Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности (Московский городской педагогический университет)

Работа №157423

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы134
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ “Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья”.
Выборка: 12 учащихся.
Есть приложения.

Введение...4
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы интонационной выразительности речи...8
1. Интонационная выразительность речи как предмет научного анализа.8
2. Формирование интонационной выразительности речи у детей в онтогенезе....14
3. Особенности развития навыков интонационной выразительности речи у слабослышащих детей...24
4. Традиционные и современные методы формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих детей в процессе внеурочной деятельности...30
Выводы по первой главе...38
Глава 2. Экспериментальное исследование процессов формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников...39
1. Организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы...39
2. Экспериментальное изучение интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников...42
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента............................44
Выводы по второй главе...52
Глава 3. Экспериментальная апробация педагогических условий организации внеурочной деятельности, направленных на формирование интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников...54
1. Организация и проведение формирующего эксперимента....................54
2. Контрольный этап формирующего эксперимента...60
Выводы по третьей главе...69
Заключение...71
Список литературы...72
Приложение...78

В современном образовательном контексте традиционно для сурдопедагогики особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей с нарушенным слухом. Слабослышащие первоклассники сталкиваются с особыми трудностями в обучении, в том числе в формировании интонационной выразительности речи. Интонационная выразительность является важным элементом речевого развития, она позволяет передавать эмоции, акцентировать смысловые оттенки и обеспечивать эффективное взаимодействие в социальной среде.
Проблемой формирования интонационной выразительность слабослышащих детей занимались известные отечественные педагоги: Шматко Н. Д., Бельтюков, В. И., Феклистова, С. Н., Пелымская Т. В. Сопоставив работы отечественных педагогов можно определить, что проблема развития детской речи является ключевым вопросом в общей и специальной педагогике, где особого внимания требуют вопросы речевого развития у детей. С проблемой развития детской речи тесно связана проблема несформированности ее интонационной выразительности.
В рамках учебной программы слабослышащие первоклассники могут столкнуться с ограничениями в освоении интонационной выразительности, так как традиционные методы и материалы не всегда адаптированы к их особенностям слухового восприятия. Это может привести к ограничению их коммуникативных возможностей и социальной адаптации.
В связи с этим, актуальность исследования заключается в необходимости определения педагогических условий, способствующих эффективному формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предоставляет возможность дополнительного времени и индивидуального подхода к развитию речевых навыков, включая интонационную выразительность. Однако, на данный момент существует недостаточно исследований, посвященных определению оптимальных педагогических стратегий и методов внеурочной деятельности для развития интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников.
Таким образом, проведение исследования по данной теме имеет значимое практическое значение для разработки эффективных образовательных подходов и программ, способствующих развитию интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников и повышению их коммуникативной компетенции. Результаты данного исследования могут быть полезными для педагогов, специалистов в области специального образования и разработчиков учебных материалов, содействуя созданию инклюзивной образовательной среды и обеспечению равных возможностей для слабослышащих детей.
Цель исследования – выявление и апробация педагогических условий, способствующих эффективному формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Объект исследования – интонационная выразительность речи у слабослышащих первоклассников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – предполагается, что специально организованные педагогические условия во внеурочной деятельности могут существенно способствовать формированию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников, в частности на развитие логического ударения при описательно-повествовательной речи. К педагогическим условиям формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности мы предлагаем отнести: игровой подход, театрализованную деятельность, использование художественной литературы и организация взаимодействия детей.
Задачи исследования:
1) Проанализировать существующие методики и подходы к развитию интонационной выразительности у слабослышащих детей;
2) Изучить и проанализировать состояние интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников;
3) Определить и апробировать педагогические условия и методы внеурочной деятельности, способствующие развитию интонационной выразительности у данной категории учащихся.
Методологической основой исследования послужили следующие подходы и концепции:
1. Системно-деятельностный подход: исследование основывается на предпосылке, что формирование интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников является сложным процессом, включающим различные аспекты и взаимосвязанные компоненты их речевой деятельности. Этот подход позволяет рассмотреть формирование интонационной выразительности в контексте их общего развития и социальной среды.
2. Аналитический подход: Этот подход предполагает анализ и систематизацию существующих теоретических и эмпирических исследований в области формирования интонационной выразительности у детей с нарушениями слуха. Аналитический подход помогает выявить основные концепции, подходы и модели, используемые в данной области исследования.
3. Прагматический подход. В исследовании уделяется внимание прагматическому подходу, который учитывает цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе исследования.
Все эти подходы и концепции взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая основу для проведения исследования по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Исследование опиралось на следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования; эксперимент; наблюдение; беседа; сбор анамнестических сведений.
Экспериментальное исследование было реализовано на базе ГБОУ «Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Выпускная квалификационная работа представлена: введением, тремя главами, заключением, списком литературы, приложением. Общий объем ... страниц.
В первой главе дается обзор теоретических подходов разных ученых, лингвистов, психологов к пониманию интонационной выразительности речи в целом и в контексте слабослышащих детей, методы формирования во внеурочной деятельности.
Вторая глава раскрывает структуру экспериментального исследования, в ходе которой оценивается уровень понимания средств интонационной выразительности речи слабослышащими первоклассниками.
Третья глава посвящена обзору методик, способствующих развитию у слабослышащих первоклассников процессов понимания и применения средств интонационной выразительности речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении работы представлены ключевые результаты, достигнутые в ходе выполнения поставленных задач:
Проанализированы научно-теоретические основы изучения проблем интонационной выразительности речи. В ходе анализа исследований и теоретических подходов стало очевидно, что интонационная выразительность речи играет важную роль в коммуникации и языковом развитии.
Проведенный нами анализ состояния интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников позволил выделить общий средний уровень владения этими навыками, что стало отправной точкой для разработки и апробации педагогических условий в процессе внеурочной деятельности.
Определены и успешно апробированы эффективные педагогические условия, стратегии и методы, способствующие развитию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников. Театрализованная деятельность, использование художественной литературы, опора на игровой подход, а также партнерство участников ЭГ оказались эффективными инструментами, создавая благоприятные условия для успешного формирования интонационной стороны речи.
В целом, выполнение данных задач позволило создать условия развития интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников, что имеет важное значение для их успешной социализации и коммуникации.
Таким образом, исследовательская работа подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что специально организованные педагогические условия во внеурочной деятельности могут существенно способствовать формированию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников, в частности на развитие логического ударения при описательно-повествовательной речи.



1. Бельтюков, В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики / В. И. Бельтюков – Текст : непосредственный // Журнал Дефектология. – 1977. – № 3, – С. 3–10.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Т. Г. Богданова. – Москва : Изд-во Академия, 2002. – 203 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-7695-0874-4. – Текст : непосредственный.
3. Большой толковый словарь русского языка / [гл. ред. С. А. Кузнецов]. – Санкт-Петербург : Норинт; Москва : Рипол классик, 2008. – 1534 с. – (Библиотека энциклопедических словарей (БЭС)). – ISBN 978-5-7711-0015-9 – Текст : непосредственный.
4. Винарская Е.Н., Возрастная фонетика: учебное пособие / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомолова. – Москва : Изд-во АСТ : Астрель, 2005. –208 с. – (Высшая школа). – ISBN 5-17-028666-X. – Текст : непосредственный.
5. Гарцов А. Д. Новые информационные технологии в высшей школе. Информационные технологии в методике преподавания языков: новые приоритеты: учебное пособие / А.Д. Гарцов. – Москва : Изд-во РУДН, 2004. – 195 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-209-02420-2. – Текст : непосредственный.
6. Головин Б. Н. О качествах хорошей речи / Б. Н. Головин – Текст : непосредственный // Русский язык в школе. – 1964. – № 2. – С. 15–23.
7. Дудкова, И. М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И. М. Дудкова – Текст : непосредственный // Наука и образование: новое время. – 2015. – №5. – С.152–155.
8. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва: АПН РСФСР, 1958. – 370 с. – Текст : непосредственный.
9. Зайцева, Н. П. Формирование интонационной структуры устной речи у учащихся с нарушением слуха / Н. П. Зайцева – Текст : непосредственный // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 3. – С. 903–906.
10. Кантер Л. А. Системный анализ речевой интонации: учебное пособие / Л. А. Кантер. – Москва : Изд-во Высш. шк., 1988. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-06-001179-8. – Текст : непосредственный.
11. Ковшиков В. К. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В. К. Ковшиков, В. П. Глухов – Москва: Изд-во АСТ: Астрель, 2007. – 318 с. – (Высшая школа). – ISBN 5-17-040766-1. – Текст : непосредственный.
12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова, М. С. Рузина – Екатеринбург : Изд-во У- Фактория, 2006. – 214 с. – ISBN 5-9757-0003-5. – Текст : непосредственный.
13. Коровин, К. Г. Книга для учителя школы слабослышащих: обучение русскому языку, чтению, произношению / К. Г. Коровин, И. М. Гилевич, Н. Ю. Донская. – Москва : Изд-во Просвещение, 1995. – 160 с. – ISBN 5-09-004683-2. – Текст : непосредственный.
14. Леонгард, Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих / Э. И. Леонгард – Текст : непосредственный // Журнал Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 1998. – № 1, С. 104–108.
15. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская ; Российский государственный гуманитарный университет. – 2-е издание, – Москва : РГГУ, 2017. - 313 с. – ISBN 978-5-7281-1907-4. – Текст : непосредственный.
16. Лурия А. Р. Нейропсихология. Тексты / А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн. – Москва: Изд-во МГУ, 1984. 192 с. – Текст : непосредственный.
17. Петрова Н. Э. Современные принципы описания интонационной системы (на материале русского и английского языков) / Н. Э. Петрова – Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. –2019. – Т. 8, вып. 3. – С. 28–32.
18. Пешковский А. М. Интонация и грамматика. Избранные труды / А. М. Пешковский. – Москва: Изд-во Госучпедгиз, 1959. – 191 с. – Текст : непосредственный.
19. Позднякова Л. А. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников / Л. А. Позднякова – Текст : непосредственный // Логопед в детском саду. – 2007. – № 1. – С. 36–42.
20. Пфафенродт А. Н. Произношение. Методические рекомендации. 1 дополнительный, 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А. Н. Пфафенродт, М. Е. Кочанова. – Москва: Изд-во Просвещение, 2017. – 157 с. – (Методическое пособие). – ISBN 9T8-5-09-102511-5. – Текст : непосредственный.
21. Речицкая, Е. Г. Сурдопедагогика: учебное пособие / Е. Г. Речицкая. – Москва : Изд-во Владос, 2004. – 655 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-7042-1301-4. – Текст : непосредственный.
22. Рождественская, В. И. Игры и упражнения для темпо-ритмической организации речи / В. И. Рождественская, А. И. Павлова. – Москва : Изд-во Просвещение, 1967. – 64 с. – Текст : непосредственный.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705 с. – ISBN 978-5-459-01141-8 – Текст : непосредственный.
24. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие / Е. Ф. Рыбалко. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. – 256 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-288-00454-4. – Текст : непосредственный.
25. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика / Н. А. Рычкова. – Москва: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. – 112 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-88124-013-8. – Текст : непосредственный.
26. Смирнова Т. И. Фонетика. Ритмика. Интонация. Аудирование. Вводный курс: учебное пособие для иностранных учащихся. / Т. И. Смирнова. – Москва: Изд-во ФЛИНТА, 2020. – 248 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9765-4353-9. – Текст : непосредственный.
27. Теплов Б. М. Избранные труды. В двух томах. Том 1. / Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо ; Акад. педагогических наук СССР. – Москва: Педагогика, 1985. 340 с. – Текст : непосредственный.
28. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва : Изд-во Просвещение, 1981. – 111 с. – Текст : непосредственный.
29. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития / Т. Н. Ушакова. – Москва : Изд-во ПЕР СЭ, 2017. – 256 с. – ISBN 978-5-9292-0178-3. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5929201269.html (дата обращения: 14.12.2023). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
30. Феклистова, С. Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушениями слуха / С. Н. Феклистова. – Минск: БГПУ, 2007. – 35 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-985-501-411-0. – Текст : непосредственный.
31. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва: Изд-во Просвещение, 1989. – 223 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-09-000967-8. – Текст : непосредственный.
32. Фондарко Л. В. Фонология речевой деятельности / Л. В. Фондарко, Н.Б. Вольская, В. И. Кузнецов, [и др.] – СПб.: Изд-во СПб. Гос. ун-та, 2000. – 162 с. – ISBN 5-288-01973-8. – Текст : непосредственный.
33. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия: учебное пособие / Н. Х. Швачкин; под редакцией К. Ф. Седова. – Москва: изд-во Лабиринт, 2004. – 330 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-87604-030-4. – Текст : непосредственный.
34. Швачкин Н. Х. Развитие первых слов ребенка / Н. Х. Швачкин - Москва: НПО «МОДЭК», 2001. – 138 с. – Текст : непосредственный.
35. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба – Текст : непосредственный // Известия АН СССР. – 1974. – Т. 9, вып. 6. – С. 24 –39.
36. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. – Ленинград: Изд-во Наука, 1974. – 158 – 163 c. – Текст : непосредственный.
37. Щербакова, Е. К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей / Е. К. Щербакова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 80 с. – ISBN 5-7797-0144-X. – Текст : непосредственный.
38. Яворская Е. В. Современные методы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников на уроках литературного чтения / Е. В. Яворская, А. С. Соломкина // Голос и коммуникации в современном мире : Материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса, Хабаровск, 16 апреля 2019 года / Под ред. Н.А. Калугиной, Е.А. Лариной. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. – С. 111–115. –URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41376936_22357919.pdf (дата обращения 02.03.2023). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Текст : электронный.
39. Яровенко О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего дошкольного возраста / О. И. Яровенко. – Москва: Изд-во МГУ, 1985. – 325 с. – Текст : непосредственный.
40. Яхнина Е. З. Современные тенденции в обучении восприятию и воспроизведению устной речи глухих и слабослышащих детей школьного возраста / Е. З. Яхнина – Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – №3. – С. 24–30.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ