Вестернизация повседневной жизни современных россиян. Социологический анализ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения вестернизации повседневной жизни россиян 6
1.1. Вестернизация российской повседневной жизни в социально-историческом контексте 6
1.2. Повседневная жизнь как объект социологического изучения 10
1.3 Структура повседневности современного человека 14
Глава 2. Формы и проявления вестернизации повседневной жизни в современном российском городе 17
2.1 Образцы и шаблоны западной повседневной жизни 17
2.2 Степень вестернизации повседневности современных российских
городских жителей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения вестернизации повседневной жизни россиян 6
1.1. Вестернизация российской повседневной жизни в социально-историческом контексте 6
1.2. Повседневная жизнь как объект социологического изучения 10
1.3 Структура повседневности современного человека 14
Глава 2. Формы и проявления вестернизации повседневной жизни в современном российском городе 17
2.1 Образцы и шаблоны западной повседневной жизни 17
2.2 Степень вестернизации повседневности современных российских
городских жителей 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сегодня глобальные мировые проблемы являются объектом множества исследований в различных областях. Это — следствие осознания человечеством себя как единой системы и, соответственно, стремления изменить к лучшему жизнь глобального мирового сообщества в целом.
Однако, необходимо понимать, что любые глобальные изменения не существуют автономно, а имеют под собой базу, включающую и частные, в том числе повседневные, практики. Поэтому нельзя отказываться от их изучения, смещая ракурс исключительно на более масштабные процессы.
С другой стороны, связь микро- и макроуровней знания не является однонаправленной. Динамика изменений повседневных практик отражает и более глубокие изменения в общественном сознании, становясь для научного сообщества своеобразным способом рефлексии относительно более масштабных тенденций.
С этой позиции предлагается рассматривать и такую масштабную тенденцию как вестернизация - то есть заимствование западноевропейского или англо-американского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры, которая некоторыми исследователями воспринимается как угроза сохранения национальной культуры и идентичности жителями стран Восточной Европы, Азии, Латинской Америки. Исходя из этого вестернизация может восприниматься не только как мировая тенденция, но и как глобальная или национальная проблема.
Соответственно, целесообразным представляется оценка степени вестернизированности повседневной жизни общества, которая впоследствии может стать основой для принятия решений об искусственном ускорении или замедлении данного процесса.
Актуальность непосредственно такой темы как «Вестернизация повседневной жизни современных россиян» заключается в том, что сегодня российское общество, активно вовлечённое в глобализационные процессы (в том числе благодаря развитию коммуникативных технологий), подвергается 3
очевидному воздействию Запада как фактического мирового лидера. При этом российским обществом отвергаются некоторые западные ценности, а на политическом и экономическом уровне развивается конфронтация России и Запада. Конфронтация, не выгодная народам и России, и западных стран. При этом на бытовом уровне, на уровне повседневных практик и жизненных тактик явно фиксируется явления вестернизации. Это связано с тем, что Россия проходила модернизацию по западному образцу и во взаимодействии с со странами Европы и Америки. Советская политика в сфере образования опиралась не только на коммунистическую идеологию, но и на принципы Просвещения. И поэтому возникло предельное противоречие в общественном сознании — сомнению подвергаются не только нынешние ценностные ориентиры западных стран, но и сами идеи модернизации и прогресса.
Оценка уровня вестернизации повседневной жизни в современной России позволит понять, насколько ежедневная жизнь россиян связана с массовой и материальной культурой Запада и где именно начинается ценностный раскол.
Научная значимость изучения заявленной темы обусловлена потребностью социологии в постоянном накоплении и обновлении информации о социальных процессах, их последствиях и взаимозависимости с другими процессами.
Практическая же значимость описана выше - анализируя процесс вестернизации повседневности россиян, можно сделать выводы, способные привести к разработке стратегии дальнейшего развития российского общества в наиболее благоприятном для него русле.
Следовательно, целью настоящей бакалаврской работы является анализ процесса вестернизации повседневной жизни современных россиян с социологической точки зрения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать истоки процесса вестернизации в современной России.
2) Описать повседневные практики, меняющиеся или способные изменяться под воздействием западных тенденций.
3) Выявить элементы, феномены и практики повседневности западного образца, которые могут полностью или частично воспроизводиться россиянами.
4) Выявить и описать реальную картину повседневности современных россиян и оценить степень её вестернизации.
5) Охарактеризовать вестернизацию повседневной жизни современных россиян как социокультурный и социально-экономический феномен.
Объектом исследования данной работы является повседневная жизнь современных россиян, предметом - вестернизация российской повседневной жизни как социальное явление.
Гипотезы исследования:
1) Повседневная жизнь современных россиян в высокой степени подвержена воздействию западных тенденций, однако, нельзя сказать, что российская повседневность абсолютно вестернизирована.
2) Повседневная жизнь молодых жителей России больше соответствует западным образцам, нежели повседневная жизнь старшего поколения.
3) Западный стиль повседневной жизни является привлекательным для россиян и мотивирует их стремиться ему соответствовать.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ документов, анкетный опрос, интервьюирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Однако, необходимо понимать, что любые глобальные изменения не существуют автономно, а имеют под собой базу, включающую и частные, в том числе повседневные, практики. Поэтому нельзя отказываться от их изучения, смещая ракурс исключительно на более масштабные процессы.
С другой стороны, связь микро- и макроуровней знания не является однонаправленной. Динамика изменений повседневных практик отражает и более глубокие изменения в общественном сознании, становясь для научного сообщества своеобразным способом рефлексии относительно более масштабных тенденций.
С этой позиции предлагается рассматривать и такую масштабную тенденцию как вестернизация - то есть заимствование западноевропейского или англо-американского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры, которая некоторыми исследователями воспринимается как угроза сохранения национальной культуры и идентичности жителями стран Восточной Европы, Азии, Латинской Америки. Исходя из этого вестернизация может восприниматься не только как мировая тенденция, но и как глобальная или национальная проблема.
Соответственно, целесообразным представляется оценка степени вестернизированности повседневной жизни общества, которая впоследствии может стать основой для принятия решений об искусственном ускорении или замедлении данного процесса.
Актуальность непосредственно такой темы как «Вестернизация повседневной жизни современных россиян» заключается в том, что сегодня российское общество, активно вовлечённое в глобализационные процессы (в том числе благодаря развитию коммуникативных технологий), подвергается 3
очевидному воздействию Запада как фактического мирового лидера. При этом российским обществом отвергаются некоторые западные ценности, а на политическом и экономическом уровне развивается конфронтация России и Запада. Конфронтация, не выгодная народам и России, и западных стран. При этом на бытовом уровне, на уровне повседневных практик и жизненных тактик явно фиксируется явления вестернизации. Это связано с тем, что Россия проходила модернизацию по западному образцу и во взаимодействии с со странами Европы и Америки. Советская политика в сфере образования опиралась не только на коммунистическую идеологию, но и на принципы Просвещения. И поэтому возникло предельное противоречие в общественном сознании — сомнению подвергаются не только нынешние ценностные ориентиры западных стран, но и сами идеи модернизации и прогресса.
Оценка уровня вестернизации повседневной жизни в современной России позволит понять, насколько ежедневная жизнь россиян связана с массовой и материальной культурой Запада и где именно начинается ценностный раскол.
Научная значимость изучения заявленной темы обусловлена потребностью социологии в постоянном накоплении и обновлении информации о социальных процессах, их последствиях и взаимозависимости с другими процессами.
Практическая же значимость описана выше - анализируя процесс вестернизации повседневности россиян, можно сделать выводы, способные привести к разработке стратегии дальнейшего развития российского общества в наиболее благоприятном для него русле.
Следовательно, целью настоящей бакалаврской работы является анализ процесса вестернизации повседневной жизни современных россиян с социологической точки зрения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать истоки процесса вестернизации в современной России.
2) Описать повседневные практики, меняющиеся или способные изменяться под воздействием западных тенденций.
3) Выявить элементы, феномены и практики повседневности западного образца, которые могут полностью или частично воспроизводиться россиянами.
4) Выявить и описать реальную картину повседневности современных россиян и оценить степень её вестернизации.
5) Охарактеризовать вестернизацию повседневной жизни современных россиян как социокультурный и социально-экономический феномен.
Объектом исследования данной работы является повседневная жизнь современных россиян, предметом - вестернизация российской повседневной жизни как социальное явление.
Гипотезы исследования:
1) Повседневная жизнь современных россиян в высокой степени подвержена воздействию западных тенденций, однако, нельзя сказать, что российская повседневность абсолютно вестернизирована.
2) Повседневная жизнь молодых жителей России больше соответствует западным образцам, нежели повседневная жизнь старшего поколения.
3) Западный стиль повседневной жизни является привлекательным для россиян и мотивирует их стремиться ему соответствовать.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ документов, анкетный опрос, интервьюирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работы были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения вестернизации повседневной жизни в России. Первый параграф включил в себя социально-исторический контекст вестернизации повседневности в России.
Процесс стремления России к соответствию западному стилю жизни берёт своё начало е в XVII веке, когда мировыми лидерами стали европейские страны. В России назревала потребность заимствования наиболее прогрессивных нововведений. Осуществить качественный скачок удалось Петру I. Вестернизационные процессы продолжились и при Анне Иоанновне, Петре III, Павле I, Александре I. То есть даже беглый взгляд на российскую историю даёт понять, что Запад довольно давно является ориентиром для модернизации российской жизни.
В современной исторической науке существует теория модернизации, в рамках которой история России изучается с учётом значительного влияния со стороны Запада. Так в советское время руководству страны удалось значительно сократить технологическое отставание послереволюционной России от Запада, модернизировав ведущие области науки и промышленности. Распад СССР показал разрыв в социокультурной и социально-экономической сферах. Это обусловило необходимость модернизации постсоветской России по западному образцу, которая в ускоренном темпе может свестись, по Хантингтону, к «вестернизации без модернизации», когда западные образцы копируются поверхностно, при заимствовании только черт массовой культуры, что и произошло в России в 90-е годы.
Второй и третий параграфы первой главы посвящены непосредственно повседневности как объекту социологического изучения, а также её структуре, актуальной для современного человека. Во втором параграфе сделан вывод о том, что при эмпирическом анализе повседневности её целесообразно понимать как рутинное проявление культуры, состоящее преимущественно из практик как осознаваемых форм адаптации поведения к изменяющейся реальности. В третьем параграфе составлен перечень сфер повседневности, которые наиболее целесообразно анализировать, а именно: семейный быт и романтические отношения, гастрономическая сфера, транспорт, финансово-экономические практики, информационные технологии и СМИ, одежда и мода, образование, духовно-религиозная сфера, протестная активность, экологическое поведение.
В этой главе решены следующие поставленные в работе задачи:
1. Проанализированы истоки процесса вестернизации в современной России.
2. Описаны повседневные практики, меняющиеся или способные изменяться под воздействием западных тенденций.
Вторая глава, включающая описание результатов нескольких самостоятельно проведённых социологических исследований, состоит из двух параграфов: в первом выявляется образец западной повседневной жизни, который пригоден для заимствования россиянами, для этого используется метод анализа документов. Во втором выявляется реальная степень вестернизированности повседневной жизни современных россиян, для чего используются методы анкетного опроса и интервью.
В ходе проведённого исследования решены следующие задачи, поставленные в этой бакалаврской работе:
1. Выявлены элементы, феномены и практики повседневности западного образца, которые может полностью или частично воспроизводятся россиянами.
2.Описана реальная картина повседневности современных россиян и оценена степень её вестернизации.
3. Вестернизация повседневной жизни современных россиян представлены как комплексный социокультурный и социально-экономический феномен в контексте доминирующих в российском обществе ценностей.
В целом цель бакалаврской работы выполнена.
В ходе исследовательской работы сделаны следующие выводы:
Сфера семейно-бытовых и романтических отношений показала высокую степень вестернизированности и, главное, тенденцию к дальнейшему её повышению, что особенно наблюдается в ответах молодых респондентов.
В гастрономической сфере вестернизация в большей степени коснулась культуры потребления продуктов питания. Роль домашнего приготовления пищи в представлении россиян теряет свои позиции, но ещё остаётся значимой. Активно развиваются и будут развиваться такие направления, как доставка готовой еды и потребление «фаст-фуда», укрепляясь как повседневная практика.
Степень вестернизированности повседневной жизни россиян в сфере использования транспорта низка за счёт дороговизны покупки и содержания личного автотранспорта, но западный образ личного автомобиля как ценности и атрибута комфорта в сознании россиян сформирован.
Досуг россиян разнообразен и зависит от индивидуальных интересов, что, вероятно, не является следствием влияния Запада, но в конечном счёте совпадает с западным образцом.
В России, как и на Западе, есть тенденция к укреплению позиций безналичного расчёта как основной формы оплаты.
Современные информационные технологии в российской повседневности широко распространены и терять свои позиции не станут в ближайшее время, что характерно и для стран Запада. Прогрессивные россияне стремятся к отказу от телевизионных СМИ, с заменой их более независимые и объективные, обычно работающие с помощью сети Интернет. Тенденция эта в какой-то мере опережает Запад.
Ведущую роль в выборе повседневной одежды играют удобство и комфорт, однако россияне не забывают и о проявлении своей индивидуальности, оказываясь в этом вопросе солидарными с жителями стран Запада.
В российском обществе, как и в западном, сейчас доминирует рациональное отношение к образованию, подразумевающее не столько получение сертификата об образовании, сколько фактическую пользу знаний и навыков.
У россиян не наблюдается последовательной религиозности, однако, религиозные традиции, объединяющие семью, сохраняются. Такое поведение близко к западной тенденции.
Протестная культура в России пока не развита, но предпосылки к её развитию существуют, потому вполне вероятно, что в ближайшие годы россияне начнут активнее использовать западный образец протестной деятельности.
Даже при желании следовать правилам разумного, экологичного потребления, россияне сталкиваются с проблемой отсутствия в городской среде надлежащей инфраструктуры. Поэтому в этой сфере повседневная жизнь россиян вестернизирована слабо.
Важнейшими факторами вестернизации можно назвать возраст до 35-ти лет, высшее образование, вовлечённость в потребление продуктов западной массовой культуры.
Базовые ценности россиян не так вестернизированы, как повседневные практики, что подтверждает поверхностный характер процесса вестернизации в России.
Можно сделать прогноз о том, что тенденция к вестернизации повседневной жизни не исчезнет и усилится в ближайшие годы.
В ходе исследовательской работы подтверждены следующие гипотезы:
1. Повседневная жизнь современных россиян в высокой степени подвержена воздействию западных тенденций, однако, нельзя сказать, что российская повседневность абсолютно вестернизирована - часть сфер повседневной жизни остаются далёкими от соответствия западному образцу.
2. Повседневная жизнь молодых жителей России больше соответствует западным образцам, нежели повседневная жизнь старшего поколения - молодые респонденты чаще рассказывали о том, что они используют или хотели бы использовать в повседневной жизни практики, соответствующие западному образцу, нежели респонденты старшего поколения. Однако, среди респондентов старшего возраста аналогичным образом высказывались наиболее образованные, респонденты с более низким уровнем образования демонстрировали наиболее низкий уровень вестернизированности своей повседневной жизни.
3. Западный стиль повседневной жизни является привлекательным для россиян и мотивирует их стремиться ему соответствовать - даже в случаях, когда российская действительность не позволяет реализовать определённые практики, россияне настроены на то, чтобы со временем прийти к их повседневному использованию.
Процесс стремления России к соответствию западному стилю жизни берёт своё начало е в XVII веке, когда мировыми лидерами стали европейские страны. В России назревала потребность заимствования наиболее прогрессивных нововведений. Осуществить качественный скачок удалось Петру I. Вестернизационные процессы продолжились и при Анне Иоанновне, Петре III, Павле I, Александре I. То есть даже беглый взгляд на российскую историю даёт понять, что Запад довольно давно является ориентиром для модернизации российской жизни.
В современной исторической науке существует теория модернизации, в рамках которой история России изучается с учётом значительного влияния со стороны Запада. Так в советское время руководству страны удалось значительно сократить технологическое отставание послереволюционной России от Запада, модернизировав ведущие области науки и промышленности. Распад СССР показал разрыв в социокультурной и социально-экономической сферах. Это обусловило необходимость модернизации постсоветской России по западному образцу, которая в ускоренном темпе может свестись, по Хантингтону, к «вестернизации без модернизации», когда западные образцы копируются поверхностно, при заимствовании только черт массовой культуры, что и произошло в России в 90-е годы.
Второй и третий параграфы первой главы посвящены непосредственно повседневности как объекту социологического изучения, а также её структуре, актуальной для современного человека. Во втором параграфе сделан вывод о том, что при эмпирическом анализе повседневности её целесообразно понимать как рутинное проявление культуры, состоящее преимущественно из практик как осознаваемых форм адаптации поведения к изменяющейся реальности. В третьем параграфе составлен перечень сфер повседневности, которые наиболее целесообразно анализировать, а именно: семейный быт и романтические отношения, гастрономическая сфера, транспорт, финансово-экономические практики, информационные технологии и СМИ, одежда и мода, образование, духовно-религиозная сфера, протестная активность, экологическое поведение.
В этой главе решены следующие поставленные в работе задачи:
1. Проанализированы истоки процесса вестернизации в современной России.
2. Описаны повседневные практики, меняющиеся или способные изменяться под воздействием западных тенденций.
Вторая глава, включающая описание результатов нескольких самостоятельно проведённых социологических исследований, состоит из двух параграфов: в первом выявляется образец западной повседневной жизни, который пригоден для заимствования россиянами, для этого используется метод анализа документов. Во втором выявляется реальная степень вестернизированности повседневной жизни современных россиян, для чего используются методы анкетного опроса и интервью.
В ходе проведённого исследования решены следующие задачи, поставленные в этой бакалаврской работе:
1. Выявлены элементы, феномены и практики повседневности западного образца, которые может полностью или частично воспроизводятся россиянами.
2.Описана реальная картина повседневности современных россиян и оценена степень её вестернизации.
3. Вестернизация повседневной жизни современных россиян представлены как комплексный социокультурный и социально-экономический феномен в контексте доминирующих в российском обществе ценностей.
В целом цель бакалаврской работы выполнена.
В ходе исследовательской работы сделаны следующие выводы:
Сфера семейно-бытовых и романтических отношений показала высокую степень вестернизированности и, главное, тенденцию к дальнейшему её повышению, что особенно наблюдается в ответах молодых респондентов.
В гастрономической сфере вестернизация в большей степени коснулась культуры потребления продуктов питания. Роль домашнего приготовления пищи в представлении россиян теряет свои позиции, но ещё остаётся значимой. Активно развиваются и будут развиваться такие направления, как доставка готовой еды и потребление «фаст-фуда», укрепляясь как повседневная практика.
Степень вестернизированности повседневной жизни россиян в сфере использования транспорта низка за счёт дороговизны покупки и содержания личного автотранспорта, но западный образ личного автомобиля как ценности и атрибута комфорта в сознании россиян сформирован.
Досуг россиян разнообразен и зависит от индивидуальных интересов, что, вероятно, не является следствием влияния Запада, но в конечном счёте совпадает с западным образцом.
В России, как и на Западе, есть тенденция к укреплению позиций безналичного расчёта как основной формы оплаты.
Современные информационные технологии в российской повседневности широко распространены и терять свои позиции не станут в ближайшее время, что характерно и для стран Запада. Прогрессивные россияне стремятся к отказу от телевизионных СМИ, с заменой их более независимые и объективные, обычно работающие с помощью сети Интернет. Тенденция эта в какой-то мере опережает Запад.
Ведущую роль в выборе повседневной одежды играют удобство и комфорт, однако россияне не забывают и о проявлении своей индивидуальности, оказываясь в этом вопросе солидарными с жителями стран Запада.
В российском обществе, как и в западном, сейчас доминирует рациональное отношение к образованию, подразумевающее не столько получение сертификата об образовании, сколько фактическую пользу знаний и навыков.
У россиян не наблюдается последовательной религиозности, однако, религиозные традиции, объединяющие семью, сохраняются. Такое поведение близко к западной тенденции.
Протестная культура в России пока не развита, но предпосылки к её развитию существуют, потому вполне вероятно, что в ближайшие годы россияне начнут активнее использовать западный образец протестной деятельности.
Даже при желании следовать правилам разумного, экологичного потребления, россияне сталкиваются с проблемой отсутствия в городской среде надлежащей инфраструктуры. Поэтому в этой сфере повседневная жизнь россиян вестернизирована слабо.
Важнейшими факторами вестернизации можно назвать возраст до 35-ти лет, высшее образование, вовлечённость в потребление продуктов западной массовой культуры.
Базовые ценности россиян не так вестернизированы, как повседневные практики, что подтверждает поверхностный характер процесса вестернизации в России.
Можно сделать прогноз о том, что тенденция к вестернизации повседневной жизни не исчезнет и усилится в ближайшие годы.
В ходе исследовательской работы подтверждены следующие гипотезы:
1. Повседневная жизнь современных россиян в высокой степени подвержена воздействию западных тенденций, однако, нельзя сказать, что российская повседневность абсолютно вестернизирована - часть сфер повседневной жизни остаются далёкими от соответствия западному образцу.
2. Повседневная жизнь молодых жителей России больше соответствует западным образцам, нежели повседневная жизнь старшего поколения - молодые респонденты чаще рассказывали о том, что они используют или хотели бы использовать в повседневной жизни практики, соответствующие западному образцу, нежели респонденты старшего поколения. Однако, среди респондентов старшего возраста аналогичным образом высказывались наиболее образованные, респонденты с более низким уровнем образования демонстрировали наиболее низкий уровень вестернизированности своей повседневной жизни.
3. Западный стиль повседневной жизни является привлекательным для россиян и мотивирует их стремиться ему соответствовать - даже в случаях, когда российская действительность не позволяет реализовать определённые практики, россияне настроены на то, чтобы со временем прийти к их повседневному использованию.
Подобные работы
- МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация брачного выбора в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



