Введение 4
1. Процесс информатизации в обучении иностранным языкам в школе 8
1.1. Роль информатизации и сущность информационных технологий в
образовательном процессе 8
1.2. Классификация информационных технологий в образовательном
процессе 12
1.2.1. Внедрение информационных технологий в преподавание иностранных языков в школе 14
1.3. Этапы появления мультимедийных средств в образовательном
процессе 17
1.4. Особенности применения мультимедиа как средства информационных технологий в средней школе 18
Выводы по главе 1 22
2. Практическое применение мультимедийных средств для развития лексического навыка в 6 классе 24
2.1. Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка 24
2.2. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка
в средней школе 26
2.2.1. Необходимость развития лексического навыка на уроках английского языка 30
2.3. Практическое применение информационных технологий на уроках
английского языка в 6 классе 33
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 42
Приложение А 45
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 53
Приложение Д 54
Приложение Е 55
Приложение Ж 56
Приложение И 57
Приложение К
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, а это значит, что у школы нет иного выбора, как адаптироваться к постоянным инновациям. Необходимость применения информационных технологий в российском школьном образовании очевидна, так как в настоящее время происходит становление новой системы обучения, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, которые связаны с внесением корректив в содержание обучения. Вышеназванные технологии должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ученика в информационное общество.
На сегодняшний день школы практически полностью перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Согласно данному документу, одним из основных назначений предмета «Иностранный язык (базовый уровень)» является «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [Федеральный государственный..., 2012]. Таким образом, применение информационных или информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку является неотъемлемой его частью.
Как известно, одним из возможных направлений эффективного применения информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для обучения иностранным языкам является создание и использование мультимедийных презентаций. Об интересе к обозначенной проблеме свидетельствуют многочисленные исследования в данной сфере И.Г. Захаровой, Н.И. Дворко, Н.В. Макаровой и другие; использования ИКТ при
обучении иностранному языку Н.С. Киргинцевой, А.В. Дворецкой, Ю.Н. Егоровой, Л.А. Беляевой, Н.В. Ивановой, А.В. Соболевой, и другие...
Развитие сегодняшнего современного общества диктует свои условия для его постоянного прогресса. Стремительно входящие информационные технологии, которые обновляются шаг за шагом, уже укоренились в каждой области.
Данная работа, посвященная процессам внедрения ИТ непосредственно в образовательный процесс, доказывает эффективность их использования на уроках иностранного языка. Применение мультимедийных презентаций и Интернет-ресурсов способствует более качественному формированию лексического навыка.
Поставленная цель работы - изучить информационные технологии, применяемые в процессе обучения иностранному языку в основной школе как средства для выработки лексического навыка у учащихся 6 классов, позволила сделать выводы о неизбежности использования мультимедиа презентаций для достижения высоких результатов. Проведенный анализ теоретического материала, показал, какие информационные технологии уже имеются в наличии, а также, каким образом, и, с какой целью можно использовать их в учебном процессе.
Высказанное нами предположение о том, что применение информационных технологий на уроке иностранного языка способствует достижению предметного результата, а именно формированию лексического навыка на довольно высоком уровне, подтверждено апробацией практического урока английского языка в МБОУ СШ №144 г. Красноярска.
Дальнейшая перспектива исследования видится в создании комплекса мультимедийных презентаций по каждой теме учебника.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2008. №4. С. 36-40.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,1989. 192 с.
4. Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П., Савчук Л.О. Английский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч.
Ч.1. М.: Вентана-Граф, 2015. 112 с.
5. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО. 1999. № 9 (99). С. 21- 27.
6. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно¬
коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015.С. 4-6. URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 23.03.2018).
7. Габдуллина М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на иностранных языках в X-XI классах. // Иностранные языки в школе. 2005. №4. С.33-36
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., 2006. 336 с.
9. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 187-188.
10. Дворко Н.И., Познин В.Ф., Кузнецов И.Р., Каурых А.Е. Учебное пособие. СПб: СПбГУП, 2005. 313 с.
11. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И.Н. Ульянова, 2006. С. 170 -172.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
13. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. Спб.: Издательство «Союз», 2001. 192 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
15. Крайнова Ю.А. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе МОУ, 2014. 190 с...30