ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-
КАРТ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ 6
1.1 Познавательные УУД, формируемые в курсе изучения биологии по
ФГОС 6
1.2 Приемы и средства, применяемые в систематизации знаний 9
1.3 Сущность интеллект-карт, основные характеристики и преимущества... 13
1.4 Особенности построения и способы использования интеллект-карт в
процессе систематизации знаний по биологии 16
1.5 Инструменты создания интерактивных интеллект-карт 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ 24
2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента 24
2.2 Методика создания и использования интерактивных 30
интеллект-карт в разделе «Человек и его здоровье» 30
2.3 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента и обсуждение.. 42
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-
КАРТ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ 6
1.1 Познавательные УУД, формируемые в курсе изучения биологии по
ФГОС 6
1.2 Приемы и средства, применяемые в систематизации знаний 9
1.3 Сущность интеллект-карт, основные характеристики и преимущества... 13
1.4 Особенности построения и способы использования интеллект-карт в
процессе систематизации знаний по биологии 16
1.5 Инструменты создания интерактивных интеллект-карт 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ 24
2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента 24
2.2 Методика создания и использования интерактивных 30
интеллект-карт в разделе «Человек и его здоровье» 30
2.3 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента и обсуждение.. 42
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учитывая огромный объем информации, поступающей в современном мире, обучающиеся постоянно сталкиваются с необходимостью оперировать информацией, анализировать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности и обобщать полученные знания. Это повлекло за собой поиск такой технологии, которая позволяет оптимизировать процесс запоминания, понимания, систематизации и воспроизведения учебного материала, а также способствовать саморазвитию обучающихся и формированию универсальных учебных действий, заложенных во ФГОС.
В современном образовательном процессе огромное внимание уделяется систематизации знаний на уроках. Это является не только важным фактором для улучшения качества усвоения материала, но и обеспечивает развитие способности анализировать, абстрактно представлять многие понятия и определения.
В учебной деятельности школьников процесс систематизации знаний способствует формированию прочных, систематичных знаний. Использование эффективной технологии обучения может значительно улучшить этот процесс и способствовать успешности обучения.
Создание условий для эффективного усвоения учебного материала и помощи, учащимся в освоении и систематизации объема информации становится ключевой задачей для учителей. Для этого им необходимо использовать специальные методики, направленные на систематизацию, сравнение и сопоставление знаний, а также помогать учащимся осуществлять самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новые условия.
Создание интерактивной обучающей среды, используя технические средства и современные технологии, может значительно упростить процесс усвоения материала и повысить мотивацию учеников. Кроме того, использование различных форм работы - в том числе групповой работы, обмен опытом и рефлексия - также способствует более эффективному усвоению знаний и их последующей систематизации.
Наконец, важно отметить, что помощь учителя не заканчивается только на словах, он имеет возможность стать руководителем и наставником в усовершенствовании учебного процесса. Учителям необходимо использовать передовой опыт, взаимное обсуждение и обратную связь с учениками для обеспечения эффективного усвоения материала и его дальнейшей систематизации.
Проблема систематизации широко изучается. Данный процесс, как и многие другие, широко изучается в педагогической науке. Есть яркие примеры того, что психофизическая база обобщения является ключевой в формировании мыслительной операции, такие данные получены в исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко и других.
По этой причине в работах педагогов, таких как А.В. Усова, А.Н. Звягин и В.В. Колесникова, были рассмотрены дидактические основы систематизации знаний и умений.
Одним из методов систематизации информации, отражающий логику и связи между элементами, является метод интеллект-карт. Актуальность работы обусловлена тем, что используемые методы систематизации информации в рамках школы теряют свою эффективность.
Цель работы: изучить особенности использования интерактивных интеллект-карт в систематизации знаний обучающихся по биологии.
Объектом исследования является процесс систематизации знаний обучающихся по биологии.
Предметом исследования являются интерактивные интеллект-карты по разделу «Человек и его здоровье».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть виды УУД, формируемые в процессе обучения биологии; приемы и средства систематизации знаний.
• Проанализировать сущность метода интеллект-карт: основные характеристики, преимущества интеллект-карт, принципы создания и применение интеллект-карт в обучении биологии
• Разработать учебные задания по разделу «Человек и его здоровье», используя методику составления интерактивной интеллект-карты
• Провести апробацию результатов исследования.
Для выполнения работы на разных этапах использовались общенаучные, теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научно- методической литературы; анализ и обобщение, а также аналогия. Применялась методика «выявление общих понятий» Р.С. Немова.
Практическая значимость: представленные интерактивные интеллект- карты можно использовать при изучении в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье», а также при организации внеурочной деятельности обучающихся.
Результаты работы были представлены на XXXIII университетской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников «Актуальные проблемы науки и образования» (17-21 апреля 2023 г.) (Пенза, 2023).
В современном образовательном процессе огромное внимание уделяется систематизации знаний на уроках. Это является не только важным фактором для улучшения качества усвоения материала, но и обеспечивает развитие способности анализировать, абстрактно представлять многие понятия и определения.
В учебной деятельности школьников процесс систематизации знаний способствует формированию прочных, систематичных знаний. Использование эффективной технологии обучения может значительно улучшить этот процесс и способствовать успешности обучения.
Создание условий для эффективного усвоения учебного материала и помощи, учащимся в освоении и систематизации объема информации становится ключевой задачей для учителей. Для этого им необходимо использовать специальные методики, направленные на систематизацию, сравнение и сопоставление знаний, а также помогать учащимся осуществлять самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новые условия.
Создание интерактивной обучающей среды, используя технические средства и современные технологии, может значительно упростить процесс усвоения материала и повысить мотивацию учеников. Кроме того, использование различных форм работы - в том числе групповой работы, обмен опытом и рефлексия - также способствует более эффективному усвоению знаний и их последующей систематизации.
Наконец, важно отметить, что помощь учителя не заканчивается только на словах, он имеет возможность стать руководителем и наставником в усовершенствовании учебного процесса. Учителям необходимо использовать передовой опыт, взаимное обсуждение и обратную связь с учениками для обеспечения эффективного усвоения материала и его дальнейшей систематизации.
Проблема систематизации широко изучается. Данный процесс, как и многие другие, широко изучается в педагогической науке. Есть яркие примеры того, что психофизическая база обобщения является ключевой в формировании мыслительной операции, такие данные получены в исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко и других.
По этой причине в работах педагогов, таких как А.В. Усова, А.Н. Звягин и В.В. Колесникова, были рассмотрены дидактические основы систематизации знаний и умений.
Одним из методов систематизации информации, отражающий логику и связи между элементами, является метод интеллект-карт. Актуальность работы обусловлена тем, что используемые методы систематизации информации в рамках школы теряют свою эффективность.
Цель работы: изучить особенности использования интерактивных интеллект-карт в систематизации знаний обучающихся по биологии.
Объектом исследования является процесс систематизации знаний обучающихся по биологии.
Предметом исследования являются интерактивные интеллект-карты по разделу «Человек и его здоровье».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть виды УУД, формируемые в процессе обучения биологии; приемы и средства систематизации знаний.
• Проанализировать сущность метода интеллект-карт: основные характеристики, преимущества интеллект-карт, принципы создания и применение интеллект-карт в обучении биологии
• Разработать учебные задания по разделу «Человек и его здоровье», используя методику составления интерактивной интеллект-карты
• Провести апробацию результатов исследования.
Для выполнения работы на разных этапах использовались общенаучные, теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научно- методической литературы; анализ и обобщение, а также аналогия. Применялась методика «выявление общих понятий» Р.С. Немова.
Практическая значимость: представленные интерактивные интеллект- карты можно использовать при изучении в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье», а также при организации внеурочной деятельности обучающихся.
Результаты работы были представлены на XXXIII университетской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников «Актуальные проблемы науки и образования» (17-21 апреля 2023 г.) (Пенза, 2023).
Систематизация знаний на уроках играет важную роль в обучении биологии и способствует их успешной дальнейшей учебной деятельности.
Определено, что формирование умения систематизировать означает развитие способности отделять существенные элементы от несущественных, выделять связи и представлять информацию в определенном порядке. Это происходит в результате организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на достижение целей обучения. В нашем исследовании было выявлено, что интерактивные интеллект-карты имеют огромный потенциал в образовании.
Интерактивные интеллект-карты представляют собой графический инструмент, предназначенный для эффективной организации информации. В результате проведения исследования было обнаружено, что интерактивные интеллект-карты позволяет обучающимся читать и слушать с пониманием, разбираться в учебном материале и осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации. Это, в свою очередь, способствует установлению причинно-следственных связей, обобщению и выводам, а также пониманию информации в изобразительной, схематичной и модельной форме.
Этот метод обладает способностью решать множество задач, которые выгодны для всех участников процесса обучения. Использование интерактивных интеллект-карт помогает учащимся не только иметь систематизированное представление об информации, но и развивать критическое мышление и творческие способности. Другим важным выводом нашего исследования является то, что для эффективного формирования умения структурировать информацию при помощи интерактивных интеллект- карт необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу. Она включает в себя тщательный анализ учебного материала, разработку учебных заданий и методик, а также оценку результатов обучения. Процесс создания интеллект-карт может быть использован как инструмент оценки знаний учащихся и их умения структурировать информацию.
Важность применения интерактивных ментальных карт заключается в их возможности использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Они способствуют развитию критического мышления, обеспечивают эффективность учебного процесса, а также улучшают качество обучения. Кроме того, ментальные карты позволяют формировать навыки работы с информацией и повышать общую культуру обучающихся.
В результате нами были разработаны интерактивные учебные заданий с использованием методики интеллект-карт, которые были применены учителем на уроках с целью систематизации знаний обучающихся, а также приведён краткий обзор сервисов, по разработке интеллект-карт.
Результаты апробации данной методики показали, что процент успеваемости в экспериментальном классе составил 76%, то есть успеваемость возросла на 6 %, так как в контрольном лишь на 1%. Так же уровень развития у учащихся способности анализировать, обобщать и классифицировать, т.е. осуществлять системный анализ, показали, в экспериментальном классе повысился уровень способности анализировать, обобщать и систематизировать в экспериментальном классе на 9%.
Опираясь на результаты исследования можно сказать, что применение интеллект-карт в систематизации знаний обучающихся по биологии дает положительные результаты и показывает свою эффективность.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Определено, что формирование умения систематизировать означает развитие способности отделять существенные элементы от несущественных, выделять связи и представлять информацию в определенном порядке. Это происходит в результате организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на достижение целей обучения. В нашем исследовании было выявлено, что интерактивные интеллект-карты имеют огромный потенциал в образовании.
Интерактивные интеллект-карты представляют собой графический инструмент, предназначенный для эффективной организации информации. В результате проведения исследования было обнаружено, что интерактивные интеллект-карты позволяет обучающимся читать и слушать с пониманием, разбираться в учебном материале и осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации. Это, в свою очередь, способствует установлению причинно-следственных связей, обобщению и выводам, а также пониманию информации в изобразительной, схематичной и модельной форме.
Этот метод обладает способностью решать множество задач, которые выгодны для всех участников процесса обучения. Использование интерактивных интеллект-карт помогает учащимся не только иметь систематизированное представление об информации, но и развивать критическое мышление и творческие способности. Другим важным выводом нашего исследования является то, что для эффективного формирования умения структурировать информацию при помощи интерактивных интеллект- карт необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу. Она включает в себя тщательный анализ учебного материала, разработку учебных заданий и методик, а также оценку результатов обучения. Процесс создания интеллект-карт может быть использован как инструмент оценки знаний учащихся и их умения структурировать информацию.
Важность применения интерактивных ментальных карт заключается в их возможности использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Они способствуют развитию критического мышления, обеспечивают эффективность учебного процесса, а также улучшают качество обучения. Кроме того, ментальные карты позволяют формировать навыки работы с информацией и повышать общую культуру обучающихся.
В результате нами были разработаны интерактивные учебные заданий с использованием методики интеллект-карт, которые были применены учителем на уроках с целью систематизации знаний обучающихся, а также приведён краткий обзор сервисов, по разработке интеллект-карт.
Результаты апробации данной методики показали, что процент успеваемости в экспериментальном классе составил 76%, то есть успеваемость возросла на 6 %, так как в контрольном лишь на 1%. Так же уровень развития у учащихся способности анализировать, обобщать и классифицировать, т.е. осуществлять системный анализ, показали, в экспериментальном классе повысился уровень способности анализировать, обобщать и систематизировать в экспериментальном классе на 9%.
Опираясь на результаты исследования можно сказать, что применение интеллект-карт в систематизации знаний обучающихся по биологии дает положительные результаты и показывает свою эффективность.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019



