ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Инфернальный герой эпохи реализма: Иудушка Головлев 7
1.1. Роман «Господа Головлевы» в контексте эпохи 7
1.2. Средства репрезентации инфернального в образе Иудушки
Головлева 9
ГЛАВА II. Инфернальный герой в символистском романе: Ардальон Передонов 18
2.1. «Мелкий бес» как символистский роман 18
2.2. Средства репрезентации инфернального в образе Ардальона
Передонова 22
ГЛАВА III. Инфернальный герой «метафизического реализма»: Федор
Соннов 32
3.1. «Шатуны» как первый роман «метафизического реализма» 32
3.2. Средства репрезентации инфернального в образе Федора
Соннова 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 48
Типология инфернального героя в русской прозе сочетает в себе ряд схожих и последовательных факторов, которые способны демонстрировать хронологическую динамику. В данной работе на примере трех романов выявляются и прослеживаются генетико-типологические связи между главными героями романов Салтыкова-Щедрина, Сологуба и Мамлеева.
Основываясь на анализе приведенных романов, мы делаем предположение, что в данных текстах фигурирует характерный и видоизменяющийся с течением времени инфернальный герой. Инфернальный герой (от латинского infernus - «находящийся внизу, адский, хтонический, подземный») - фигура, спроецированная на архетипические образы, олицетворяющие антихристианское (Иуда, сатана, Антихрист) или фольклорное демонологическое (леший, кикимора, домовой и т.п.) начало, несущая деструктивный потенциал (прямо или косвенно реализующийся в убийстве) и имеющая семантику мортальности.
Рассматриваемый нами временной отрезок включает в себя почти столетний интервал. Это период радикальных перемен в политической и социальной жизни общества (две революции, Гражданская война, две мировых войны и т.д.), внутри которого отмечается возросший интерес к сверхъестественным феноменам, в том числе, к инфернальным фигурам. Такой значительный интервал позволяет рассмотреть фигуру инфернального героя отечественной прозы в динамическом аспекте.
Мы выделяем следующие инвариантные характеристики инфернального героя. Во-первых, в образах все троих героев отчетливы мифопоэтические проекции на персонажей, олицетворяющих антихристианское начало, а также на персонажей народной демонологии.
Во-вторых, искренняя уверенность в собственной правоте, резко контрастирующая с деструктивными поступками героев. Понятие «правды», «правоты» при этом неизбежно травестируется. Так, например, Иудушка создает образ искренне верующего, соблюдает церковные обряды, но в то же время является причиной целого ряда «умертвий»...
Проведя анализ трех произведений, мы можем заключить, что во всех трех случаях имеем дело с романами, главные герои которых могут быть обозначены как «инфернальные». Такие герои несут большую мифопоэтическую «нагрузку», которая вступает в диссонанс с вполне реалистическими фабулами произведений (хотя все три текста написаны представителями разных литературных направлений). Так, мифопоэтические проекции образа Иудушки настолько сильны, что возникает вопрос, кто же такой Порфирий Головлев - вырождающийся помещик или современный вариант евангельского Иуды? В реалистическом романе, через реалистического героя пробивается массивный пласт евангельской и языческой мифопоэтики. Иудушка проецируется на Иуду, Дьявола, персонажей народной демонологии (кикимору, домового).
Сологуб «прячет» символистскую основу своего романа в бытовой, мещанской истории. Появление Недотыкомки можно детерминировать измененным состоянием сознания (галлюцинациями) героя. Однако ключевая сцена романа - финальное убийство Передоновым Володина прочитывается одновременно в двух регистрах: как бытовое, вполне «реалистическое» убийство, и как ритуальное убийство, жертвоприношение агнца. Финал выводит текст за пределы реалистического искусства, подтверждая исследовательскую таксономию: перед нами символический роман.
Герой мамлеевских «Шатунов» Федор Соннов ведет внешне вполне обычную жизнь, хотя посещает собрания сектантов и совершает убийства. Однако прагматика этих убийств не вписывается в рамки реалистического текста: Федор одержим идеей получения власти над душами убиваемых им людей, считая совершаемые убийства благом и для себя, и для жертв - актом освобождения их из земной, бренной жизни в высшую, трансцендентную реальность...
1. Анненский-Кривич, 2001 - Анненский-Кривич В. И. Две записи / Публ.
А. Л. Соболева // Сологуб Федор. Творимая легенда. Т. М., 1991. С.
248-256.
2. Богомолов, 2010 - Богомолов Н.А. О финале «Мелкого беса» // Богомолов Н.А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы. М., 2010. С. 543-544.
3. Венцлова, 2012 - Венцлова Т. К демонологии русского символизма // Новое литературное обозрение. М., 2012. 624 с.
4. Волошин, 1976 - Волошин М.А. «Федор Сологуб» // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976. С. 157-158.
5. Давыдова, 2008 - Давыдова Н. Интервью с писателем Юрием
Витальевичем Мамлеевым. Режим доступа:
http://moljane.narod.ru/Journal/08 01 mol/08 01 mamleev.html (Дата
обращения: 11.12. 2015).
6. Дзыга, 2010 - Дзыга Я.О. Образ метели у А.С. Пушкина и И.С. Шмелева / Язык художественной литературы // Русская речь. 2010. С. 8-14.
7. Дунаев, 2003 - Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-ХХ веках. М., 2003. 1056 с.
8. Евдокимова, 1998 - Евдокимова Л.В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба. Астрахань,1998. 81с.
9. Егошина, 2004 - Егошина О.Е. Актерские тетради Иннокентия
Смоктуновского. М., 2004. 192 с.
10. Жемчужников, 1959 - Жемчужников А.М. в письме к Щедрину 28 сентября 1876 года // М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М.,1959. 585 с.
11. Иванов, Топоров, 1994 - Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Домовой // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1994. Т. 1. С. 391-392.
12. Иванов, Топоров, 1994a - Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Кикимора // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1994. Т. 1. С. 648.
13. Измайлов, 1907 - Измайлов А.А. Измельчавший русский
Мефистофель и передоновщина. «Мелкий бес» - роман Ф. Сологуба // Русское слово. М., 1907. № 167. С. 3-7.
14. Измайлов, 1912 - Измайлов А. А. У Ф. К. Сологуба (Интервью) // Биржевые ведомости. М., 1912. № 13151. С. 5-7.
15. Ларионова, 2011 - Ларионова Н. П. Тема предательства в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Вестник Воронежского государственного университета. М., 2011. № 2. С. 68-71...38