Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования речевых и лексических умений и навыков
1.1 Требования Федерального государственного стандарта среднего общего
образования к предметным результатам по иностранному языку 7
1.2 Общая характеристика речевых и лексических
навыков 11
1.3 Этапы и цели формирования речевого и лексического
навыка 17
1.4 Роль песен на уроках английского языка и их влияние на формирование культуры обучающихся 20
Глава 2. Практические аспекты развития речевого и лексического навыка и умения у обучающихся с использованием песенного материала
2.1 Анализ содержания УМК «Spotlight 6» на предмет использования
песенного материала 27
2.2 Разработка дидактического материала для проведения уроков английского
языка с использованием песен 29
2.3 Организация и проведение курса занятий с использованием комплекса упражнений для развития речевого умения и навыка 36
Заключение 49
Библиографический список 50
Приложение А 54
Приложение Б 60
Приложение В 62
Основываясь на современные тенденции развития методик изучения иностранного языка, учителя всё чаще сталкиваются с необходимостью привносить что-то новое и нестандартное для повышения мотивации и эффективности уроков. Зачастую методы, которые раньше использовались на уроках английского языка, выглядят устаревшими и не столь действенными в наше время. На сегодняшний день популярность использования оригинальных методов обучения растет, оставляя традиционные способы за пределами учебного кабинета. Меняются времена, культурные ценности нашего мира, меняются люди и их взгляды на то, какими должны быть уроки в современной школе. Вместе с этим меняется отношение к изучению иностранного языка. Навык владения английским языком является чуть ли не первым по значимости на данное время, и, учитывая стремительные изменения в мире и обществе, закрепляет за собой позицию самого необходимого знания. Исходя из всего вышеперечисленного хочется задать справедливый вопрос: как изучать язык эффективно и при этом не стать жертвой устаревшей системы? Ответ весьма прост - песни. Основываясь на исследованиях И. Ю. Пашкеевой, уже “доказано, что люди, любящие музыку, обычно легко усваивают иностранный язык. Ведь любой язык - это, прежде всего, сочетание звуков, мелодия, песня” [Пашкеева, 2014, С.362]. И если так, то применение песен в образовательных целях становится чуть ли не находкой для уроков развития речевого навыка, ведь песни — это не только полезно, но и увлекательно для обучающихся любых классов или курсов.
Благодаря наличию словесного текста песенный жанр, как один из основных жанров музыкального творчества, способен более точно и красочно отражать различные стороны жизни и культуры людей, воздействовать на эмоции и чувства обучающихся, воздействовать на их образное мышление и художественной памяти, а также способствует эстетическому воспитанию. К тому же не стоит забывать об эмоциональном благополучии обучающихся, на 3
которых песни могут оказывать благоприятное влияние засчёт элемента нестандартности и оживленности на уроке.
Актуальность темы заключается в необходимости включать в образовательную программу что-то знакомое и интересное детям для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Стоит уточнить, что лексическая и языковая значимость таких песен способна повысить уровень как речевого навыка, так и лексического (словарного) запаса обучающегося, так как в первую очередь это современная лексика, которую можно применять на практике в устной речи. Мы же остановимся на развитии речи, повышении качества навыка говорения и расширении лексического запаса обучающихся.
Объектом исследования является процесс развития речевого и лексического умения.
Предметом исследования выступает песенный материал как средство развития речевого умения у обучающихся.
Цель данной работы - выявление эффективности использования песен, разработка подходящей модели урока, а также создание дидактического материала для развития речевого и лексического навыков обучающихся...
В условиях современного образования в области иностранных языков интенсивно набирают популярность нетрадиционные методы обучения, так как они упрощают процесс изучения языка, связывая его с творчеством. Современные технологии и практически повсеместный доступ в Интернет облегчают общение между людьми из разных стран и континентов, что выводит изучение иностранных языков на совершенно новый уровень. Непосредственное знакомство с культурой и традициями стран повышает мотивацию к изучению других языков. Сегодня все более актуальными становятся современные методы обучения, направленные на формирование прочных навыков и умений говорения, формирование языковых, социокультурных, речевых и учебно-познавательных навыков.
В теоретической части нашей работы были рассмотрены требования ФГОС основного общего образования. Также была рассмотрена теоретическая характеристика речевого и лексического навыка и умения, было дано определение речи, речевого навыка, лексики, лексического навыка. Были выделены этапы формирования речевого и лексического навыка и умения, обозначены цели. Мы также объяснили роль песен в культуре школьника и урока ино странного языка и дали определение аутентичным песенным материалам и способ использования их в учебной деятельности. В практической части работы были представлены примеры упражнений комплекса, выделены этапы выполнения задания комплекса упражнений. Также был рассмотрен разработанный в ходе исследования комплекс упражнений для формирования речевых и лексических навыков с применением песенного материала на средней ступени школьного обучения. Также были получены результаты проведенного эксперимента с использованием комплекса упражнений на основе песенного материала.
1. Министерство образования и науки Российской Федерации // Приказ “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” от 17.12.2010 N 1897 (последняя редакция) 11 декабря 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 20.04.2023).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 16 апреля 2022 года N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007?index=0&ran geSize=1 (дата обращения: 20.04.2023).
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд., стереотип. М.: 2000. 400 с.
4. Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностр. языки в школе, 1995.
5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. Москва: АРКТИ. 2003. 165 с.
6. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе //
Психологическая характеристика рецептивной и продуктивной речи, 2014 [Электронный ресурс]. URL:
https://studopedia.ru/2_108608_psihologicheskaya-harakteristika-retseptivnoy-i-pr oduktivnoy-rechi.html (дата обращения: 21.04.2023).
7. Гриднева Н. А., Владимирова С. М. Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-autentichnogo-pesennogo-materiala-n a-nachalnom-etape-obucheniya-rki (дата обращения: 20.04.2023).
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
9. Далахаева Е. Ч. Использование аутентичных материалов на занятиях
иностранного языка со студентами начального уровня обучения // Формирование компетенций выпускников вуза: соответствие
образовательным и профессиональным стандартам, 2019.
10. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностр. языки в школе, 1996.
11. Кузнецова Е. Оптимальные параметры речевого навыка // Образовательный портал «Справочник» [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/optimalnye_parametry_rechevogo_navyka/ (дата обращения: 21.03.2023).
12. Мигачева А. А., Горбунова Е. Н. Коммуникативная деятельность учителя и ее специфика // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. Издательство «Саратовский источник», 2018. С. 301-305.
13. Михайлова А. Н. Эффективность использования аутентичного песенного материала в процессе формирования фонетических навыков среднего школьника на начальном этапе обучения по теме “Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes” // Молодой ученый, 2018 [Электронный ресурс]. URL:: https://moluch.ru/archive/205/50243/ (дата обращения: 20.04.2023).
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. // Толковый словарь русского языка. 21-е изд., испр. и доп. М.: ИТИ Технологии, 2005. 928 с.
15. Пашкеева И.Ю. Использование песен в обучении иностранному языку //
Вестник Казанского технологического университета, 2014 [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pesen-v-obuchenii-inostrannomu-yaz yku (дата обращения: 27.03.2023)...31