ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ
ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.1. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Социокультурная компетенция и способы ее формирования 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ЯЗЫКОВОМ ЛАГЕРЕ 21
2.1. Специфика учебно-воспитательной деятельности по иностранному языку
в языковом лагере 21
2.2. Календарно-тематическое планирование 26
2.3. Средства формирования социокультурной компетенции в языковом
лагере 49
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
На сегодняшний день необходимость изучения английского языка является очевидным и неоспоримым фактом, осознаваемым родителями, педагогами и детьми: все чаще можно столкнуться с иностранным гражданином на улице, который может просто спросить «Do you speak English?», современные коммуникативные технологии, популярные среди детей, предполагают владение языком, открытые для детей возможности международного обучения также требуют знаний английского языка. Это обуславливает большое количество предложений по обучению иностранным языкам и высокий спрос на рынке: языковые центры, дистанционное обучение, лагеря с изучением иностранного языка и международные программы.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Согласно Федеральному Г осударственному образовательному стандарту по иностранному языку основной общеобразовательной школы - на уроках иностранного языка необходимо формировать у учащихся социокультурную компетенцию - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах [7, с. 24].
Однако, детей, знающих иностранный язык на высоком уровне не так много. Таким образом, возникает противоречие между требованиями нормативных документов в области развития социокультурной компетенции и недостаточной разработанностью способов и средств для этого.
Противоречие актуализирует проблему поиска способов развития социокультурной компетенции учащихся.
Объект данной работы - процесс развития социокультурной компетенции учащихся подросткового возраста.
Предмет - содержание программы языкового лагеря, направленной на развитие социокультурной компетенции.
Спецификой языкового лагеря «English Drive», является то, что программа направлена на развитие социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции.
Поэтому цель данной работы - разработка содержания программы языкового лагеря «English Drive», способствующей развитию социокультурной компетенции учащихся подросткового возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Актуализировать необходимость разработки программы языкового лагеря «English Drive» для развития социокультурной компетенции учащихся подросткового возраста.
2. Отобрать содержание упражнений и заданий в соответствии с тематическими днями и психолого-возрастными особенностями учащихся.
3. Спроектировать зимнюю смену языкового лагеря для учащихся подросткового возраста.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс методов исследования:
теоретические:
J анализ психолого-педагогической литературы;
J анализ методической литературы;
практические:
J сбор и обобщение педагогического опыта;
J моделирование;
J проектирование.
Проблема развития социокультурной компетенции описана в трудах Елизаровой Г.В., Егоршиной Т.С., а внеклассной работы у Савиной С.Н.
Методологической базой исследования послужили труды Е.А.Маслыко, П.К.Бабинской, А.В. Конышевой и Г.В. Роговой
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты исследования. Были раскрыты основные принципы организации внеклассной работы по иностранному языку, описаны психологические особенности подросткового возраста, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности, а также процесс социализации и формирования мировоззрения и миропонимания подростков. В третьей части первой главы мы рассмотрели социокультурную компетенцию и ее аспекты.
Вторая глава состоит из подробного планирования учебной и досуговой деятельности учащихся. Здесь представлены общие цели и задачи языкового лагеря, принципы работы и основные направления, прописан подробный план по реализации программы, конспекты занятий по английскому языку, а также задания, упражнения, игры и викторины с целями и правилами проведения.
В приложении имеется диск с различными аудио и видео-материалами, которые были использованы в процессе реализации данной программы.
Практическая часть исследования прошла апробацию в языковом лагере “English Drive”, имеется акт о внедрении.
Результаты данного исследования апробировались на XIII международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» и опубликованы в журнале “Молодой Ученый” № 10.5, 2015 г.
Проведенная работа по развитию социокультурной компетенции позволила сделать обобщенные выводы:
1. В ходе исследования уточнено понятие “социокультурная компетенция”. Она определяется как одна из составляющих коммуникативной компетенции, и представляет собой совокупность знаний о культуре страны изучаемого языка, культуре родной страны, а также умений, способностей и качеств личности, позволяющих обучаемому варьировать свое поведение в зависимости от сферы и ситуации общения. Социокультурная компетенция, включает формирование таких качеств, как толерантность, терпимость, непредвзятость к представителям других стран и культур.
2. В ходе исследования выявлены основные психологические особенности подростковго возраста и значение внеклассной работы при изучении английского языка и формировании коммуникативной компетенции со всеми ее составляющими.
3. В процессе исследования разработана программа языкового лагеря и апробирована в период школьных зимних каникул 2016г.
Данная исследовательская работа показала, что изучение языка невозможно без привития иноязычной культуры, что способствует всестороннему развитию личности и духовных ценностей. Ключевой составляющей социокультурной компетенции является знание всех аспектов иноязычной культуры (национальные традиции и обычаи, основные сведения из истории, образе жизни и т.д.) и умение использовать и применять эти знания. В подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. У подростков появляются новые увлечения, они проявляют себя в различных сферах, именно поэтому необходимо формировать представление об иноязычной культуре через собственную культуру.
Языковой лагерь является наилучшей формой развития социокультурной компетенции. Здесь все происходит ненавязчиво, в игровой форме. И вместе с тем, на протяжении всего дня дети находятся в атмосфере иноязычной культуры, познают её, проявляют себя и свои личные качества.
Исходя из задач данной работы, можно прийти к выводу, что разработанная нами программа языкового лагеря «English Drive» способствует развитию социокультурной компетенции подростков в части формирования знаний и умений. На протяжении 10 дней дети полностью были погружены в атмосферу, культуру штата Аляска. Каждый день посвящен различным событиям и особенностям и не похож на предыдущий. Так, например, во время дня «GTA: Great Traditions of Alaska» учащиеся узнали много нового и необычного о традициях и обычаях на Аляске. Во время тематического дня «Famous People» они получили информацию о людях, которые связаны с Аляской. И все это проходило в различных формах, таких как соревнования, отрядные состязания, игры по этапам, творческие представления и многое другое.
Таким образом, обучение культуре стран изучаемого языка выступает одновременно как цель обучения, так и средство развития социокультурной компетенции подростков.
1) Алоева М. А., Еремина В. Е. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа. 5-11 классы [Текст] / М. А. Алоева - Феникс, 2008. - 288 с.
2) Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова.- М.: АРКТИ - ГЛОССА, 2000.- 165с.
3) Дзюина Е. В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. [Текст] / Е.В. Дзюина.- М.: ВАКО, 2010.- 144 с.
4) Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам [Текст] / Г.В. Елизарова. - СПб.: «КАРО», 2010. - 352 с.
5) Еремин В.В. Межкультурное обучение как основа развития профессиональной мобильности. [Текст] / В.В. Еремин. - Вестник, выпуск 4, 2010. - 98 с.
6) Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие [Текст] / Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева.- М.: Академия, 2000.- 264с.
7) Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения [Текст] / А.В.Конышева.- Мн.: Тетра Системс, 2007.- 352с.
8) Левикова С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. - ФАИР-ПРЕСС, 2014. - 608 с.
9) Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие [Текст] / Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова.- 7-е изд., стереотип.- Мн.: Высш. шк., 2004.- 522с.
10) Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И.Пассов, Кузовлева Н.Е. - М.: Феникс, 2010.- 223с.
11) Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.- 287с.
12) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2000. - 713 с.
13) Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики: учеб. пособие [Текст] / Л.В.Щерба; Филолог. фак. С.- Петерб. гос. ун-та.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Academia, 2003.- 150с.- (Классические учебники и книги).
14) Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. [Текст] / С.Н. Савина - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
15) Из опыта организации внеклассной работы по иностранным языкам (английский язык)/ автор статьи Кинкович Г.Л. [электронный ресурс] Режим доступа.: http://festival.1september.ru/articles/413747/...36