Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение математике школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения

Работа №157396

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ 5
1.1 Активизация познавательной деятельности учащихся как необходимое
условие совершенствования методики коррекционно-развивающего обучения 5
1.2 Направления активизации познавательной деятельности учащихся при
коррекционно-развивающем обучении 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ 12
2.1 Основы обеспечения эмоциональной активности учащихся 5-6 классов
при коррекционно-развивающем обучении математике 12
2.2 Методические особенности активизации мыслительной деятельности
учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5-6 классах 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Повышение качества образования становится главной задачей общеобразовательной школы. Такая установка прописана в основных нормативных документах, таких как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»; закон «Об образовании в Российской Федерации»; «Федеральный государственный образовательный стандарт.
В рамках обозначенной задачи неуспеваемость отдельных групп учащихся становится одной из острых проблем. Еще более характерна эта проблема для практики математического образования. Причина видится в том, что для школьной математики характерен высокий уровень абстракции, строгость в рассуждениях, необходимость доказательств, полнота в аргументации высказанных идей, предложенных преобразований и т.д. В результате может сложиться ситуация, когда у неуспевающих учащихся проявится склонность к формальному запоминанию основных формулировок, символов, терминов, механическому выполнению основных действий по решению и т.д. Особенно такая модель обучения будет свойственна тем учащимся, у которых отмечаются затруднения в абстрагировании, обобщении, свернутом оперировании знаний. Выходит видится в активном усвоении математического материала. Такая методическая работа будет успешна не только для формирования математических компетенций, но и для интенсивного развития интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения математике.
Особую опасность представляют математические трудности именно в пятых-шестых классах, поскольку именно в этот период формируется базис для математического образования в среднем звене.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка методических средств активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике.
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- провести анализ особенностей познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями;
- выявить основные составляющие познавательной активности школьников коррекционно-развивающих классов;
- определить пути активизации познавательной деятельности учащихся коррекционно-развивающих классов с учетом специфики содержания учебного материала курса математики 5-6классов;
- определить методические средства, влияющие на познавательную активность учащихся с особыми образовательными потребностями.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении возможностей активизации учебно-познавательной деятельности учащихся коррекционно-развивающих классов.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования и предлагаемые методические материалы могут быть применены в деятельности школьного учителя математики, работающего в коррекционно-развивающих классах.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования было установлено, что активизацию познавательной деятельности учащихся следует рассматривать как необходимое условие совершенствования методики коррекционно-развивающего обучения школьников. В условиях коррекционно-развивающего обучения необходимо использовать методические средства, комплексно воздействующие на каждую из основных составляющих (эмоционально-волевую, сенсорную, когнитивную) познавательной активности учащихся, а также регулирующие это воздействие с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и специфики учебного материала пропедевтического курса математики.
Основное внимание коррекционно-развивающему обучению сделано в 5-6 классах.
Основными направлениями, обеспечивающими положительную эмоциональную активность учащихся 5-6 классов при обучении математике, создание психологически комфортной атмосферы на уроках в процессе изучения математического материала являются: 1) занимательность учебных
математических заданий; 2) эстетическая привлекательность учебного материала; 3) соревновательная направленность учебных заданий; 4) игровой характер учебной математической деятельности.
Основным направлениям активизации сенсорной деятельности учащихся при обучении математике в 5-6 классах являются: 1) моделирование математических объектов и их свойств; 2) использование стилизованных изображений и записей; 3) визуализация математических зависимостей и отношений; 4) материализация математической деятельности; 5) выполнение упражнений по рисункам и чертежам.
Основными направлениями активизации мыслительной деятельности учащихся с пониженными учебными возможностями на уроках математики являются: 1) использование опор к выполнению действий; 2) использование эвристик, направляющих умственный поиск; 3) использование опор и эвристик одновременно. Основным направлением использования эвристик при коррекционно-развивающем обучении математике как средства активизации познавательной деятельности учащихся заключается в постепенном переходе от эвристик конкретного и частного характера к эвристикам общего плана. Особое значение в условиях коррекционно-развивающего обучения приобретают такие средства, которые позволяют одновременно влиять на каждую из трех основных составляющих познавательной активности: когнитивную, сенсорную, эмоционально-волевую, т.е. обладают эффектом комплексной активизации.
Данная работа может быть продолжена в направлении усиления других составляющих познавательной активности, а также расширена на другие классы среднего звена основной школы.



1. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М., 1968. 139 с.
2. Виноградова Н. Изучение математики в классах коррекции. //Математика. Прил. к газ. «Первое сентября». 1998. №32. С. 15-18.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М. : Из-во АПН РСФСР, 1961. 695 с.
4. Власова Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. исп. и доп. М. : Просвещение, 1973. 175 с.
5. Власова Т.А., Певзнер, М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. 173 с.
6. Вопросы общей методики преподавания математики / Л.Ф. Пичурин, В.В. Репьев, Н.Г. Федин, Н.Н. Шоластер. Учеб. Пособие для студентов- заочников пединститутов: М., 1979. 80 с.
7. Гарднер М. Математические чудеса и тайны: Математические фокусы и головоломки. / Сокр. пер. с англ. В.С.Бермана / Под ред. Г.Е.Шилова. М., 1986. 126 с.
8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведения. / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Из-во центр «Академия», 1999. 163 с.
9. Груденов Я.И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике. М. : Педагогика, 1987. 160 с.
10. Далингер В.А. Некоторые аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения математике. // Воспитание учащихся при обучении математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. С. 149-157.
11. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Лубовского, Н.А. Ципиной. М.: Педагогика, 1984. 256с.
12. Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах./ О.Ф. Суслова. Барнаул, 1993. 29 с.
13. Ерганжиева Л.И. Изучение наглядной геометрии в курсе математики 5-6 классов: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1992. 17 с.
14. Зыкова В.И. О некоторых особенностях обучения и развития неуспевающих учеников. В кн.: Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971. С. 139-145.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
16. Капустина, Г.М., Овчинникова, Ф.З., Яшкова, Л.С. Математика: Учеб. для 6 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учереждений VIII вида. М., 2000. 222 с.
17. Киричкина Л. Уроки занимательной математики 5-6 кл. : Кл коррекц.-развивающего обучения. // Математика: Прил. к газ. «Первое сентября». 1997. №34, С.3-5.
18. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
19. Корольков Б.Е. Проблемы организации классов коррекционно-развивающего обучения. // Математика в школе. 1997. №4, С.8-10.
20. Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики 5-6 кл. / Сост. Н.А. Курдюмова. М.: Шк. Пресса, 2002. 42 с.
21. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 432 с.
22. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. - 96 с.
23. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
24. Матюхина М.В. Мотивация учения учащихся с разным уровнем успеваемости. В кн.: Мотивация учения. Волгоград, 1976. С.5-15.
25. Матюшкин А.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972. С.23-25.
26. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.; Просвещение, 1977. 240 с.
27. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. Казань, 1963. 80 с.
28. Менчинская Н. А. Краткий обзор состояния проблемы
неуспеваемости школьников. В кн. 6: Психологические проблемы
неуспеваемости школьников. М., 1971. С.252-264.
29. Обучение математике в 7 классе с недостаточно математической подготовкой: Пособие для учителя / Подгот. Л.О. Денищева, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.. М.: Фирма «Галс Плюс», 1995. 78 с.
30. Пермякова В.А., Дашкевич С.А. Типические особенности эмоционально-волевой сферы и личностной регуляции учебной деятельности младших школьников в норме и при отклонении в развитии. Иркутск, 1981. 87 с.
31. Перова М.Н. Математика: Учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.) общеобразоват. учереждений VIII вида. М., 2000. 189 с.
32. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Знание, 1980. 184 с.
33. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника:
Учебное пособие. - М. : Просвещение, 1986. 192 с.
34. Семенов Е.Е. Актуализировать диалог в преподавании //Математика в школе. 1999. №2.
35. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 48 с.
36. Столяр А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ-мат. факульт. пед. ун-тов. Мн.: Высш. школа, 1986. 382с.
37. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности
младших школьников. М., 1988. 175 с.
38. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения
математике в школе. М., 1983. 160 с.
39. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учеб. пособие для педагогов классов коррекционно- развивающего обучения / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М., 1996. 218с.
40. Шаманина Е.В. Обучение детей с ЗПР: Организация
индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно- развивающего обучения: Пособие для учителя. М.: Изд-во ГНОМ и О, 2003. 80 с.
41. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
42. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Орг.-пед. аспекты: Метод. пособие для учителей кл. коррекц.-развивающего обучения. М.: Владос, 1999. 136 с.
43. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.; Знание, 1985. 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ