Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическая профилактика нарушений социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате

Работа №157366

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2015
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате 7
1.1. Психолого-педагогические особенности подростков группы риска 7
1.2. Особенности социализации подростков группы риска 15
1.3. Педагогическое сопровождение социализации подростков группы
риска в образовательной организации интернатного типа 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации педагогического сопровождения социализации подростков группы риска 36
2.1. Психолого-педагогическая диагностика как основа педагогического
сопровождения социализации подростков группы риска 36
2.2. Содержание и реализация педагогического сопровождения
социализации подростков группы риска в КГООУ «Красноярская санаторная школа - интернат» 40
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы 45
Выводы по второй главе 55
Библиографический список 63
Приложение 63


Актуальность. Подростковый возраст характеризуется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирование моральных и социальных норм личности. В этом возрасте подросток более всего подвержен негативному влиянию окружающего мира. Именно поэтому подростковый возраст наиболее «благоприятен» для проявления у подростка девиантного поведения.
Наряду с социально благополучными, в нашей стране проживают подростки, находящиеся в группе риска, чья связь с семьей атрофирована или нарушена в силу разных причин. Вынужденное отчуждение от семьи, отсутствие семейного ухода и содержания создают угрозу отклонений в личностном развитии, а также отклонений в поведении подростка.
На сегодняшний день в России социальные перспективы для подрастающего поколения не определены, что влияет на физическое и душевное здоровье подростков. Перемены, которые происходят в мире, ведут к перестройке психологии человека, как молодого, так и взрослого, перестройки взглядов, убеждений, ценностей. Для некоторых эти перемены становятся личной трагедией, приводящей к девиации. Чтобы сократить рост числа подростков, которые входят в группу риска, необходимо осуществлять профилактику, так как она нацелена на нейтрализацию негативных факторов. Профилактика требует включения в деятельность самих подростков (спорт, труд, творчество, искусство).
Количество подростков группы риска неуклонно растет, что несет для страны потенциальную опасность разрушительных тенденций, поэтому проблема изучения способов профилактики девиаций подростков является наиболее острой. Таким образом, профилактика нарушений социализации подростков группы риска представляет собой многоаспектную психолого-педагогическую проблему, что требует выявления объективных факторов, способствующих успешности этого процесса. [54]
В сложившейся ситуации обнаружено противоречие между наличием теоретических знаний и недостаточностью практических разработок педагогического сопровождения социализации подростков группы риска как профилактики ее возможных нарушений.
Из данного противоречия вытекает исследовательская проблема: каковы эффективные педагогические условия профилактики нарушений социализации подростков группы риска в ситуации вынужденного отчуждения от семьи.
Проблема исследований и актуальности ее решения обусловили выбор темы: «Педагогическая профилактика нарушений социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате».
Объект: процесс социализации подростков группы риска.
Предмет: педагогическое сопровождение социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате.
Цель: теоретически обосновать и разработать содержание
педагогического сопровождения социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате.
Гипотеза: педагогическое сопровождение социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате будет эффективным средством профилактики девиантного поведения, если в этом процессе созданы условия, обеспечивающие:
- осознание подростком себя как субъекта собственной жизни и деятельности;
- активное участие в проектировании социально значимых и досуговых мероприятий.
Задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности подростков группы риска.
2. Выявить специфику социализации подростков группы риска.
3. Разработать содержание педагогического сопровождения социализации подростков группы риска.
4. Проверить в ОЭР результативность педагогического сопровождения социализации подростков группы риска как эффективного средства профилактики девиантного поведения.
...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования была раскрыта сущность, содержание и особенности социализации подростков «группы риска».
Определены индивидуальные особенности подростков «группы риска».
Выявлены средства профилактики нарушений в социализации
подростков «группы риска».
Учитывая факторы, приводящие к появлению дизадаптации и препятствующие успешной социализации, можно эффективно применять программу психолого-педагогического сопровождения в КГООУ «школа- интернат санаторного типа», с использованием психолого-педагогических средств, одним из которых является мастерская проектирования, в ходе реализации которой возможно обеспечить диагностическое выявление индивидуальных особенностей подростка, приводящих его в «группу риска» и провести мероприятия, предотвращающие их развитие.
В результате была обоснована и разработана программа мастерской проектирования.
В опытно-экспериментальной работе для формирования выборки была проведена первичная диагностика, на основании которой были выявлены подростки «группы риска». Для работы по социализации подростков были выделены 2 группы подростков «группы риска»: экспериментальная и контрольная. По итогам ОЭР была проведена повторная диагностика, подтвердившая ее эффективность.
Таким образом, исходя из итогов ОЭР, мы можем утверждать, что цель достигнута, задачи решены.
Подтвердилась гипотеза исследования о том, что педагогическое сопровождение социализации подростков группы риска в санаторной школе- интернате действительно является эффективным средством профилактики девиантного поведения, если в этом процессе созданы условия, обеспечивающие осознание подростком себя как субъекта собственной жизни и деятельности и его активное участие в проектировании социально значимых и досуговых мероприятий.
Изменение диагностических данных подтверждает результативность нашей экспериментальной работы, что проявилось в снижении таких показателей, как страх самовыражения, агрессивность, тревожность, вербальная агрессия и повышении таких показателей, как самоконтроль, эмоциональная стабильность, интерес к жизни, положительная оценка себя и своих действий, уравновешенность и общительность.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 1999. -672 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков, 2-е издание, С-Пб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.- 379 с.
3. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
4. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. 1995. № 2.- С. 146-166.
5. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990. - 285с.
6. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика., 2003. №1.- С.70-72.
7. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Моск. Психолого-соц. ин-т. Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с.
8. Беличева С.А Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестн. Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 1.- 145 с.
9. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход. М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. - 210 с.
10. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1998. № 2. С.76-89.
11. Беляева Л.А., Беляева М.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Тр. / Отв. Ред. М.А. Галагузова. Екатеринбург, 1998. Вып. 3. С. 193М194.
12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994.- 480 с.
13. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. 2-е изд., стереотип. М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 440 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991.- 224 с.
15. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 160с.
...
53 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ