Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические мастерские как средство развития познавательного интереса учащихся четвёртого класса

Работа №157358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятий "интерес", "познавательный интерес",
"познавательная активность" 5
1.2. Особенности познавательного интересе у учащихся 13
1.3. Способы и методы развития познавательного интереса у младших
школьников 19
1.4. Значение педагогических мастерских для развития познавательного
интереса учащихся начальной школы 26
Выводы по главе I 31
ГЛАВА11. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА 33
2.1. Методическая организация исследования 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 46
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 53
Выводы по главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников была и остаётся актуальной. Необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса усиливается в связи с теми процессами, которые происходят в современном обществе, а именно: всеобщая информатизация и развитие интернет-технологий, которые, с одной стороны, усиливают образовательный процесс в школе, а с другой стороны, - составляют серьёзную конкуренцию обучению в школе; введение Федеральных государственных образовательных стандартов, которые задают особые требования к организации урочной и внеурочной деятельности, основными мотивами которых могут быть устойчивые познавательный интерес детей; провозглашение принципа индивидуализации, который не может быть реализован без учёта интересов и индивидуальных особенностей ребёнка. Эти и другие процессы обусловливают необходимость дополнительного изучения особенностей возникновения и развития познавательного интереса у современных школьников.
В разное время к вопросу формирования познавательного интереса обращались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В. Б. Бондаревский, Н.Г. Морозова, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина и другие учёные. В научной литературе существуют различные подходы к определению познавательного интереса, описаны его компоненты и стадии развития. На сегодняшний день в психолого-педагогической практике накоплен достаточно большой опыт по формированию познавательного интереса, но при этом проблема развития познавательного интереса у современных школьников остаётся актуальной.
Цель исследования: изучение возможностей педагогических мастерских как средство развития познавательного интереса учащихся четвёртого класса.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у учащихся четвёртого класса
Предмет исследования: педагогические мастерские как средство развития познавательного интереса
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать комплекс диагностических методик, которые позволили бы выявить уровень развития познавательного интереса учащихся;
3) провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты;
4) разработать программу педагогических мастерских и апробировать её на практике;
5) проследить динамику изменения уровня развития познавательного интереса учащихся четвёртого класса до и после формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования состоит в том, что педагогические мастерские, направленные на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности, проявление интереса к отдельному предмету или группе предметов, будут способствовать повышению уровня познавательного интереса учащихся четвёртого класса.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1 .Анализ психолого-педагогической литературы
2.Опросные методы.
3. Эксперимент.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа № 69» (МБОУ СШ № 69) г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 28 человек в возрасте 9-10 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам рассмотреть различные подходы к определению познавательного интереса и сделать выводы, касающиеся сущности понятия, структуры познавательного интереса, этапов его формирования, особенностей его развития в младшем школьном возрасте, а также существующих методов и приёмов работы, позволяющих развивать познавательный интерес в урочной и внеурочной деятельности. Помимо традиционных подходов к организации образовательного процесса с целью развития познавательного интереса, в психолого-педагогической литературе также описан опыт использования творческой деятельности с младшими школьниками, но преимущественно в урочной деятельности. В своей работе мы использовали технологию французских мастерских в рамках внеурочной деятельности. Она предполагает создание условий, способствующих формированию субъектной позиции ребёнка в познавательном процессе, учитывает максимально полно его интересы и индивидуальные особенности, поэтому может быть использована в качестве средства развития познавательного интереса учащихся четвёртого класса.
Экспериментальное исследование показало, что большинство обучающихся обладают средним и низким уровнями познавательного интереса, что свидетельствует о недостаточном развитии данного аспекта личности. В связи с этим развитие познавательного интереса, как необходимого условия успешной учебной деятельности детей приобретает особую важность.
Нами была разработана и апробирована программа повышения уровня познавательного интереса у обучающихся 4 класса, включающая специально организованные педагогические мастерские. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня познавательного интереса у детей. Кроме того, описаны общие рекомендации для педагогов по организации педагогических мастерских.
Реализация составленной нами программы встреч и анализ динамики изменений после проведенного эксперимента показал, что проведение педагогических мастерских в форме тематических занятий способствует развитию познавательной активности, повышает уровень самостоятельности при поиске информации, способствует налаживанию взаимоотношений между педагогом и обучающимся и появлению в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся дополнительных занятий, направленных на усиление их интересов.
Анализ проведенной работы позволяет оценить теоретическую и практическую её значимость.
Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия познавательный интерес и его структуры, в углублении понимания особенностей развития познавательного интереса как свойства личности младшего школьника.
Практическая значимость работы заключается в изучении особенностей познавательного интереса обучающихся 4 класса, апробации технологии педагогических мастерских как средства повышения уровня познавательного интереса в данной возрастной группе.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами при изучении теории и методики воспитания, а также воспитателями образовательных учреждений.


1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев — Л.: 1959. — 126 с.
2. Биржевая Т.А.«Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе»// Начальная школа № 7, 2011г.
3. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 73. - 50с.
4. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР. 1955. - Вып. 73. - 45с.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям / В.Б. Бондаревский . -Горький: Приокское книжное издательство, 1968. - 456с.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
7. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. — М.: 1994. — 75 с.
8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей / Л.С. Выготский. - Л.: Учпедгиз, 1935. - 135 с.
9. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной
направленности младших школьников: дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 /
Грачева Надежда Викторовна. - Киров, 2003
10. Гольбах П.А. Избранные философские произведения Т.1. / П.А. Гольбах. - М.: - 1963. - 311с.
11. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 4(5) октябрь-декабрь.
12. Гуревич Ю.Г. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. / Ю.Г. Гуревич, С.В. Кошелева - Иркутск: 1988. - 72с.
13. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: Ок.200 тыс. слов. В 4-х т. Т.2 / Под ред. К.В. Виноградовой. - М.: 1994. -779с.
14. Давыдов В.В. Учебная деятельность: Состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии, 1991, №6.
15. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания / Н.А. Добролюбов. - М., 1936. - 80с.
...
56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ