЭД.
По показателям идентификации соответствия гигиеническим нормативам было проведено 113 проб пищевых продуктов, что на 16,5% больше чем в 2019 году. При этом 7 проб пищевых продуктов не соответствовало установленным требованиям, что составило 6,2% от общего количества проб. Из них 6 - молоко и молочные продукты, 1 - мясные продукты. Для сравнения в 2020 году не соответствовало установленным требованиям 5 проб, что составляло 4,9%. Это свидетельствует о росте доли товаров не соответствующих установленным требованиям по гигиеническим нормативам.
В 2021 году Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области было проведено 311 контрольно-надзорных мероприятия, что на 48,8% больше чем в 2020 году, но на 4,9% меньше чем в 2019 году. При этом было выявлено 386 нарушений, что на 7,6% меньше чем в 2019 году и на 16,5% меньше чем годом ранее. Основная масса выявленных нарушений кается несоблюдения требований к продукции. И большая часть из этого нарушений требований к маркировке продукции.
Количество составленных протоколов об административном правонарушении сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Пензенской области ежегодно увеличивается с 291 протокола в 2019 году до 399 протоколов в 2021 году. Больше всего протоколов за весь анализируемый период составлено по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Стоит отметить существенно увеличение протоколов по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ с 5 протоколов в 2019 году до 79 протоколов в 2021 году.
Наблюдается ежегодное увеличение количества выданных предписаний с 397 единиц в 2019 году до 456 единиц в 2021 году. Рост составил 15,4%.
В процессе исследования деятельности Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области в рамках санитарно-карантинного контроля ввозимых через таможенную границу товаров были выявлены определенные проблемы. Большая часть из них обусловлена несовершенством цифрового взаимодействия участников ВЭД и Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области в рамках санитарно-карантинного контроля ввозимых товаров. Несмотря на возможность подачи документов для получения сертификатов, а также формирования электронного обращения от участника ВЭД требуется регистрация на дополнительном портале и изучения процессов работы на нем, что снижает интерес с их стороны к цифровому взаимодействию. Также в качестве проблемы следует отметить длительность получения документов, подтверждающих безопасность ввозимых товаров.
Для активизации электронного взаимодействия участников ВЭД и Управления Роспотребнадзора в рамках государственного контроля ввозимых товаров предлагается в рамках существующего личного кабинета участника ВЭД создать вкладку «Роспотребнадзор». Так как все участники внешнеэкономической деятельности имеют подобный кабинет и осуществляют активное информационное взаимодействие с таможенными органами, то навыки работы в нем уже сформированы и не вызывают дополнительных проблем. Также это не создает необходимости дополнительной регистрации и запоминания элементов идентификации, кроме того, это экономит время субъекту ВЭД для подготовки документов в электронном виде, так как часть информации может коррелироваться между собой и заполняться автоматически. Таким образом, перенос взаимодействия между участниками ВЭД и Роспортебнадзором в информационно-телекоммуникационную среду «личный кабинет участника ВЭД» позволит повысить качество электронного взаимодействия, а также скорость проведения контрольных мероприятий со стороны Роспотребнадзора в отношении ввозимых товаров, будет способствовать снижению нарушений санитарно-гигиенических требований к ввозимым товарам.
В целях предупреждения ошибок по подготовке документов для получения разительной документации субъектами ВЭД, а также профилактики нарушений, снижения административных барьеров при предоставлении государственных услуг была разработана систем мер, которая повысит качество государственно контроля со стороны Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, а также снизит количества правонарушений в отношении соблюдения соответствия ввозимой продукции требованиям безопасности и в конечном итоге это будет способствовать созданию благоприятного административного климата для ведения внешнеэкономической деятельности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)( с учетом поправок , внесеных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 №-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, №31, ст.4398
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет - портал правовой информации http: //www. eaeunion. org/
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 02.12.2021) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» // Официальный интернет - портал правовой информации http//www/consultant.ru
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (ред. от 14.07.2021) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» // Официальный интернет - портал правовой информацииhttp://www.consultant.ru
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 (ред. от 11.01.2022) «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» // Официальный интернет портал - правовой информацииhttp://www.consultant.ru
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 (ред. от 11.01.2022) «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» // Официальный интернет портал - правовой информацииhttp://www.consultant.ru
7. Федеральный закон « О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Официальный интернет портал - правовой информацииhttp://www.consultant.ru
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100 «О
федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» // Официальный интернет портал - правовой информации http: //www. consultant. ru
9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 29.11.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору". // Официальный интернет - портал правовой информацииhttp://www.consultant.ru
10. Арсенова А.А., Чаплыгина М.А., Чмелев В.В. Карантинный фитосанитарный контроль как одна из форм государственного контроля // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Сборник научных статей 11-й Международной научно-практической конференции. под редакцией Е.А. Болычевой. Курск, 2021. С. 20-25
11. Беляев В.П. Надзор и контроль как формы юридической деятельности // Политика и право. - 2019 - № 5 - С. 25
12. Бондаренко Н.П. Таможенный контроль: современное состояние и перспективы развития / Н.П. Бондаренко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 9 (76). С. 32-36.
13. Быков А.М. О таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики . 2017. № 3. С. 22-28.
14. Васильева М.В., Алексина И.С., Васильева М.А. Роль цифровых решений в сфере таможенного контроля и ветеринарной практики // Известия Международной академии аграрного образования. - 2020. - № 50. - С. 90-93.
15. Веселова О.В. Техническое регулирование импорта как инструмент государственной поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350). С. 68-73.
16. Галкин А.И. Реформирование контрольно-надзорной и разрешительной деятельности // Актуальные вопросы науки. - 2019. - № 37. - С. 31-34.
17. Гулик А.И. Таможенный контроль в системе повышения конкурентоспособности национальной экономики // Молодой ученый. -
2017. - № 2 (106). - С. 468-471.
18. Дорошенко А.А. Реформирование контрольно-надзорной деятельности в части устранения административных барьеров // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - 2019.- С. 229-232.
19. Заливанский Б.В., Нырненко А.Н. Государственное регулирование импорта Российской Федерации // Экономика и социум. - 2019. - № 6-2 (19). - С. 906-909.
20. Коровкин В., Сучкова Н. Государственное регулирование импорта в продовольственной сфере России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2018. - № 4. - С. 50-53.
21. Кожевникова В.В. Актуальные вопросы взаимодействия таможенных и иных государственных контролирующих органов в сфере безопасности ввозимых товаров // Вестник Российской таможенной академии. - 2018. - №1. - С. 135-140.
22. Липатова Н.Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2018. - № 6. - С. 52-55.
23. Макогон Б.В. Контрольно-надзорная деятельность
управомоченных субъектов в контексте процессуализации Российского Законодательства // Гуманитарные и социальные науки - 2018 - № 5. - С. 164-171
24. Малахова М.А. Контроль в таможенном деле // Молодые экономисты - будущему России: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - 2018. - С. 440-443.
25. Малич Н.И., Шебалков А.В. Порядок перемещения через
таможенную границу товаров, подлежащих фитосанитарному контролю // Молодые исследователи: взгляд в прошлое, настоящее, будущее. Сборник материалов Международной студенческой научно-практической
конференции, посвященной празднованию 50-летия Смоленского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2021. - С. 372-378.
26. Марченко А.А., Павленко С.О. Импортозамещение: исторический опыт и российские реалии // Известия Международной академии аграрного образования. - 2016. - № 28. - С. 81-85.
27. Моисеев Ю.Ю. Таможенный контроль как инструмент таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2 (35). С. 43-51.
28. Плетнев А.А. Экспорт и импорт в России: состояние,
государственное регулирование // Молодежный вектор развития аграрной науки. Мате риалы 71-й студенческой научной конференции. - 2020. -С. 350-354
29. Попова А.А., Хрипков К.А. Государственный контроль в области таможенного дела //WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONSсборник статей победителей VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 259-260.
30. Савенко М.А., Тумашева Е.С. Таможенное регулирование перемещения товаров, подпадающих под ветеринарный контроль // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 87-89.
31. Тагиев А.В. Практические аспекты государственного регулирования экспорта и импорта товаров в Российской Федерации // Международный научный студенческий журнал. - 2021. - № 12. - С. 407-412
32. Таможенное право: учебник / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М.: Волтерс Клувер, 2017. - 241.
33. Тимошин В.А. Понятие государственного регулирования
внешнеторговой деятельности // Административное право и процесс. -
2018. - № 3. - С. 47-50.
34. Тиницкая О.В., Макарова Г.В. Актуальные проблемы государственного регулирования импорта товаров Российской Федерации в современных условиях // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2021. - № 4 (89). - С. 117-128.
35. Токаренко Е.В. Государственное регулирование экспорта и импорта продукции сельского хозяйства // Молодые экономисты - будущему России. Сборник научных трудов по материалам XI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - 2019. - С. 422¬423.
36. Хачатурян А.Л. Состояние и перспективы развития карантинного фитосанитарного контроля в сфере внешней торговли товарами // Международный научный студенческий журнал. - 2021. - № 12. - С. 431¬435.
37. Хомич К.А. Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС // Молодой ученый. - 2019. - № 10-1 (114). - С. 62-64.
38. Чермянинов Д.В. Надзор и контроль в таможенном деле // Российская юстиция. - 2019. - № 10. - С. 15-17.
39. Черноградский Д.Э. Лисагор М.В. Таможенный контроль в РФ // Современное состояние и приоритетные направления развития экономики: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2019. С. 143-147.
40. Швецова И.Н. Внешняя торговля и вопросы государственного регулирования импорта в РФ // Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования. Сборник материалов III Международной научно¬практической конференции. Школа экономики и менеджмента. - 2019. - С. 267-269.
41. Ялбулганов А.А. Пошлины в инструментарии внешнеторгового регулирования // Вестник Тюменского государственного университета. -2019. - № 3. - С. 164-172.
42. Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Пензенской области ,http: //58. rospotrebnadzor. ru/(дата обращения 13.04.2022).