Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №157391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе 5
1.2. Понятие «стертая дизартрия» 12
1.3. Проблема изучения произносительной стороны речи у 17
дошкольников со стертой дизартрией
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной группы 21
2.2. Этапы проведения исследования 23
2.3. Анализ экспериментальных данных 25
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Методика обучающего эксперимента 32
3.2. Конспекты логопедических занятий 43
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 56
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения


Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
По данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию.
Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Этой проблеме посвящены работы Е.Н. Винарской, М.В. Ипполитовой, И.Б. Карелиной, Е.М. Мастюковой, А.М. Пулатова, Е.Ф, Соботович, О.А. Токаревой.
Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Цель: проведение коррекционной работы по формированию
произносительной стороны речи дошкольников со стертой дизартрией
Задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования; определить методологические основы обследования и коррекции произносительной стороны у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
2. Выявить и проанализировать особенности произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.
3. На основе анализа полученных результатов апробировать приемы коррекционно-педагогической работы по формированию произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией.
Объект исследования: произносительная сторона речи дошкольников.
Предмет исследования: игры, задания и упражнения, направленные на формирование произносительной стороны речи дошкольников со стертой формой дизартрии.
Гипотеза нашей работы: необходимость проведения целенаправленных коррекционных мероприятий обеспечит положительную динамику с состоянии произносительной стороны речи дошкольников со стертой формой дизартрии.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в логопедической работе на диагностическом и коррекционном этапах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы диагностики стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны недостаточно. В работах исследователей, занимающихся проблемами дизартрии, рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э. Я. Сизовой, Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Нарушение произносительной стороны вследствие нарушения иннервации речевого аппарата у детей со стертой дизартрией является ведущим в структуре речевого дефекта.
При стертой дизартрии фонетические нарушения обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).
Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажения, пропуски) и фонологических (замена, смешение) дефектах.
Звукопроизношение может зависеть от фонетического контекста, т.е. от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.
Проведенное обследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами позволяет сделать вывод о том, что нарушения звукопроизношения имеют различную степень выраженности. Своеобразие дефектов произношения звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определяется отсутствием в речи тех или иных звуков, различными заменами, нестойким употреблением звуков в речи, искаженным произношением одного или нескольких звуков. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Анализ результатов обучающего эксперимента показал:
1. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
2. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
3. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
4. Самым сложным направлением работы при стертой дизартрии является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Следовательно, необходимо уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.
5. Отсутствие у детей мотивации познавательной деятельности ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала.
Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с воспитателем и родителями; необходимы консультации врача- психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Проведенный контрольный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу, а также доказал, что поставленные перед выпускной квалификационной работой цель и задачи были достигнуты.



1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Электронный ресурс] /
Е.Ф. Архипова. - Спб.: АСТ, 2010. - 320 с. - Режим доступа:
https://vk.com/doc248820329 468003280?hash=c762cd68651edc01bb&dl=9986f1f7e674c97fa9,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2007. - 224 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 129 с.
4. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПБ.: Детство-пресс, 2001. - 361 с.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова,
Н.Н. Волоскова. - М.: Гуманитар, 2009. - 287 с.
6. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. - М.: АСТ, 1999. - 98 с.
7. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников /
С.А.Васильева, Н.В. Соколова. - М.: Школа - Пресс, 1999. - 139 с.
8. Винарская, Е.Н. Дизартрия. / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 76 с.
9. Гарева, Т.А. Клинико-педагогическая характеристика детей с
минимальными дизартрическими расстройствами [Электронный ресурс] / Т.А. Гарева. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 95-97. - Режим доступа
https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3237/,свободный (дата обращения:
21.12.2021) .
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
11. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.:
Владос, 2005. - 98 с.
12. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина. - М.: АСТ, 2010. - 226 с.
13. Секачев, В.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи / В.Ю. Секачев. - М.: АСТ,
2000. - 176 с.
14. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина. // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 24-26.
15. Колганова, О.А. Особенности психоречевого развития детей со
стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы [Электронный ресурс] / О.А. Колганова. - М.: Владос, 2011. - 142 с. - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-psihorechevogo-razvitiya-detey-so-stertoy-dizartriey-i-vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-effektivnost-korrektsionnoy, свободный (дата обращения:
21.12.2021) .
16. Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: Комплексная
методика коррекции артикуляционных расстройств
/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. - СПб.: Литера, 2007. - 96 с.
17. Волкова, Л.С. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи / Л.С.Волкова. - М.: АСТ, 2003. - 99 с.
18. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии
и функциональных расстройств звукопроизношения [Электронный ресурс] Z Л.В. Лопатина. - СПб.: Литера, 2000. - 111 с. - Режим доступа:
https:ZZstudfile.netZpreviewZ5799933Zpage:25Z,свободный (дата обращения:
21.12.2021) .
19. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: АСТ, 2003. - 99 с.
20. Лопатина, Л.В. Развитие фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина. - М.: АСТ,
1999. - 212 с.
21. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии речи [Электронный ресурс] / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 2002. - 78 с. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/5/0144/5 0144-1.shtml,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
22. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. - М.: Сфера, 2006. - 53 с.
23. Чиркина, Г.В.Методы обследования речи детей / Г.В.Чиркина. - М.: Аркти, 2003. - 89 с.
24. Чиркина, Г.В.Основы логопедической работы с детьми. / Г.В. Чиркина. - М.: АСТ, 2005. - 99 с.
25. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Литера, 2004. - 352 с.
26. Смирнова, Л.Н. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием
речи [Электронный ресурс] / Л.Н.Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/1/0122/1 0122-1.shtml,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
27. Правдина, О.В. Логопедия. [Электронный ресурс] / О.В. Правдина.
- М.: КАРО, 1973. - 326 с. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/2/0001/2 0001-1.shtml,свободный (дата обращения:
21.12.2021) .
28. Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. // Специальное образование. - 2010.
- № 2. - С. 68-81
29. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. - СПб.: КАРО, 2008. - 235 с.
30. Серебрякова, Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией / Н.В. Серебрякова. - М.: КАРО, 2009. - 77 с.
31. Соботович, Е.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их
диагностики [Электронный ресурс] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская. - М.: АСТ, 1974. - С. 98-110. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/2/0021/2 0021-1.shtml,свободный (дата обращения:
21.12.2021) .
32. Фатеева, Н.М. Использование дыхательных методик для
формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией [Электронный ресурс] / Н.М. Фатеева, Е.А. Чубенко, М.А. Посохова. - М.: АСТ, 2010. - 250 с. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-dyhatelnyh-metodik-dlya-razvitiya-rechevogo-dyhaniya-u-detey-s-narusheniem-rechi,свободный (дата обращения:
21.12.2021) .
33. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] / Л.П. Федоренко, И. А. Фомичева. - М.:
Литера, 1994. - 390 с. - Режим доступа: https://www.i-
gnom.ru/books/Metodika razvitiya rechi.html, свободный (дата обращения:
21.12.2021) .
34. Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О.Ю. Федосова. - М.: МОДЭК, 2004. - 458 с.
35. Федосова, О.Ю. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей / О.Ю. Федосова, Т.В. Нестерова. // Самарский научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 110-113.
36. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева.М.: АСТ, 2008. - 187 с.
37. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольников / Т.Б. Филичева, А. В. Соболева. - М.: АСТ, 2003. - 349 с.
38. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста. / Т.Б.Филичева. - М.: Литера, 2000. - С. 87-99
39. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения
[ Электронный ресурс] / М.Ф. Фомичева. - М.: МОДЭК, 1997. - 320 с. - Режим доступа: https://pedlib.rU/Books/1/0460/1 0460-1.shtml,свободный
(дата обращения: 21.12.2021).
40. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для
практического усвоения системы фонем русского языка.
[ Электронный ресурс] М.Ф. Фомичева. - М.: МОДЭК, 2014. - 88 с.
- Режим доступа: http: //ipo .grsu.by/lib/logopediya/vvedenie-v-lo gopediyu-
materialy-dlya-prakticheskogo-usvoeniya-sistemy-fonem-russkogo-yazyka,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
41. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
[ Электронный ресурс] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Астрель,
2000. - С. 156 -165. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/2/0022/2 0022-1.shtml,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
42. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. [ Электронный ресурс] / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 1961. - 290 с.
- Режим доступа:
https://vk.com/doc68663293 517559152?hash=0670a5dbb1d5b8d29d&dl=1353e24bf828d5bd93,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
43. Чукаева, М.Н. Исследования фонетико-фонематической стороны
речи у дошкольников со стертой дизартрией [ Электронный ресурс] / М.Н.Чукаева. - М.: АСТ, 2016. - С. 61-65. - Режим доступа:https://e-
koncept.ru/2016/56173.htm,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
44. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [ Электронный ресурс] / Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 2013. - 129 с. - Режим доступа: https://vk.com/doc34414114 459446516?hash=ecfc60f6b008df9108&dl=924c5b8667f250260a,свободный (дата обращения: 21.12.2021).
45. Чиркина, Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в
контексте их особых образовательных потребностей [Электронный ресурс ] / Г.В.Чиркина. - М.: Меркурий, 2012. - 166 с. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obucheniya-detey-s-narusheniyami-rechi-v-kontekste-ih-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey, свободный ( дата
обращения: 21.12.2021).
46. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками
[Электронный ресурс ] / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2003. - 240
с. - Режим доступа: http://logoped riga.narod.ru/fragment 3009.pdf,свободный ( дата обращения: 22.12.2021).
47. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника
[Электронный ресурс ] / Н.Х. Швачкин. - М.: Меркурий, 1995. - 387 с. -
Режим доступа:https://lektsia.com/6x24b2.html,свободный ( дата обращения:
22.12.2021) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ