ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-
КАРТ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ 6
1.1 Познавательные УУД, формируемые в курсе изучения биологии по
ФГОС 6
1.2 Приемы и средства, применяемые в систематизации знаний 9
1.3 Сущность интеллект-карт, основные характеристики и преимущества... 13
1.4 Особенности построения и способы использования интеллект-карт в
процессе систематизации знаний по биологии 16
1.5 Инструменты создания интерактивных интеллект-карт 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ 24
2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента 24
2.2 Методика создания и использования интерактивных 30
интеллект-карт в разделе «Человек и его здоровье» 30
2.3 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента и обсуждение.. 42
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учитывая огромный объем информации, поступающей в современном мире, обучающиеся постоянно сталкиваются с необходимостью оперировать информацией, анализировать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности и обобщать полученные знания. Это повлекло за собой поиск такой технологии, которая позволяет оптимизировать процесс запоминания, понимания, систематизации и воспроизведения учебного материала, а также способствовать саморазвитию обучающихся и формированию универсальных учебных действий, заложенных во ФГОС.
В современном образовательном процессе огромное внимание уделяется систематизации знаний на уроках. Это является не только важным фактором для улучшения качества усвоения материала, но и обеспечивает развитие способности анализировать, абстрактно представлять многие понятия и определения.
В учебной деятельности школьников процесс систематизации знаний способствует формированию прочных, систематичных знаний. Использование эффективной технологии обучения может значительно улучшить этот процесс и способствовать успешности обучения.
Создание условий для эффективного усвоения учебного материала и помощи, учащимся в освоении и систематизации объема информации становится ключевой задачей для учителей. Для этого им необходимо использовать специальные методики, направленные на систематизацию, сравнение и сопоставление знаний, а также помогать учащимся осуществлять самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новые условия.
Создание интерактивной обучающей среды, используя технические средства и современные технологии, может значительно упростить процесс усвоения материала и повысить мотивацию учеников. Кроме того, использование различных форм работы - в том числе групповой работы, обмен опытом и рефлексия - также способствует более эффективному усвоению знаний и их последующей систематизации.
Наконец, важно отметить, что помощь учителя не заканчивается только на словах, он имеет возможность стать руководителем и наставником в усовершенствовании учебного процесса. Учителям необходимо использовать передовой опыт, взаимное обсуждение и обратную связь с учениками для обеспечения эффективного усвоения материала и его дальнейшей систематизации.
Проблема систематизации широко изучается. Данный процесс, как и многие другие, широко изучается в педагогической науке. Есть яркие примеры того, что психофизическая база обобщения является ключевой в формировании мыслительной операции, такие данные получены в исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко и других.
По этой причине в работах педагогов, таких как А.В. Усова, А.Н. Звягин и В.В. Колесникова, были рассмотрены дидактические основы систематизации знаний и умений.
Одним из методов систематизации информации, отражающий логику и связи между элементами, является метод интеллект-карт. Актуальность работы обусловлена тем, что используемые методы систематизации информации в рамках школы теряют свою эффективность.
Цель работы: изучить особенности использования интерактивных интеллект-карт в систематизации знаний обучающихся по биологии.
Объектом исследования является процесс систематизации знаний обучающихся по биологии.
Предметом исследования являются интерактивные интеллект-карты по разделу «Человек и его здоровье».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть виды УУД, формируемые в процессе обучения биологии; приемы и средства систематизации знаний.
• Проанализировать сущность метода интеллект-карт: основные характеристики, преимущества интеллект-карт, принципы создания и применение интеллект-карт в обучении биологии
• Разработать учебные задания по разделу «Человек и его здоровье», используя методику составления интерактивной интеллект-карты
• Провести апробацию результатов исследования.
Для выполнения работы на разных этапах использовались общенаучные, теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научно- методической литературы; анализ и обобщение, а также аналогия. Применялась методика «выявление общих понятий» Р.С. Немова.
Практическая значимость: представленные интерактивные интеллект- карты можно использовать при изучении в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье», а также при организации внеурочной деятельности обучающихся.
Результаты работы были представлены на XXXIII университетской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников «Актуальные проблемы науки и образования» (17-21 апреля 2023 г.) (Пенза, 2023).
Систематизация знаний на уроках играет важную роль в обучении биологии и способствует их успешной дальнейшей учебной деятельности.
Определено, что формирование умения систематизировать означает развитие способности отделять существенные элементы от несущественных, выделять связи и представлять информацию в определенном порядке. Это происходит в результате организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на достижение целей обучения. В нашем исследовании было выявлено, что интерактивные интеллект-карты имеют огромный потенциал в образовании.
Интерактивные интеллект-карты представляют собой графический инструмент, предназначенный для эффективной организации информации. В результате проведения исследования было обнаружено, что интерактивные интеллект-карты позволяет обучающимся читать и слушать с пониманием, разбираться в учебном материале и осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации. Это, в свою очередь, способствует установлению причинно-следственных связей, обобщению и выводам, а также пониманию информации в изобразительной, схематичной и модельной форме.
Этот метод обладает способностью решать множество задач, которые выгодны для всех участников процесса обучения. Использование интерактивных интеллект-карт помогает учащимся не только иметь систематизированное представление об информации, но и развивать критическое мышление и творческие способности. Другим важным выводом нашего исследования является то, что для эффективного формирования умения структурировать информацию при помощи интерактивных интеллект- карт необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу. Она включает в себя тщательный анализ учебного материала, разработку учебных заданий и методик, а также оценку результатов обучения. Процесс создания интеллект-карт может быть использован как инструмент оценки знаний учащихся и их умения структурировать информацию.
Важность применения интерактивных ментальных карт заключается в их возможности использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Они способствуют развитию критического мышления, обеспечивают эффективность учебного процесса, а также улучшают качество обучения. Кроме того, ментальные карты позволяют формировать навыки работы с информацией и повышать общую культуру обучающихся.
В результате нами были разработаны интерактивные учебные заданий с использованием методики интеллект-карт, которые были применены учителем на уроках с целью систематизации знаний обучающихся, а также приведён краткий обзор сервисов, по разработке интеллект-карт.
Результаты апробации данной методики показали, что процент успеваемости в экспериментальном классе составил 76%, то есть успеваемость возросла на 6 %, так как в контрольном лишь на 1%. Так же уровень развития у учащихся способности анализировать, обобщать и классифицировать, т.е. осуществлять системный анализ, показали, в экспериментальном классе повысился уровень способности анализировать, обобщать и систематизировать в экспериментальном классе на 9%.
Опираясь на результаты исследования можно сказать, что применение интеллект-карт в систематизации знаний обучающихся по биологии дает положительные результаты и показывает свою эффективность.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Алашеева С.А. Ментальная карта как способ систематизации и визуализации информации И Культурно - исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийского научно-методологического семинара. Самара, 2015. С. 528-532.
2. Андрюхина Л.М. Ментальные карты (интеллект-карты) как контрольно - оценивающее средство по дисциплине «История и методология педагогической науки» // Формирование кадрового потенциала СПО - инновационные процессы на производстве и профессиональном образовании: сборник научных трудов IX Международной практической конференции. Екатеринбург, 2016. С. 78-96.
3. Бекир Н.В. Использование технологии интеллект-карт в работе учителя литературы //Языковое и литературное развитие личности в процессе обучения: деятельностный аспект: сборник статей по материалам Всероссийской научно - практической конференции с международным участием, посвящённой 25 - летию кафедры методики преподавания русского языка и литературы. Пермь, 2014. С.82-88.
4. Белоусов К.Б. Использование опорных сигналов для формирования умений учебной работы на уроках истории // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности: сборник научных трудов. Чебоксары, 2014. С.41-48.
5. Бершадская Е.А Способы введения метода интеллект-карт в начальной и основной школе. Современные образовательные технологии. Теория и практика: Сборник научных статей и методических рекомендаций/ под ред. В.В. Ефимовой. Новокузнецк, 2011. С. 101-114
6. Бершадский М.Е. Применение интеллект-карт в образовании [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть, URL: http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33(дата обращения: 04.12.2022).
7. Будымко И.Е. Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках биологии // Концепт. 2015. №3. С. 29-33
8. Бьюзен Т. Интеллект-карты для руководителя. Стратегии грамотного управления. Минск: Попурри, 2014. 256 с.
9. Бьюзен Т. Супермышление Москва: Попурри, 2014. 320 с
10. Воробьева В. М. Эффективное использование метода интеллект- карт на уроках: методическое пособие / Москва: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. 44 с.
11. Газейкина А.И. Конструирование учебных заданий по информатике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 159-164.
12. Герасимова И.Н. Ментальная карта как метод формирования понятийно - терминологического аппарата обучающихся в высшей школе // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2014. №2. С. 59- 65.
13. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко [и др.]. Москва: Народное образование, 2012. 160 с.
14. Дмитриева Х.А. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД // научно-методический электронный журнал «Концепт» 2016. №.19 С 60-64.
15. Дмитрова Е. Н. Использование метода интеллект-карт на уроках физики [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть: конспекты- уроков.рф. URL: 11йрз://конспекты- уроков.рф/о1Ьег/агйс1е5/й1е/59550-т1е11ек1- karta(дата обращения: 15.11.2022).
16. Захарова Т.Б. Умение структурировать: сущность, сензитивный период формирования и критерии сформированное™// Проблемы современного образования. 2016. №2. С. 44-51.
17. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно - методическое пособие. // СПб АЛПО. Санкт-Петербург, 2013. 56 с.
18. Казакова Ю.О., Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы// Педагогическое образование в России. 2016. №7. С. 161-168
19. Калмыкова Н.В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации // Молодой ученый. 2015. №4. С 53-58.
20. Каримова М. А., Гизатулина О. И. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт // Молодой ученый. 2016. № 3 С. 837-841.
21. Лойко О.М. Интеллект-карты как средство повышения уровня качества обучения [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Мастерство online». URL: http://ripo.unibel.by/index.php7idA2180 (дата обращения: 15.11.2022).
22. Лугина Н.Э. Интеллект-карта: технология изображения информации: учебное пособие // Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники. Томск, 2012. С. 21
23. Майер Е. И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся// Молодой ученый. 2017. №43. С. 106-108.
24. Майер Е.И., Бронникова Л.М. Возможности и преимущества использования ментальных карт в образовательном процессе // Наука и образование, 2017. № 3. С. 120-124.
25. Мамонтова М.Ю. Интеллект-карта как средство оценивания качества знаний обучающихся: возможности и ограничения структурно¬информационного подхода// Педагогическое образование в России. 2017. №
6. С. 83-91.
26. Марченкова Е.А. Использование ментальных карт для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся // Педагогический опыт: от теории к практике: Сб. материалов V Межд. научно- практ.конф. Чебоксары, 2018 С. 105-108.
27. Мошкина М.А. ментальная карта как эффективный инструмент работы с информацией на уроках русского языка и литературы // Символ науки. 2016. №9. С. 90-92.
28. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. / Москва: Омега-Л, 2008. 126 с.
29. Назина О.В. ментальная карта как средство развития творческого мышления на уроках иностранного языка // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 2015. №6. С.11 -118.
30. Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала//Начальная школа До и После. 2016. №12. С. 24-27.
31. Осипова Н.В. Показатели сформированное™ универсальных учебных действий обучающихся //Управление начальной школой. 2016. №10. С. 21-22.
32. Панкратова О.А. ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии: пособие для учителя/ III педагогический марафон «Новой школе - Новое качество». Петропавловск- Камчатский, 2012. С. 4-38.
33. Пурер НА. Применение интеллектуальных карт для формирования творческого мышления обучающихся // Научное обозрение. 2019. №3. С. 110-114.
34. Сазанова Л.А. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий, 2016. № 28 . С. 118-122
35. Самохина В. М. Применение интеллект-карт в обучении / // Молодой ученый. 2016. №29. С. 598-600.
36. Свалова Т. А, Мамонтова М.Ю. Ментальная карта как средство формирующего оценивания знаний // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: Межвузовский сборник научных работ. Урал. гос. пед. ун . Екатеринбург, 2016. С. 86-96.
37. Семченко Я. А. Интеллект-карта как способ развития визуального мышления учащихся // Наука и образование в жизни современного общества. Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2015. С. 108-109.
38. Сивоглазов В.И, Каменский А.А, Сарычева Н.Ю Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций 4-е изд. Москва: Просвещение, 2022. 240 с.
39. Тушакова З.Р. Развитие умственных умений учащихся при обучении химии с использованием креативных карт: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Тобольск, 2015. С. 135
40. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: текст с изм. и доп. от 29 июня 2017 г. [Электронный ресурс] // Российское образование: федеральный портала URL: http:// www.edu.ru/documents/view/60641/(дата обращения 01.07.2022)
41. Хакимова Л.Г., Горлицына О. А. Визуализация учебного материала// Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С. 76-84.
42. Челнокова Т.А. Техники визуализации и их актуальность в организации работы с учебной информацией современных школьников // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 30-42.
43. Шаталов М.А. Методическая программа формирования УУД и ее реализация в процессе обучения // Химия в школе. 2014. №6. С-13-22.