Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика ценностно-мотивационной сферы старшеклассников, участвующих в волонтерской деятельности

Работа №157448

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ ценностно-мотивационной основы
волонтерской деятельности 6
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психологии 6
1.2. Сущность и специфика волонтерской деятельности 15
1.3. Мотивация и ценностные ориентации волонтеров 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-мотивационной сферы старшеклассников, участвующих в волонтерской деятельности 30
2.1. Описание процедуры и методов исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 33
Заключение 52
Список используемых источников 54
Приложение 1 60
Приложение 2 66
Приложение 3

В среде молодого поколения России волонтерская деятельность становится все более популярной и получает все большее распространение.
1 января 2014 г. в России начал действовать федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве), что говорит об интересах к этой теме со стороны государства. На Всероссийском собрании «Форума Добровольцев» (2017 г.) было объявлено, что 2018 год объявляется «годом волонтера и добровольца», то есть добровольческое движение получило государственное признание. Различные организации все чаще привлекают подростков и молодых людей к добровольческой работе. Изучение мотивации и ценностной сферы людей, включенных в деятельность добровольцев, может помочь организациям, которые используют добровольческую работу - от этапа отбора людей до выполнения работы.
Для многих людей в мире волонтерский труд стал повседневностью- люди сажают деревья, строят, проводят экологические акции, организуют актуальные конференции, ведут профилактику употребления ПАВ и пропаганду ЗОЖ. Имея в виду, что огромное число сограждан нуждается в помощи и поддержке, которой по разным причинам они не получают со стороны близких, волонтеры становятся незаменимыми, помогая другим без какой-либо материальной выгоды для себя. При этом каждый волонтер верит, что даже очень простая работа, которую он выполняет, является очень важной. Волонтерская деятельность имеет не только общественную пользу (помощь социально уязвимым группам населения, организация спортивных мероприятий, фестивалей и форумов и др.), но и явный развивающий эффект для личности, особенно подрастающей.
То, что в основе добровольческой активности находятся такие нравственные категории, как бескорыстие, альтруизм, добро отмечали мыслители прошлого (О. Конт, Ш. Фурье, Г. Спенсер и др.). Виды и мотивацию добровольчества рассматривали современные отечественные 3
учёные Г.В. Бодренкова, И.М. Городецкая, Ю.Н. Качалова, Л.Е. Сикорская, Н.Ю. Слабжанин, Е.А. Тополева, Е.Л. Шекова и др.
Несмотря на актуальность проблемы волонтерской деятельности и ее стимулов, в России исследований, посвященных ей, на сегодняшний день явно недостаточно, особенно в части изучения личностных детерминант добровольчества. Психологические характеристики молодых волонтеров изучены все еще недостаточно полно, в связи с чем и было предпринято данное дипломное исследование.
Цель исследования: изучение специфики ценностно-мотивационной сферы обучающихся старших классов, занимающихся волонтерской деятельностью, для использования эмпирических результатов в практике педагога-психолога, педагогов образовательных организаций, организаторов молодежных движений.
Объект исследования - ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования - специфика ценностно-мотивационной сферы старшеклассников-волонтеров.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика ценностной сферы и мотивации старшеклассников, занимающихся волонтерской деятельностью.
3. Диагностика ценностной сферы и мотивации старшеклассников, не занимающихся волонтерской деятельностью.
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
Гипотеза исследования:
В иерархии ценностей старшеклассников-волонтеров, в сравнении с их сверстниками, не занимающимися волонтерской деятельностью, более высокие ранги у ценностей «счастье других», «нетерпимость к недостаткам», «чуткость», «социальная активность». Им также свойственен высокий уровень мотивации участия в социально-значимой деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ.
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих психодиагностических методик:
- Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
- «Тест личностных ценностей» (А.В. Капцов, Л.В. Карпушина);
- Опросник «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности» (Казанцева Г.Н.).
3. Методы математической обработки данных - U-критерий Манна- Уитни.
База исследования: МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» г Пензы; МБОУ СОШ №47 г. Пензы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Идеи солидарности, бескорыстия, равенства, отказа от насилия, пропагандируемые волонтерами, становятся все более популярными в мире. Волонтерская деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению человека, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту выполняющих эту деятельность людей.
Среди существующих волонтерских организаций значительное место занимают молодежные. Международные исследования и российский опыт показывают, что, являясь одной из возможных форм привлечения детей и молодежи в жизнь общества, именно волонтерская деятельность играет особо ценную роль в формировании у старших школьников первичных знаний, опыта, практических навыков, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными и ответственными гражданами. Проведенные за рубежом исследования показали, что в основном волонтёров отличает направленность на альтруистические ценности.
Проведенное нами исследование показало, что первые места в перечне жизненных ценностей волонтеров занимают такие общезначимые ценности, как здоровье, активная деятельная жизнь, любовь, интересная работа, наличие друзей. Лидерство этих ценностей в целом совпадает с теми представлениями, которые сложились в общественном и научном сознании относительно подросткового возраста. Исключение составляет 2-й ранг ценности «активная деятельная жизнь», которая не входила в пятерку ценностей-лидеров среди подростков. Неожиданным явился тот факт, что ценности «счастье других», «общественное признание», чуткость» «терпимость», которые, как нам представлялось, должны быть свойственны добровольцам, находятся в нижней части рейтингов терминальных и инструментальных ценностей в выборке волонтеров. В целом, ведущие ценности старшеклассников-волонтеров не имеют определенной специфики, связанной с оказанием помощи другим.
Волонтерам из эмпирической выборки все же (по другой методике) свойственна высокая значимость сферы общественной жизни. Главными личностными ценностями по этой методике в группе волонтеров оказались «взаимоотношения», «социальная активность», «креативность», «достижения», «психическая активность». Комбинация названных ценностей свидетельствует о том, что они направлены на социальную активность, посредством которой пытаются достичь определенных целей и реализовать творческие способности.
Уровень мотивации участия в социально-значимой деятельности в двух группах квалифицируется как «средний». И хотя по средним значениям уровень мотивации в группе волонтеров выше, статистический подсчет не позволяет говорить о достоверных различиях между двумя группами.
Полученные в ходе исследования результаты частично подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Подтверждено, что в иерархии ценностей старшеклассников-волонтеров, в сравнении с их сверстниками, не занимающимися волонтерской деятельностью, более высокие ранги у ценностей «нетерпимость к недостаткам» и «социальная активность». Остальные положения гипотезы подтверждены лишь в тенденции (на уровне средних значений).
Таким образом, все исследовательские задачи решены, цель исследования достигнута.
Результаты исследования могут быть полезны практическим психологам, педагогам, организаторам молодежных движений.



1. Абакумова И.В., Левшина А.А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. - 288 с.
2. Августовская М.В. Эмпирическое исследование взаимосвязи религиозной идентификации ценностной сферы личности // Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - МО: СВИВТ. - 2012. - С. 110-116.
3. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2008. - 20 с.
4. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского Государственного Университета. - 2008. - № 306. - С.120-125.
5. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 638 с.
6. Богдан С.И. Современные тенденции становления ценностных ориентаций и адаптационных особенностей личности (на примере студенчества Восточного Казахстана): Монография. - Усть-Каменогорск, 2012. - 142 с.
7. Болотова Л.В. Проблемы дефиниции волонтерства на примере США // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. - С. 36-44.
8. Болотова Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Тамбов, 2007. - 20 с.
9. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества - 2012. - № 25. - С.167-173.
10. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1.- С. 147-153.
11. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте: автореф. дисс. ... канд. пс. наук. - М., 2005. - 26 с.
12. Володева А.А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). - Новосибирск: СибАК, - 2014. - С.156-161.
13. Дьячек Т.П. Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. - С. 44-49.
14. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2010. - 26 с.
15. Ельцова В.А. Развитие социальной активности учащихся как фактор становления ценностно-ориентационной составляющей личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. пс. наук. - Самара, 2003. - 20 с.
16. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения: социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1976. - С. 255-276.
17. Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни [Электронный ресурс] / URL: http://sibac.info/13182(Дата обращения: 27.09.21)
18. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича [Электронный ресурс] / URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye- orientatsii-oprosnik-tsennosti-po-rokichu(Дата обращения: 02.10.21)
19. Камбарова К. У. Ценностные ориентации - важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1808¬1810. - URL https://moluch.ru/archive/115/30381/(дата обращения: 09.05.2018).
20. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. - Самара: ИПК «Содружество», 2010. - 40 с.
21. Кудринская Л.А. Добровольческий труд в современной России: Монография. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. - 132 с.
22. Левашина А.А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения различных групп молодежи. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. - 121 с.
23. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992. - 58 с.
24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
25. Маковей Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Благовещенск, 2006. - 20 с.
26. Маркулес Е. Ценностные ориентации личности, включенной в волонтерскую деятельность [Электронный ресурс] / URL: http://www.b17. ru/article/6519 (Дата обращения: 12.11.21)
27. Митрофаненко В.В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 24 с.
28. Михайлова С.Р. Добровольчество в Санкт-Петербурге - актуальные проблемы и возможные пути их преодоления // Практическая библиотечка координатора добровольцев: сборник методических и практических рекомендаций, выпуск 1, ч. 9 / Под ред. В.А. Лукьянова, С.Р. Михайловой. - СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012. - С. 5-16.
29. Михеева Т., Михеев Ю. Гражданское общество. Истоки, принципы, сущность // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. - С. 12-17.
30. Мкртумян Л.С. Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 588-592
31. Неволина Е. Волонтеры не в фаворе: стимулы и препятствия к добровольческому труду // Вестник благотворительности. - 1999. - № 4. - С.13-17.
32. Никитина Л.Е. Феномен волонтерства в современной России // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. - С.5-12.
33. Першина А.В., Артюхина А.С. Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 796-798.
34. Потапова Н.А. Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений: автореф. дис. . ..канд. пс. наук. - СПб., 2006. - 26 с.
35. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2002. -288 с.
36. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. - М., 1999. - 380 с.
37. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. - М.: «Проспект», 2010. - 152 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 434 с.
39. Сафиуллина Л.З., Зоткин Н.В. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях // Психологические исследования: сборник научных трудов: Вып. 4. - Самара: «Универс-групп», 2007. - С. 155-162.
40. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. - 192 с.
41. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
42. Сидоренко Е.В. Математические методы в психологии. - М.: Речь, 2003. - 320 с.
43. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Елец, 2011. - 42 с.
44. Теоретические основы волонтерской деятельности: уч.- методическое пособие / Под ред. В. В. Семикина. - СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2014. - 192 с.
45. Тетерский C.B. Волонтерская работа с детьми и молодежью в современной России // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. C.B. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. - С.84-92.
46. Федорова Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно¬практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. - С.54-58.
47. Федорук М.Г. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 804-806.
48. Филиппова Т.А. Лингвосемиотика англоязычного волонтерского дискурса: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Волгоград, 2014. - 22 с.
49. Хворостьянова Н.И. Волонтерство в российском обществе и в российской социологии: взгляд из-за рубежа // Социологический журнал - 2017. - Т. 23, № 2. - C. 136-152.
50. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 12-19.
51. Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере центра волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 37-45.
52. Шевцов А.И., Кузьмина В.М. Молодежь в современном мире. - Курск, 2015. - С. 109-114.
53. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 5. - С. 135-145.
54. Шигина Е.П. Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 715-717.
55. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 98 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ