Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование повышения мотивации при обучении лексике в условиях дополнительного образования детей с помощью использования игровой обучающей платформы Kahoot 9
1.1 Мотивация и критерии ее сформированности 9
1.2 Особенности обучения лексике в условиях дополнительного образования
детей 18
1.3 Возможности игровой обучающей платформы Kahoot в рамках
повышения мотивации при обучении лексике 28
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Условия использования игровой обучающей платформы Kahoot для повышения мотивации при обучении лексике в условиях дополнительного образования детей 40
2.1 Разработка модели внедрения игровой обучающей платформы Kahoot в
процесс обучения лексике в условиях дополнительного образования детей 40
2.2 Реализация условий внедрения игровой обучающей платформы Kahoot в
процесс обучения лексике в условиях дополнительного образования детей 48
2.3 Определение уровня сформированности мотивации учащихся в условиях
дополнительного образования детей и оценка эффективности разработанной модели внедрения игровой обучающей платформы Kahoot 55
Выводы по главе 2 69
Заключение 72
Библиографический список 76
Приложение А 82
Приложение Б 84
Приложение В 85
Приложение Г 86
Приложение Д 87
Приложение Е 88
Приложение Ж 90
Приложение З
Актуальность исследования. В современном мире происходят значительные изменения. Двумя наиболее существенными тенденциями являются глобализация и развитие информационных технологий. Глобализация со своей стороны требует более быстрого изучения иностранного языка, в связи с чем общество находится в поиске новых более эффективных методов обучения. Развитие информационных технологий, появление новых информационных ресурсов, веб-сайтов, платформ и компьютерных программ, в свою очередь, предоставляет огромный ресурс для преподавателя.
Однако при всем многообразии существующих платформ для изучения языка, в недостаточной степени изучен механизм их применения. Вследствие этого преподаватели недостаточно используют мощный ресурс информационных технологий, который так привлекает современных обучающихся. Существует множество платформ для изучения лексики, грамматики, для развития навыков говорения, письма, чтения и аудирования.
Одними из наиболее популярных платформ являются платформы для изучения грамматики и лексики (DuoLingo, Memrise, Quizlet, Kahoot и т.д.). Лексика наряду с грамматикой часто являются трудными для изучения и, в свою очередь, требуют постоянного поддержания мотивации к обучению. Проблемой современных УМК является недостаточное количество упражнений на отработку лексики, недостаточная повторяемость слов, затрудняющая их запоминание. Вследствие этого неудовлетворительные результаты в большинстве случаев демотивируют обучающихся. Возникает проблема нахождения такой платформы, которая, с одной стороны, способствовала бы развитию лексических навыков, а с другой стороны, улучшая предметные показатели обучающихся, повышала бы их мотивацию...
Мотивация определяет успех образовательного процесса сильнее, чем фактор интеллекта. Одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателем в условиях дополнительного образования является создание условий для повышения уровня мотивации к обучению с одной стороны, и повышение предметных показателей с другой стороны.
Мотивация - общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Поэтому преподаватель всегда находится в поиске новых методов и способов повышения мотивации.
При рассмотрении структурных элементов мотивации, за основу нами была взята структура Е.П. Ильина, выделившего конкретные структурные элементы сформированности учебной мотивации. Ими являются следующие пять критериев сформированности учебной мотивации: познавательный, эмоциональный, поведенческий, целевой, собственно-мотивационный. Ввиду возрастных особенностей детей, с которыми производилась опытно¬экспериментальная работа, целевой и собственно-мотивационный критерии не представляли интереса в рамках нашего исследования.
Особенностями обучения лексике в рамках дополнительного образования являются аутентичность учебных материалов, отход от переводных способов знакомства со словом, использование коммуникативного метода при закреплении новой лексики, относительная свобода выбора языкового материала преподавателем и широкое использование информационно-коммуникационных технологий, а именно платформ для изучения лексики. Одной из подобных платформ сочетающей в себе потребности детей младшего школьного возраста в играх и платформ, возможности которых позволяют применять их для изучения лексики, является игровая обучающая платформа Kahoot...
1. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г.Лускановой [Электронный ресурс]. URL https://multiurok.ru/files/anketa-otsenka-urovnia- shkolnoi-motivatsii-n-g-lus.html (дата обращения: 30.07.2019).
2. Архипова М.В. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Historical and Social Educational Ideas, №8 (6), 2016. — С.177-179.
3. Бедретдинова И.А., Будник Е.А. Особенности обучения лексическому компоненту речи на различных этапах (на материале английского языка). Статистика и Экономика. №2. 2014. — С.9-12.
4. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. № 4. 2001. — С. 9-17.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. Спб: Питер, 2008. — 468 с.
6. Вербина, Н.К. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/doklad-na-temu-uchebnaya-motivaciya-kak-odin-iz-kriteriev- effektivnosti-uchebnogo-processa-2044665.html (дата обращения 26.09.19).
7. Вылегжанина Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6.
8. Гальскова Н.Д. Теория методики обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Академия, 2005. — 336 с.
9. Готлиб Л.Л. Интерактивные сервисы как средство повышения мотивации учащихся основной школы на уроках иностранного языка. В сборнике: Психологические и педагогические основы интеллектуального развития статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. — 190 с.
10. Данилина Е.К. Азимут научных исследований: педагогика и психология.. Т.6. № 1 (18). 2018 — С.62-65.
11. Дудкевич Н.Н. Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации при изучении иностранного языка [Электронный ресурс] URL: https://lib.vsu.by/xmlui/123456789/10398 (дата обращения 09.10.2019).
12. Зенина Л.В. Возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Педагогика и психология. - 2018. — № 57. — С. 9-17.
13. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. Т.16. №2. 1995. — 106 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2010. — 512 с.
15. Капранчикова К.В. Алгоритмы развития речевых умений студентов нелингвистических направлений подготовки на основе мобильных технологий. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №3 (131). 2014 — С. 1-9...51