Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО
НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
§1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ НАВЫК». ПРИНЗНАКИ
СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА 5
§ 1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 15
§1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА 27
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО
НАВЫКА 42
§2.1 СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО
НАВЫКА УОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 42
§2.2 ДИАГНОСТИЧЕСЧКАЯ ПРОГРАММА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 45
§2.3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 50
Вывод по 2 главе 60
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение А 70
Приложение Б 71
Приложение В
Современная система российского образования функционирует и развивается в соответствии с теми ориентирами, которые задаются Федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными для каждой ступени обучения. ФГОС содержат широкий перечень универсальных учебный действий - таких умений, которые обеспечивают обучающемуся умение учиться и получать знания в систематизированном виде.
В области математического образования ведущую роль играют такие предметные результаты, как вычислительные умения. Наличие таких умений является фундаментом дальнейшего математического образования. Строго говоря, без вычислительного навыка изучение математики попросту невозможно.
Значимость вычислительного навыка обусловлена и тем фактом, что с их применением неразрывно связана вся жизнедеятельность человека, так как они используются в быту, в социальном взаимодействии, в профессиональной деятельности. Особое значение имеет устный вычислительный навык, поскольку они, помимо выполнения своего прямого функционала, способствуют развитию скорости и гибкости мышления, его критичности и продуктивности, совершенствованию таких познавательных процессов, как восприятие, память, внимание, воображение.
Вопросы теории и методики формирования вычислительных навыков разрабатывались многими видными отечественными учёными, в числе которых М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева, Т.Н. Тихоненко, А.В. Белошистая и другие.
Благодаря работам этих исследователей, была выработана последовательная система работы учителя начальных классов по формированию у учащихся вычислительных навыков, которая на протяжении многих десятилетий доказывала свою эффективность...
В первой части выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены и структурированы вопросы, касающиеся сущности понятия «вычислительный навык». Также нами были рассмотрены признаки сформированности вычислительного навыка, описаны психолого - педагогические основы процесса формирования вычислительного навыка учащихся младшего школьного возраста и проанализированы различные обучающие системы на предмет методики организации деятельности учащихся в процессе формирования вычислительного навыка. Исходя из этого, мы пришли к выводу о том, что при формировании вычислительных навыков учителю необходимо отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых доминирует познавательная мотивация, ориентироваться на развивающий характер работы, а также учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, особенности детского мышления.
Во второй части работы нами был проведен констатирующий эксперимент, в процессе проведения которого был определен актуальный уровень развития вычислительного навыка младших школьников, в частности были исследованы такие критерии как: правильность, осознанность, автоматизм. Исследования проводились на базе школы МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный.
Нами была разработана диагностическая программа, которая была направлена на выявление сформированности вычислительного навыка. Она состояла из трех заданий. Для оценки актуального состояния вычислительного навыка через критерий правильность обучающимся было предложено выполнить 1 задание. В нем обучающимся было необходимо найти 9 значений выражений. Критерий осознанность отслеживался через 2 задание. В этом задании обучающимся было необходимо объяснить алгоритмы нахождений значений выражений. 3 задание было направленно на выявление уровня сформированности критерия автоматизм. В предложенном задании обучающимся нужно было найти значение девяти выражений...