ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения 6
1.1 Выявление роли, значения и места проектного метода в процессе
обучения 6
1.2. Теоретико-методологические основы метода проектов 10
1.3 Методика организации проектной деятельности учащихся 15
1.4 Классификация проектов 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Внедрение проектной деятельности в процесс обучения технологии....23
2.1 Организация проектной деятельности на уроках технологии 23
2.2 Применение графических редакторов на уроке технологии для создания
эскизного проекта 28
2.3 Разработка методического сопровождения проекта «Вечный календарь»..36
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Библиографический список 45
Приложения 47
В нашем быстро развивающимся мире, навык учащихся искать знания самостоятельно и совершенствовать их. А так же умение работать с информацией, приобретая при этом новые навыки, возможно важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю свою сознательную жизнь.
Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Эта технология всегда ориентировалась на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную или групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с другими методами предметной области «Технология».
Чтобы развить у учащихся способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь делать выбор, работать в команде, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой, можно использовать различные педагогические технологии. Оптимальной педагогической технологией в заданных условиях является метод проектов, одним из методов, который соответствует, требованиям стандарта нового поколения (ФГОС).
Существует два мнения на связь проектной деятельности и метода проектов, Г.В. Терехова утверждает, что метод проектов и проектная деятельность - это два разных понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов склоняются к мнению, что метод проектов и проектная деятельность существуют в очень тесной связи друг с другом.
Мы рассматриваем в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся.
Актуальность исследования заключается в том, что в наше время, с внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, требования к учащимся поменялись, сейчас школа обязана не только давать знания, но и обучать школьников искать информацию самостоятельно, при этом воспитывать качества личности. Развитие способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат проделанной работы - основные качества личности, важные для жизни в новых условиях современного общества.
Условия развития общества обусловили задачи, которые ставит образовательная область «Технология» - формирование коммуникативной, технологической, проектной культуры; приобретение опыта преобразовательной деятельности; развитие способностей к самооценке, самосовершенствованию, самовыражению.
Проектная деятельность - это один из тех методов, направленный на работу самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к жизненно важным проблемам.
Актуальность метода проектов для учителя, в первую очередь, обусловлена необходимостью самому ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Умение применять в своей работе метод проектов - является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения, развития и воспитания учащихся. При всем этом проектирование изменяет конкурентоспособность учителя на рынке труда.
В заключение хочется отметить, что нужно согласиться с мнением педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения».
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, метод проектно¬исследовательской деятельности определен как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из источника информации он становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В то же время меняется и сам ученик, он становится более самостоятельным, у него формируется мотивация к обучению, самоорганизации и саморазвитию.
Проведенная нами работа имеет логическое продолжение, поскольку способствует развитию таких умений и качеств личности ученика, которые найдут применение и повседневной практической жизни, и курсе изучения многих других дисциплин.
1. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений ВПО. - М.: Издат. центр «Академия», 2011.
2. Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках инфор¬матики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
3. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образо-вания, 2006, №35
4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Мето¬дист, №1, 2004.
7. Рыбина О.В. Использование в обучении психологических осо-бенностей учащихся, обусловленных функциональной ассиметрией мозга // Образование в современной школе. - 2003. - № 9.
8. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. - 2006. - №6.
9. Заграничная Н.А., Добротина И.Г, Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде.-М.: Интеллект- Центр, 2014.
10. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегра¬тивной технологии обучения/ В.В. Гузеев//Директор школы. - 1995. - №6
11. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до филосо-фии/ В.В. Гузеев.-М., 1996.
12. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.- 272с
13. Цветкова, Г.В. Литература 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. -В.: Учитель, 2012. - 283с.
14. Крымова Л.Н. Метод проектов в обучении математики.//Матема- тика в школе 2006.№4
15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2003.
Прил