Введение 9
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы обучения решению сюжетных арифметических задач младших школьников 15
1.1. Состояние проблемы формирования умения решать сюжетные арифметические задачи младшими школьниками в психолого-педагогической и методической литературе 15
1.2. Сущность метода интеллект-карт и анализ опыта его использования как
средства обучения 24
1.3. Анализ результатов диагностики актуального состояния
сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи обучающихся 3 класса МБОУ Лицей № 7 г. Саяногорска на начало опытно¬экспериментальной работы 36
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умения решать сюжетные арифметические задачи обучающимися 3 класса 48
2.1. Разработка комплекса упражнений по формированию умения решать
сюжетные арифметические задачи обучающимися 3 класса 48
2.2. Реализация комплекса упражнений по формированию умения решать
сюжетные арифметические задачи обучающимися 3 класса 54
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию умения решать сюжетные арифметические задачи обучающимися 3 класса посредством использования интеллект-карт 60
Выводы по главе 2 66
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение А 76
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Г
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 3 поколения одним из предметных результатов освоения обучающимися образовательной программы по математике является умение решать сюжетные арифметические задачи [34].
Средством осуществления мониторинга результатов обучения и выявления уровня качества подготовки обучающихся начальных классов по различным предметам является Всероссийская проверочная работа. Заметим, что контрольные измерительные материалы ВПР по математике на четверть состоят из заданий, связанных с проверкой умения решать текстовые задачи обучающимися начальной школы.
В курсе начальной школы сюжетная арифметическая задача считается самым сложным метапредметным упражнением, обладающим богатым ресурсом для развития мышления младших школьников. Решая текстовые задачи, обучающиеся младших классов усваивают математические понятия и их свойства, познают взаимосвязи и закономерности в окружающем мире, знакомятся с фактами и реалиями действительности. Знакомство с математическими терминами, символами и формулами происходит зачастую именно через сюжетные арифметические задачи. Так происходит потому, что понять суть явления проще на конкретном примере из жизни, который легко представить и даже смоделировать и воспроизвести. В связи с вышесказанным актуализируется проблема обучения решению сюжетных арифметических задач младших школьников.
Анализ научных источников показывает, что в психологии и педагогике созданы теоретические предпосылки для успешного решения данной проблемы. Изучением проблем, связанных с обучением решению сюжетных арифметических задач, занимались многие ученые и методисты, например, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, А.В. Белошистая, Л.Г. Петерсон, Л.П. Стойлова, ...
На основании анализа методической и психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что проблема развития умения решать сюжетные арифметические задачи младшими школьниками актуальная на современном этапе развития науки и требует дальнейшего исследования.
Процесс формирования и развития умения решать сюжетные арифметические задачи происходит на уроках математики. В учебной программе по математике нет ограничений в использовании текстов задач или зданий, не входящих в содержание определенного УМК. Поэтому учитель может совершенствовать задания из учебника, преобразовывать их для решения определенных задач и целей или применять на практике задания, разработанные самостоятельно или из систем развивающего обучения. При этом важно, чтобы задания соответствовали требованиям ФГОС НОО и учитывали психовозрастные особенности младшего школьного возраста.
Изучены возможности использования метода интеллект-карт как средства формирования умений решать сюжетные арифметические задачи обучающимися начальных классов, которые заключаются в анализе структуры текста задачи, работе с данными и искомым, построении стратегии решения задачи.
Чтобы определить актуальный уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи у младших школьников, мы вслед за А.В. Белошистой взяли за основу следующие критерии: понимание текста задачи, правильность выбора арифметического действия, соответствие пояснительного текста. На основе выделенных критериев с помощью специальных заданий была определена характеристика уровней сформированности каждого их критериев. Результаты констатирующего эксперимента показали, что большая часть обучающихся исследуемого класса имеет средний уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи. Результаты диагностики представлены в виде таблиц и диаграмм...
1. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. М.: Просвещение, 1984. 335 с.
2. Басалаева М. В. Обучение лингвистической интерпретации текста сюжетной арифметической задачи как условие преодоления трудностей понимая ее содержания: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 206 с.
3. Басалаева М. В. Учимся решать сюжетные арифметические задачи на уроках русского языка // Начальная школа, 2012. № 7. С. 42-45.
4. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2007. 456 с.
5. Бершадская, Е.А. Модель применения метода интеллект-карт в образовании. Эффективные образовательные технологии: Сборник приемов педагогической техники. Инструменты обработки данных. Бланки и раздаточные материалы. Методики диагностики. Электронное периодическое издание. Вып. 2. - М.: ООО ДТО, 2010.
6. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / пер. с англ. Ю. Константиновой. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2019. 208 с.
7. Бьюзен Т. Супермышление. 4 изд. Мн.: Попурри, 2007. 212с.
8. Витяев Е. Е. Извлечение знаний из данных. Компьютерное познание. Модели когнитивных процессов: монография. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006. С. 293.
9. Галкина Л. А., Григорович Д. Б., Дайитбегов Д. М., Торопцов В. С. Метод интеллекткарт как инновационная педагогическая технология // Дистанционное и виртуальное обучение, 2009. № 4. М.: Издательство СГУ. С. 38-41.
10. Демидова Т.Е. Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. М.: Просвещение, 2016. 214 с.
11. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы: учебное пособие для вузов/ Метельский Н. В. 2 изд., перераб. Минск: БГУ, 1982. 256 с.
12. Дмитриева Х. А., Матвеева В. В. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 19. С. 60-64.
13. Драневская И.С., Мамонтова М.Ю. Использование интеллект- карт в обучении: основные направления //Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий, 2019. № 4. С. 45- 54.
14. Зайцев Г. Т. Теоретические основы обучения решению задач в начальных классах: учебное пособие. Ленинград, 1983. 98 с.
15. Занков Л. В. Методика преподавания математики в 1 классе / Л. В. Занков, В. В. Занков. М.: ВЛАДОС, 1998. 96 с...50