Введение 3
Глава 1. Общая характеристика педагогики Эллады античного периода 8
1.1. Развитие педагогических идей античного мира и древнегреческая система
образования 8
1.2. Педагогические взгляды Аристотеля 19
Глава 2. Педагогические идеи Аристотеля в современном образовании: отражение и методика применения 27
2.1. Педагогические идеи Аристотеля в современной системе российского
школьного образования 27
2.2. Освещение педагогических идей Аристотеля в школьных учебниках .... 34
2.3. Педагогические идеи Аристотеля: методика преподавания и применения 38
Заключение: 48
Список литературы 50
Приложение 55
Данная тема представляет особую актуальность, так как рассмотрение педагогических идей и системы Аристотеля важно для обучения учеников, поскольку может сыграть немаловажную роль в развитии множества качеств, умений и навыков, что соответствует требованиям организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) . Значимо и для учителей, поскольку педагог учится правильному конструированному преподаванию данного аспекта. Педагогические идеи и система Аристотеля напрямую не отражены в школьных учебниках, но поскольку изучение данной темы занимает достаточно важное место, мы представим методические разработки, как для урока, так и для внеурочного мероприятия.
Объектом исследования являются педагогические идеи и система в контексте современного образования как историческое явление
Предметом исследования является педагогические идеи и система Аристотеля в контексте современного образования как историческое явление
Цель: Выявить какие идеи и элементы системы Аристотеля используются в современной системе образования и степень их эффективности.
Задачи исследования:
1 .Выяснить общие характеристики педагогики Эллады античного периода
2.Определить содержание педагогических идей и системы Аристотеля и место их в античной педагогике
3. Выявить степень использования и эффективности педагогического наследия Аристотеля в современной педагогике
4. Предложить методическую разработку о деятельности Аристотеля
(внеурочное мероприятие, элективный курс)
Проблемой исследовательской работы является: возможно ли использовать в современном образовании педагогическую систему Аристотеля как целое или только отдельные элементы и идеи.
Методы: в дипломной работе использованы теоретический анализ; Сравнительный анализ; Сравнение, сопоставление, обобщение источников, идей и фактов в соответствии с целью и задачами исследования. Моделирование внеурочного мероприятия.
Степень изученности: Большой вклад в исследовании педагогики в Античности, в частности мысли Аристотеля внесли такие учёные как К.Э. Мангельсдорф «Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания» (1779)2.двухтомник Ф. Крамера «История воспитания и обучения в древности»(1832-38 гг.) являлось важным исследованием. В России вопросами педагогики в Древнем мире занимался Л. Н. Модзалевский В двухтомнике «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней» Наиболее актуальным является «Очерки по истории античной педагогики» Г. Е. Жураковского (1940 г.)
Новизна исследования, характеризуется тем, что в дипломной работе достаточно подробно рассматривается педагогическое наследие Аристотеля в современной педагогике.
Гипотеза наиболее эффективным методом преподнесения темы педагогических идей древних философов для учеников является элективный курс и внеурочное мероприятие в котором будет разыгрываться сценка.
Практическая значимость работы заключается в том, что методические разработки, представленные в исследовательской работе можно использовать на уроках истории и внеурочном мероприятии.
...
Важным этапом в эволюции школы и педагогической мысли послужила Древнегреческая цивилизация. Изучив основательно великое педагогическое наследие прошлого, можно уверенно сказать, что данный багаж опыта, знаний и идей воспитания имеет большое значение воспитательно-образовательного процесса в современной российской школе. Изучение педагогических идей Аристотеля позволяет развивать множество умений и навыков в плане личностных, метапредметных и предметных ожидаемых результатов.
При решении задачи, выяснить общие характеристики педагогики Эллады античного периода в работе изучена концепция педагогической мысли Древней Греции, что позволило сделать вывод о том, что педагогические идеи и теории в Древней Греции развивались достаточно интенсивно. Уделялось особое внимание вопросу воспитания подрастающего поколения. Выдвинутые известными греческими теоретиками идеи и теории педагогики того времени, стали основанием для современной философии образования.
При решении задачи, определить содержание педагогических идей и системы Аристотеля и место их в античной педагогике, в работе изучены основные педагогические идеи философа. На основании проделанного исследования, можно сделать вывод, о том, что Аристотель оказал огромное влияние на педагогическую мысль античности и средневековья.
При решении задачи, выявить степень использования и эффективности педагогического наследия Аристотеля в современной педагогике, в работе выявлены отражения педагогических идей Аристотеля в современной системе российского школьного образования, проанализированы несколько учебников, определено значение аристотелевских воззрений об учении и воспитании, а также разработаны соответствующие методические рекомендации.
Изучив, идеи и элементы системы Аристотеля, мы выявили какие из них используются в современной системе образования. Среди них: понятие о цели учения и воспитания, устройство воспитания и учения, идея гибкости образования ввиду постоянного развития и прогресса в разных сферах жизни общества, стремление воспитывать людей в духе государства и доминирующих в обществе идей, воспитание гармоничному и всестороннему развитию личности, идея о разделении всего образования на возрастные периоды, мотивы созданной Аристотелем логики, научно-исследовательский аспект.
Подтверждая гипотезу, что наиболее эффективным методом преподнесения темы педагогических идей древних философов для учеников является внеурочное мероприятие, в котором будет разыгрываться сценка, удалось установить сценка является эффективным методом, поскольку плюсами данной работы является то, что на каком-либо уровне к деятельности подключаются все дети. Сценку как метод можно использовать во время урока, но следует предусмотреть рациональное расходование времени. Можно поставить сценку для какого-либо мероприятия (День учителя, к примеру). Еще одна важная положительная сторона состоит в том, что при сценке ученики учатся коммуникации друг с другом, взаимопомощи и взаимодействию.
Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель достигнута- выявили какие идеи и элементы системы Аристотеля используются в современной системе образования и степень их эффективности.
Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что изучение педагогических идей и системы Аристотеля важно для обучения учеников, поскольку может сыграть немаловажную роль в развитии множества качеств, умений и навыков. Педагогическое наследие античности оказало существенное влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли школьной практики.
1. Акт министерств и ведомств "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" от 17 декабря 2010 года. - с. 6. (дата обращения: 18.04.2020)
2. Аристотель. Афинская полития. Государственное социально-экономическое издательство/ пер., примеч. С.И. Радцига. 3-е изд, испр.М Флинта: МСПИ, 2007. 233 с. (дата обращения: 27.03.2020)
3. Аристотель. Никомахова этика [электронный ресурс]
URL: http: //www.civisbook.ru/files/F ile/Aristotel.Nikomakhova.pdf(дата обращения: 21.03.2020)
4. Аристотель. О душе [электронный ресурс]
URL: https: //www.litmir. me/br/?b= 159356&p= 1(дата обращения: 22.03.2020)
5. Аристотель.Политика [электронный ресурс] URL:
http://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel.Politika.pdf ( дата обращения:
26.03.2020)
6. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - М: Дрофа, 2018. - С. 181-185. (дата обращения: 30.04.2020)
7. Данилов Д. Д., Сизова Е. В., Кузнецов А. В., С. С. Кузнецова, А. А. Николаева. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. - М: Баласс, 2015. - С. 180 (дата обращения: 30.04.2020)
8. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 432 с. ( дата обращения: 28.03.2020)
9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Издательство социально-экономической литературы/ общая ред., А.Ф Лосева, перевод М.Л Гаспарова: Москва 1997. 623 с. ( дата обращения: 14.05.2020)
I. Зеленцова М. Г. Левицкая И. А. Античная философия образования в
современном контексте URL: https://www.isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-
publ.gum/files/2013/t04n03/humscience 2013 t04n03 215.pdf(дата обращения: 25.04.2020)
10. История педагогики и образования / под ред. А. И. Пискунова // http://elibrary.bsu.az URL:http://elibrary.bsu.az/books 163/N 112.pdf- 283с. (дата обращения 25.03.2020)
II. Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты. [электронный ресурс] URL:http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/(дата обращения: 07.05.2020)
12. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М: Дрофа, 2012. - С. 153-158. (дата обращения: 30.04.2020)
13. Конституция Российской Федерации "Конституция Российской Федерации" от 12 декабря 1993 года Российская газета. 25 декабря 1993 года г. № 237. Ст. 43 ( дата обращения: 26.04.2020)
14. Ксенофонт. Киропедия/ пер., статьи., комментарии: В.Г.Борухович,
Э.Д.Фролов. Отв. редактор: С.Л Утченко. М.: Наука, 1976. 162 с (дата
обращения 26.03.20)
15. Ксенофонт. Воспоминание о Сократе [электронный ресурс]URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1348105100(дата обращения: 12.05.20)
...
42 источника