Использование речевой зарядки на уроках английского языка в 4х
классах как способ реализации принципа здоровьесбрережения в обучении иностранному языку
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы реализации принципа здоровьесбережения при обучении английскому языку в общеобразовательной школе 12
1.1 Планирование урока иностранного языка в соответствии с принципом
здоровьесбережения 12
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся 4х
классов 20
1.3. Речевая зарядка как обязательный компонент урока иностранного
языка 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации принципа здоровьесбережения посредством речевых зарядок на основе УМК “Spotlight” для 4 класса 30
2.1 Анализ УМК для 4 класса “ Spotlight’^ позиции принципа
здоровьесбережения 30
2.2 Реализация комплекса уроков английского языка для обучающихся 4х
классов с применением различных видов речевых
зарядок 33
2.3. Оценка эффективности использования речевой зарядки на уроках английского языка с позиции принципа
здоровьесбережения 65
Выводы по главе 2 69
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложение А 80
Приложение Б 83
Приложение В 91
Приложение Г 97
Приложение Д 102
Приложение Е
Актуальность исследования
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п. Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом[Смиронов,2002].
Смирнов считал, что причинами резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения; неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; малоподвижный образ жизни; перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин; неполноценное питание; отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях; частичное разрушение служб врачебного контроля; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровье сбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями. Преобладание фронтальной работы, ухудшение состояния здоровья школьников, перегруженный график уроков, высокая интенсивность учебной нагрузки и как следствие быстрая утомляемость, приводит к снижению качества усвоения материала и ухудшению успеваемости по предмету.
Термин здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровье сбережения[Морозов С.16].Собственная практика показывает, что обучающимся начальной школы трудно сидеть на одном месте целый урок, который требует иногда значительных умственных усилий. Соответственно, наступает быстрая утомляемость, поэтому урок получается бесполезным.
В качестве приема, позволяющего реализовать принцип здоровьесбережения, нами были выбраны речевые зарядки, которые повышают эффективность усвоения материала по иностранному языку и делают урок продуктивнее. Это и позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Использование речевой зарядки на уроках английского языка в 4х классах как способ реализации принципа здоровьесбережения в обучении иностранному языку»...
В нашей диссертационной работе мы определили, что речевые зарядки - важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению иностранного языка. Наряду с основной целью речевая зарядка может решать целый комплекс учебных и воспитательных задач, тем не менее, ее необходимо варьировать в зависимости от целей урока, степени подготовленности учащихся, их уровня владения языком. Работы таких исследователей как Щукина Г.И, Сальникова К.В,СолововаЕ.А,Морозов В.О. показали достоинства выбранных нами технологий и заложенный в них потенциал в плане организации иноязычного речевого взаимодействия обучающихся и при этом соблюдение принципа здоровьесбережения. Это является повседневной технологией, которую можно использовать на каждом уроке. В начале учебного года учителю необходимо выявить темы, вопросы, разделы, по которым, в качестве разнообразия учебного процесса можно провести такие разминки. Тем не менее, они должны проходить регулярно для сохранения здоровья обучающихся. В ходе исследования нами были поставлены и успешно достигнуты следующие задачи:
1. Уточнить понятие и раскрыть сущность принципа здоровьесбережения в обучении иностранному языку;
2. Выделить особенности планирования урока
иностранного языка с позиции здоровьесбережения;
3. Провести анализ учебного пособия “Spotlight” для 4 класса;
4. Разработать комплекс уроков английского языка для обучающихся 4х классов с применением различных видов речевых зарядок;
5. Реализовать комплекс уроков и опытно-экспериментальным путем доказать его эффективность для реализации принципа здоровьесбережения...
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности раннего усвоения иностранного языка / Ш.А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. - 2015. - №2. - С. 35-38.
2. АниськовичН.Р. Особенности речевого взаимодействия в процессе иноязычного общения. М.: Вестник МГЛУ, 2003. С. 225
3. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002. - №5. -с.54.
4. Белая Н.Н. Роль фонетической зарядки на уроках английского языка/ Н.Н. Белая. - [Текст] //Молодой ученый. - 2017. - №15(149). - С.550¬552. [Электронный ресурс]. URL:https://moluch.ru/archive/149/41516/( дата обращения: 15.06.2021).
5. Бим И.Л Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс].ПВЕ.: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennogo-obucheniya- inostrannym-yazykam (дата обращения: 23.03.2021)
6. БыковаН. И. В. Иванс «Spotlight» Просвещение, ExpressPublishing, 2009.
7. Вронская И.В. Практические виды деятельности в обучении детей дошкольного возраста лексике и грамматике английского языка // Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - С. 33¬44.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. - 2010, - С. 504.
9. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 240 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ,
2004. - 192с.
11. Гейэз С. Обучение иностранным языкам в начальной школе: современное состояние / С. Гейэз // Раннее обучение английскому языку: теория и практика. - СПб. : Детство-Пресс. - 2014. - № 6. - С. 15-21.
12. Гуров В. А. Школьная близорукость: причины, диагностика, профилактика. Красноярск: Изд-во Спринт, 2013. 26 с.
13. Дистервег. А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.
14. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск. ЧГПУ, 2012. С. 411.
15. Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании. М.: изд-во «За гражданское образование», 2006. С. 233...50