Педагогические условия формирования интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности (Московский городской педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ “Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья”.
Выборка: 12 учащихся.
Есть приложения.
Введение...4
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы интонационной выразительности речи...8
1. Интонационная выразительность речи как предмет научного анализа.8
2. Формирование интонационной выразительности речи у детей в онтогенезе....14
3. Особенности развития навыков интонационной выразительности речи у слабослышащих детей...24
4. Традиционные и современные методы формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих детей в процессе внеурочной деятельности...30
Выводы по первой главе...38
Глава 2. Экспериментальное исследование процессов формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников...39
1. Организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы...39
2. Экспериментальное изучение интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников...42
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента............................44
Выводы по второй главе...52
Глава 3. Экспериментальная апробация педагогических условий организации внеурочной деятельности, направленных на формирование интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников...54
1. Организация и проведение формирующего эксперимента....................54
2. Контрольный этап формирующего эксперимента...60
Выводы по третьей главе...69
Заключение...71
Список литературы...72
Приложение...78
База исследования: ГБОУ “Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья”.
Выборка: 12 учащихся.
Есть приложения.
Введение...4
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы интонационной выразительности речи...8
1. Интонационная выразительность речи как предмет научного анализа.8
2. Формирование интонационной выразительности речи у детей в онтогенезе....14
3. Особенности развития навыков интонационной выразительности речи у слабослышащих детей...24
4. Традиционные и современные методы формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих детей в процессе внеурочной деятельности...30
Выводы по первой главе...38
Глава 2. Экспериментальное исследование процессов формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников...39
1. Организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы...39
2. Экспериментальное изучение интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников...42
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента............................44
Выводы по второй главе...52
Глава 3. Экспериментальная апробация педагогических условий организации внеурочной деятельности, направленных на формирование интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников...54
1. Организация и проведение формирующего эксперимента....................54
2. Контрольный этап формирующего эксперимента...60
Выводы по третьей главе...69
Заключение...71
Список литературы...72
Приложение...78
В современном образовательном контексте традиционно для сурдопедагогики особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей с нарушенным слухом. Слабослышащие первоклассники сталкиваются с особыми трудностями в обучении, в том числе в формировании интонационной выразительности речи. Интонационная выразительность является важным элементом речевого развития, она позволяет передавать эмоции, акцентировать смысловые оттенки и обеспечивать эффективное взаимодействие в социальной среде.
Проблемой формирования интонационной выразительность слабослышащих детей занимались известные отечественные педагоги: Шматко Н. Д., Бельтюков, В. И., Феклистова, С. Н., Пелымская Т. В. Сопоставив работы отечественных педагогов можно определить, что проблема развития детской речи является ключевым вопросом в общей и специальной педагогике, где особого внимания требуют вопросы речевого развития у детей. С проблемой развития детской речи тесно связана проблема несформированности ее интонационной выразительности.
В рамках учебной программы слабослышащие первоклассники могут столкнуться с ограничениями в освоении интонационной выразительности, так как традиционные методы и материалы не всегда адаптированы к их особенностям слухового восприятия. Это может привести к ограничению их коммуникативных возможностей и социальной адаптации.
В связи с этим, актуальность исследования заключается в необходимости определения педагогических условий, способствующих эффективному формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предоставляет возможность дополнительного времени и индивидуального подхода к развитию речевых навыков, включая интонационную выразительность. Однако, на данный момент существует недостаточно исследований, посвященных определению оптимальных педагогических стратегий и методов внеурочной деятельности для развития интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников.
Таким образом, проведение исследования по данной теме имеет значимое практическое значение для разработки эффективных образовательных подходов и программ, способствующих развитию интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников и повышению их коммуникативной компетенции. Результаты данного исследования могут быть полезными для педагогов, специалистов в области специального образования и разработчиков учебных материалов, содействуя созданию инклюзивной образовательной среды и обеспечению равных возможностей для слабослышащих детей.
Цель исследования – выявление и апробация педагогических условий, способствующих эффективному формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Объект исследования – интонационная выразительность речи у слабослышащих первоклассников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – предполагается, что специально организованные педагогические условия во внеурочной деятельности могут существенно способствовать формированию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников, в частности на развитие логического ударения при описательно-повествовательной речи. К педагогическим условиям формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности мы предлагаем отнести: игровой подход, театрализованную деятельность, использование художественной литературы и организация взаимодействия детей.
Задачи исследования:
1) Проанализировать существующие методики и подходы к развитию интонационной выразительности у слабослышащих детей;
2) Изучить и проанализировать состояние интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников;
3) Определить и апробировать педагогические условия и методы внеурочной деятельности, способствующие развитию интонационной выразительности у данной категории учащихся.
Методологической основой исследования послужили следующие подходы и концепции:
1. Системно-деятельностный подход: исследование основывается на предпосылке, что формирование интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников является сложным процессом, включающим различные аспекты и взаимосвязанные компоненты их речевой деятельности. Этот подход позволяет рассмотреть формирование интонационной выразительности в контексте их общего развития и социальной среды.
2. Аналитический подход: Этот подход предполагает анализ и систематизацию существующих теоретических и эмпирических исследований в области формирования интонационной выразительности у детей с нарушениями слуха. Аналитический подход помогает выявить основные концепции, подходы и модели, используемые в данной области исследования.
3. Прагматический подход. В исследовании уделяется внимание прагматическому подходу, который учитывает цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе исследования.
Все эти подходы и концепции взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая основу для проведения исследования по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Исследование опиралось на следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования; эксперимент; наблюдение; беседа; сбор анамнестических сведений.
Экспериментальное исследование было реализовано на базе ГБОУ «Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Выпускная квалификационная работа представлена: введением, тремя главами, заключением, списком литературы, приложением. Общий объем ... страниц.
В первой главе дается обзор теоретических подходов разных ученых, лингвистов, психологов к пониманию интонационной выразительности речи в целом и в контексте слабослышащих детей, методы формирования во внеурочной деятельности.
Вторая глава раскрывает структуру экспериментального исследования, в ходе которой оценивается уровень понимания средств интонационной выразительности речи слабослышащими первоклассниками.
Третья глава посвящена обзору методик, способствующих развитию у слабослышащих первоклассников процессов понимания и применения средств интонационной выразительности речи.
Проблемой формирования интонационной выразительность слабослышащих детей занимались известные отечественные педагоги: Шматко Н. Д., Бельтюков, В. И., Феклистова, С. Н., Пелымская Т. В. Сопоставив работы отечественных педагогов можно определить, что проблема развития детской речи является ключевым вопросом в общей и специальной педагогике, где особого внимания требуют вопросы речевого развития у детей. С проблемой развития детской речи тесно связана проблема несформированности ее интонационной выразительности.
В рамках учебной программы слабослышащие первоклассники могут столкнуться с ограничениями в освоении интонационной выразительности, так как традиционные методы и материалы не всегда адаптированы к их особенностям слухового восприятия. Это может привести к ограничению их коммуникативных возможностей и социальной адаптации.
В связи с этим, актуальность исследования заключается в необходимости определения педагогических условий, способствующих эффективному формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предоставляет возможность дополнительного времени и индивидуального подхода к развитию речевых навыков, включая интонационную выразительность. Однако, на данный момент существует недостаточно исследований, посвященных определению оптимальных педагогических стратегий и методов внеурочной деятельности для развития интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников.
Таким образом, проведение исследования по данной теме имеет значимое практическое значение для разработки эффективных образовательных подходов и программ, способствующих развитию интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников и повышению их коммуникативной компетенции. Результаты данного исследования могут быть полезными для педагогов, специалистов в области специального образования и разработчиков учебных материалов, содействуя созданию инклюзивной образовательной среды и обеспечению равных возможностей для слабослышащих детей.
Цель исследования – выявление и апробация педагогических условий, способствующих эффективному формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Объект исследования – интонационная выразительность речи у слабослышащих первоклассников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – предполагается, что специально организованные педагогические условия во внеурочной деятельности могут существенно способствовать формированию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников, в частности на развитие логического ударения при описательно-повествовательной речи. К педагогическим условиям формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности мы предлагаем отнести: игровой подход, театрализованную деятельность, использование художественной литературы и организация взаимодействия детей.
Задачи исследования:
1) Проанализировать существующие методики и подходы к развитию интонационной выразительности у слабослышащих детей;
2) Изучить и проанализировать состояние интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников;
3) Определить и апробировать педагогические условия и методы внеурочной деятельности, способствующие развитию интонационной выразительности у данной категории учащихся.
Методологической основой исследования послужили следующие подходы и концепции:
1. Системно-деятельностный подход: исследование основывается на предпосылке, что формирование интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников является сложным процессом, включающим различные аспекты и взаимосвязанные компоненты их речевой деятельности. Этот подход позволяет рассмотреть формирование интонационной выразительности в контексте их общего развития и социальной среды.
2. Аналитический подход: Этот подход предполагает анализ и систематизацию существующих теоретических и эмпирических исследований в области формирования интонационной выразительности у детей с нарушениями слуха. Аналитический подход помогает выявить основные концепции, подходы и модели, используемые в данной области исследования.
3. Прагматический подход. В исследовании уделяется внимание прагматическому подходу, который учитывает цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе исследования.
Все эти подходы и концепции взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая основу для проведения исследования по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности.
Исследование опиралось на следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования; эксперимент; наблюдение; беседа; сбор анамнестических сведений.
Экспериментальное исследование было реализовано на базе ГБОУ «Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Выпускная квалификационная работа представлена: введением, тремя главами, заключением, списком литературы, приложением. Общий объем ... страниц.
В первой главе дается обзор теоретических подходов разных ученых, лингвистов, психологов к пониманию интонационной выразительности речи в целом и в контексте слабослышащих детей, методы формирования во внеурочной деятельности.
Вторая глава раскрывает структуру экспериментального исследования, в ходе которой оценивается уровень понимания средств интонационной выразительности речи слабослышащими первоклассниками.
Третья глава посвящена обзору методик, способствующих развитию у слабослышащих первоклассников процессов понимания и применения средств интонационной выразительности речи.
В заключении работы представлены ключевые результаты, достигнутые в ходе выполнения поставленных задач:
Проанализированы научно-теоретические основы изучения проблем интонационной выразительности речи. В ходе анализа исследований и теоретических подходов стало очевидно, что интонационная выразительность речи играет важную роль в коммуникации и языковом развитии.
Проведенный нами анализ состояния интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников позволил выделить общий средний уровень владения этими навыками, что стало отправной точкой для разработки и апробации педагогических условий в процессе внеурочной деятельности.
Определены и успешно апробированы эффективные педагогические условия, стратегии и методы, способствующие развитию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников. Театрализованная деятельность, использование художественной литературы, опора на игровой подход, а также партнерство участников ЭГ оказались эффективными инструментами, создавая благоприятные условия для успешного формирования интонационной стороны речи.
В целом, выполнение данных задач позволило создать условия развития интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников, что имеет важное значение для их успешной социализации и коммуникации.
Таким образом, исследовательская работа подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что специально организованные педагогические условия во внеурочной деятельности могут существенно способствовать формированию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников, в частности на развитие логического ударения при описательно-повествовательной речи.
Проанализированы научно-теоретические основы изучения проблем интонационной выразительности речи. В ходе анализа исследований и теоретических подходов стало очевидно, что интонационная выразительность речи играет важную роль в коммуникации и языковом развитии.
Проведенный нами анализ состояния интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников позволил выделить общий средний уровень владения этими навыками, что стало отправной точкой для разработки и апробации педагогических условий в процессе внеурочной деятельности.
Определены и успешно апробированы эффективные педагогические условия, стратегии и методы, способствующие развитию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников. Театрализованная деятельность, использование художественной литературы, опора на игровой подход, а также партнерство участников ЭГ оказались эффективными инструментами, создавая благоприятные условия для успешного формирования интонационной стороны речи.
В целом, выполнение данных задач позволило создать условия развития интонационной выразительности у слабослышащих первоклассников, что имеет важное значение для их успешной социализации и коммуникации.
Таким образом, исследовательская работа подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что специально организованные педагогические условия во внеурочной деятельности могут существенно способствовать формированию интонационной выразительности речи у слабослышащих первоклассников, в частности на развитие логического ударения при описательно-повествовательной речи.



