Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 5
§1.1 Роль мотивации в развитии мышления учащегося 5
§1.2 Источники возникновения и становления познавательного интереса школьников к предмету 9
§1.3 Изучение учебных возможностей школьников 10
Глава 2. Практические приемы и методы, использованные в работе 12
§2.1Использование домашнего эксперимента и занимательных форм работы для активизации учащихся и развития их творчества 12
§2.2Методические материалы, разработанные по результатам исследования. 18
§2.3 Использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях 21
§2.4 Практическое использование занимательных экспериментов для развития познавательной активности школьников 22
§ 2.5 Тестирование учащихся для определения их учебных возможностей ... 26 Заключение 32
Приложение Ошибка! Закладка не определена.
Литература 35
Наблюдения за учащимися во время уроков показывают, что их активная познавательная деятельность во многом зависит от того, насколько преподавателю удается вызвать интерес к изучаемому учебному материалу. Интерес к усвоению знаний определяется многими обстоятельствами, в том числе содержанием учебного материала, характером всей системы преподавания предмета в целом, познавательными возможностями учащихся и т.д. Однако мой опыт подсказывает, что для возбуждения интереса к каждому конкретному вопросу необходимо применение особых, специальных приемов.
Известно, что физиологической основой интереса является исследовательский рефлекс. Интересно, как правило, все новое, неизвестное. Но возбудив интерес к какому-либо вопросу, необходимо организовать еще деятельность учащихся по его изучению и поддерживать возникший интерес и внимание [14].
Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету.
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от удивления к активной любознательности и стремлению узнать новый материал, от активной любознательности к прочному знанию и научному поиску.
Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса...
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. «Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения», - писала Ланина И.Я. [27].На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике.
1. Анофрикова С.В. Отбор демонстраций к уроку.//Физика в школе - 1999. - № 4. - с.56.
2. Айдагулов Р.И. Решение задач на различных этапах урока.//Физика в школе - 1990. - № 6. - с. 40.
3. Айнбиндер А.Б. Как облегчить понимание демонстрационного эксперимента.//Физика в школе - 1990. - № 3. - с. 35.
4. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока.//Физика в школе - 1999. - № 3. - с.39.
5. Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала.//Физика в школе - 1993. - № 5. - с.55
6. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1994. - 294 с.
7. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике.//Физика в школе - 1999. - № 6. - с.29.
8. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе - 1999. - № 2 - с. 92-93.
9. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1999. - 112 с.
10. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А. А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика./Под ред. А.А. Пинского. - М.: Просвещение, 1999. - 260 с.
11. Грабаль М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1999. - 136 с.
12. Гребенок Т.Б. Повышение эффективности проблемного изучения нового материала.//Физика в школе - 1996. - № 6. - с. 31.
13. Дикова Л.О. О самостоятельной работе учащихся.//Физика в школе
- 1999. - № 1. - с.29.
14. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу.//Физика в школе - 1990. - № 5. - с. 40.
15. Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам
естественного цикла.- Л.,1991...27