Реферат 3
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. 12
1.1. Теоретические основы изучения информационной грамотности в
научной литературе 12
1.2. Информационная грамотность младшего школьника 23
1.3. Анализ современной практики формирования информационной
грамотности у младших школьников 31
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. 43
2.1. Научное обоснование диагностического инструментария по
выявлению информационной грамотности младшего школьника. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 43
2.2. Формирование информационной грамотности младшего школьника
средствами технологии «Бортовой журнал» 54
2.3. Результаты формирующего эксперимента 61
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Актуальность темы исследования обусловлена стремительным развитием информационных технологий, начавшимся в 1990-е годы, коренным образом изменившим нашу жизнь и трансформировавшем многие процессы в современном обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [71]. В рамках указанной программы запланировано модернизация нормативно-правового регулирования цифровой экономики. С этой целью разработан и реализуется федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», куратором которого является Министерство экономического развития Российской Федерации.
На основании тезисов и поручений Президента России была разработана стратегия внедрения цифровых технологий в важнейшие отрасли государственного администрирования, обороны, государственной аналитики, статистики, учета, контроля [72]. Цифровыми и электронными становятся документы граждан, документы на собственность, очереди для обращения в государственные органы и записи в бюджетные учреждения, средства массовой информации, площадки для взаимодействия с операторами государственных услуг или услуг ЖКХ.
В настоящее время Интернет стал неотъемлемым элементом жизни практически каждого человека, его повседневной жизни. Не является исключением и сфера образования. В настоящее время цель образовательных организаций - подготовить обучающихся к жизни в информационном обществе. Одной из задач школы на современном этапе развития является обучение детей правильному ориентированию в разнообразной информации, ее грамотному осуществлению отбора и классификации, работе с различными ее источниками (как электронными, так и традиционными), а также владение информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими оптимизировать процесс получения сведений, что способствует образованию и самообразованию.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [59] в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией и подчеркивается, что эти умения должны развиваться при изучении разных учебных предметов.
Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие, которое необходимо формировать на всех предметах в урочной деятельности и на предметном материале во внеурочной деятельности. ФГОС НОО называет метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, связанные с этим умением и направленные на использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Кроме этого, в ФГОС НОО отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительных данных. Таким образом, ФГОС НОО рассматривает информационную грамотность как важный компонент формирования метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что у младших школьников недостаточно сформирована информационная грамотность (исследования И.Н. Ващук, Н.И. Гендиной, А.А. Дуванова, М.П. Лапчика, Ю.А. Первина, И.Г. Семакина, А.Л. Семенова, С.Б. Цымбаленко и других).
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется изучением возможности формирования информационной грамотности у младших школьников (исследования А.В. Горячева, А.А. Журина, Н.В. Макаровой, А.Л. Матвеевой, А.П. Тряпицыной и других).
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных средств формирования информационной грамотности у младших школьников (исследования Б.В. Дубининой, К.К. Колина, А.В. Могилева, М.А. Плаксина, Е.К. Хеннера, М.С. Чвановой и других).
В исследованиях Н.И. Гендиной, А.А. Журина, К.К. Колина, М.П. Лапчика, Н.В. Макаровой, А.В. Могилева, И.Г. Семакина, А.П. Тряпицыной, Е.К. Хеннера, С.Б. Цымбаленко, М.С. Чвановой и др. выделены различные аспекты формирования информационной культуры личности, однако проблема формирования информационной грамотности в младшем школьном возрасте изучена в меньшей степени...
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Информационная грамотность представляет собой умение работать с информацией включает следующие составляющие: способность поиска информации из различных источников; верификация найденной в этих источниках информации; проверка информации на достоверность; проверка информации на ангажированность, и в чьих целях; анализ найденной информации; подготовка аналитических выводов.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности. Умение грамотно организовывать свое информационное пространство положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку обучающихся, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность
Современные образовательные программы начального школьного звена содержат два направления, целью которых является формирование и развитие информационной грамотности школьников: «Чтение. Работа с текстом»; «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». В научной литературе предлагаются различные методы формирования информационной грамотности младшего школьника: познавательные дидактические игры, наглядность, мотивация, практическая обработка информации. Использование данных методов базируется на применении различных методических приемов, одним из которых является прием «Бортовой журнал». Данный прием берет свое начало в технологии развития критического мышления и представляет собой ведение обучающимися записей в процессе изучения темы. Цель бортового журнала - фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов. Главное его преимущество заключается в графической фиксации учеником учебной информации.
Экспериментальная работа по формированию информационной грамотности у младших школьников проводилась на базе МАОУ СОШ № 158 г. Красноярска. В исследования участвовали обучающиеся 4 классов в возрасте 10-11 лет. Для достижения поставленной цели исследования, а именно для диагностики уровня сформированности информационной грамотности младших школьников, использована диагностическая методика, которая разработана Т.В. Борисовой.
Анализ данных констатирующего исследования показал, что школьники имеют недостаточно систематические и глубокие знания, небольшой арсенала информационных умений по поиску, хранению и обработке информации. Обучающиеся понимают ценность и значение информационной культуры, но интерес к ней неустойчив.
Результаты констатирующего среза свидетельствуют о том, что информационная грамотность у младших школьников сформирована недостаточно. Исходя из этого, была разработана стратегия формирующего этапа работы. Из обучающихся четвертых классов, принимавших участие в констатирующем срезе, были сформированы две группы: 4 «а» класс - экспериментальная группа (25 человек); 4 «б» класс - контрольная группа (25 человек).
Цель формирующего эксперимента - апробация приема «бортовой журнал» как средства формирования информационной грамотности у младших школьников».
Были разработан и проведены 5 занятий с использованием приема бортовой журнал:
- «Численная информация. Вычисления на компьютере»;
- «Обобщения и систематизации знаний по темам «Множество», «Отношения на множестве», «Графы»;
- «Алгоритмы. Виды алгоритмов»;
- «Количество информации и единицы ее измерения. Практическая работа «Измерение информационного объема файлов»;
- «Модель объекта».
Каждое из занятий предполагает применение приема «Бортового журнала», который разработан в рамках технологии развития критического мышления. Цель «Бортового журнала» - фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов. Главное его преимущество заключается в графической фиксации учеником учебной информации. Была разработана форма «Бортового журнала» и алгоритм работы с ним.
На заключительном этапе исследовательской работы было проведено повторное диагностирование. Анализ полученных результатов
свидетельствует о том, что у обучающихся 4 «а» класса (экспериментальная группа), с которыми велась работа по Программе «Использование приема «бортовой журнал» как средства формирования информационной грамотности у младших школьников», уровень информационной грамотности значительно повысился, по сравнению с обучающимися 4 «б» класса
(контрольная группа), которые занимались по рекомендованной программе ФГОС НО.
Проведен анализ тесноты взаимосвязи практического (деятельностного) критерия и когнитивного (теоретического) критерия в экспериментальной группе. То же самое исследование проведено для другой группы школьников, которые не вошли в экспериментальную группу. Полученная величина свидетельствует о том, что фактор x существенно влияет на у , однако, взаимосвязь ниже чем в экспериментальной группе. Таким образом, мы можем говорить о положительной динамике сформированности информационной грамотности у младших школьников, что подтверждает эффективность разработанной и реализованной программы «Использование приема
«бортовой журнал» как средства формирования информационной
грамотности у младших школьников».
Изложенное подтверждает эффективность разработанной и реализованной программы «Использование приема «бортовой журнал» как средства формирования информационной грамотности у младших школьников». Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование информационной грамотности младших школьников будет более эффективным, если будет использован прием «Бортовой журнал», нашла свое подтверждение. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, проведенные работы успешны.
1. Аксёнова, Э.А. Развитие информационной грамотности российских школьников / Э.А. Аксёнова // Школьные технологии. - 2015. - № 5. - С. 3-15.
2. Александрова, М.В. Развитие информационной грамотности учащихся условиях сельской школы / М.В. Александрова, А.Г. Ширин, С.М. Тайков // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 1. - С. 21-26.
3. Альбекхаджиева, З.Г. Формирование информационной культуры младших школьников / З.Г. Альбекхаджиева, З.А. Магомеддибирова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2. - С. 53-54.
4. Антипова, В.Б. «Информационная грамотность»: содержание понятия / В.Б. Антипова // Медиатека и Мир. - 2008. - № 1. - С. 21-26.
5. Арутюнов, Г.А. Анализ понятия медиаграмотности как составляющей информационной грамотности / Г.А. Арутюнов // Вестник РМАТ. - 2013. - № 1. - С. 91-94.
6. Ахметова, Э.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в сельской малокомплектной школе Э.А. Ахметова // Вестник Марийского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 41-44.
7. Бахматова, С.В. Уроки информатики как средство развития информационной культуры / С.В. Бахматова, И.П. Иванова // Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Цифровая трансформация современного образования» (г. Чебоксары, 2 ноября 2020 года). - Чебоксары, 2020. - С. 326¬331.
8. Беленко, Л.В. Развитие информационной функциональной грамотности учащихся в процессе проектной деятельности / Л.В. Беленко // Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Цифровое образование: новая реальность» (г. Чебоксары, 16 ноября 2020 года). - Чебоксары, 2020. - С. 18-22.
9. Берулава, М.Н. Современные модели обучения в свете гуманизации образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 1994. - № 2. - С. 50-54.
10. Бокова, Т.Н. Моделирование педагогического процесса развития информационной грамотности младших подростков в эпоху Постмодерна Т.Н. Бокова, О.Н. Перевезенцева // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1 (54).
- С. 306-312.
11. Борисова, Т.В. Развитие информационной культуры младших школьников в пространстве воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Борисова. - М., 2014. - 28 с.
12. Бунеев, Р.Н. Понятие функциональной грамотности / Р.Н. Бунеев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. - С. 34-36.
13. Ващук, И.Н. Формирование информационной грамотности младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Ващук. - Оренбург, 2005. - 29 с.
14. Вдовина, И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя / И.А. Вдовина // Вестник Института образования человека. - 2017. - № 2. - С. 14-17.
15. Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе / Е.П. Велихов // Информатика и Образование. - 1986. - № 1. - С. 2-23...76