Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы педагогического потенциалакультурно-досуговых мероприятий
как средства самореализации одаренных детей 6
1.1. Сущность понятий «одаренность» и «одаренные дети» 6
1.2. Особенности процесса самореализации одаренных детей 14
1.3. Педагогический потенциал культурно-досуговых мероприятий
в самореализации одаренных детей 17
Выводы по главе I 30
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического потенциалакультурно-досуговых мероприятий
как средства самореализации одаренных детей 32
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования 32
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 34
2.3. Опытно-экспериментальная работа по актуализации
педагогического потенциала культурно-досуговых мероприятий
как средства самореализации одаренных детей 39
2.4. Анализ и интерпретация результатов
контрольного этапа эксперимента 41
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 57
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 70
Повышенный интерес к вопросу детской одаренности, как в научной среде, так и на государственном уровне, объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. Современная реальность требует высокой активности человека, большого диапазона умений, способности нестандартного мышления и поведения. Именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Вот почему очевидна важность решения не только вопроса выявления одаренных детей, создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, но также проблемы их личностного и профессионального становления, самореализации.
Самореализация одаренного ребенка - это его интеллектуально-творческая активность в соответствии с уровнем и видом проявленной одаренности, способствующая реализации «направленного» интереса в социально-значимых видах деятельности и становлению проявленной одаренности как качества личности.
Самореализации одаренных детей способствует культурно-досуговая деятельность. Она призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения. С начала XXI в. наблюдается тенденция увеличения объема свободного времени и роста значимости досуга как общественной ценности, так как он обладает широкими возможностями для самореализации одаренных детей, для удовлетворения их многообразных потребностей и интересов.
Анализ сложившейся ситуации позволил выявить противоречие:
- между потребностью одаренного ребенка к самореализации и недостаточным использованием возможностей дополнительного образования детей, в том числе и культурно-досуговой деятельности.
Исходя из противоречия, проблема исследования сформулирована следующим образом: каков педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности в самореализации одаренных детей?
Объект исследования: самореализация одаренных детей.
Предметом исследования выступает педагогический потенциал культурно-досуговых мероприятий в самореализации одаренных детей.
Цель исследования: определить педагогический потенциал культурно-досуговых мероприятий в самореализации одаренных детей.
Гипотеза: культурно-досуговая деятельность будет результативной в самореализации одаренных детей, если в ней осуществляются мероприятия, обеспечивающие творческое самовыражение, проявление инициативы, актуализацию способностей личности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические подходы к исследованию самореализации одаренных детей.
2. Охарактеризовать особенности самореализации одаренных детей.
3. Определить уровень самореализации одаренных детей.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации культурно-досуговых мероприятий и проверить ее результативность.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературных источников, обобщение,
сравнение, моделирование;
эмпирические: методы психологической диагностики:
модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Самоактуализационный тест (CAT)» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); формирующий эксперимент, математическая и статистическая, качественная и количественная обработка и интерпретация данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Красноярской общеобразовательной школы № 70. В исследовании приняли участие 12 интеллектуально одаренных детей в области естественных наук, учащиеся 9¬10 классов. Возраст участников исследования 15-16 лет.
Практическая значимость исследования: материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы учителей и педагогов-психологов общеобразовательных школ, работающих с одаренными детьми и подростками.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Проблема самореализации одаренных детей в последнее время все больше привлекает внимание специалистов и общественности. Для решения данной проблемы недостаточно знать явные особенности проявлений одаренности у детей, важно осмыслить основные аспекты данной проблемы в социально-педагогическом контексте. Значительная место в самореализации одаренных детей занимает культурно-досуговая деятельность. Сущностью культурно-досуговой деятельности является целенаправленное творческое поведение одаренных детей в выборе по своему усмотрению рода занятий в свободное время и степени активности социокультурной пространстенно- предметной развивающей среды, детерминированной их внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения, а также внешними факторами, порождающими такое поведение.
Все виды культурно-досуговой деятельности способствуют развитию творчества. Потребность в творчестве - универсальная, общечеловеческая потребность, и каждый одаренный ребенок должен иметь возможность творить и в ходе занятий, и в свое свободное время. Эта деятельность способствует развитию эмоционального мира, основ культуры на интеграции различных видов искусства. В процессе целенаправленной культурно¬досуговой деятельности формируются художественно-эстетические предпочтения, широта культурных потребностей, мотивация и самостоятельность в выборе деятельности, ценностные ориентации, что в итоге приводит к формированию устойчивого интереса к культурному использованию своего свободного времени; на основе совершенствования форм, методов и продуманного руководства со стороны взрослых удается добиться повышения эффективности процесса воспитания, улучшения общего уровня духовного развития личности ребенка, совершенствования способности к оценке оптимальных условий для саморазвития детской личности.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что в качестве показателя уровня самореализации можно рассматривать степень соответствия системы ценностей испытуемого системе ценностей, присущей самоактуализирующейся личности.
После организации опытно-экспериментальной работы одаренные подростки более адекватно стали оценивать уровень самореализации - до проведения работы у подростков выявлялось преобладание высокого уровня по шкалам «Поддержки», «Познавательных потребностей» и «Креативности», после проведения работы показатели этих шкал снизились до соответствующего самореализации уровню выше среднего. Также уровень выше среднего был выявлен на шкалах «Ориентации во времени», «Ценностной ориентации», «Гибкости поведения», «Сензитивности», «Самоуважения», «Представлений о природе человека», «Познавательных потребностей».
Таким образом, результаты исследования, подтвержденные статистически, позволяют считать, что выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута.
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 165 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. -398 с.
3. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии. Взгляд на
профессиональную подготовку учителя / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - М.: Магистр 1995.- 111с.
4. Гальтон, Ф. Наследственный гений / Ф. Гальтон. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://epistemology_of_science.academic.ru/465/(дата обращения 12.11.2015).
5. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гиллфорд. -
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.metodolog.ru/00736/00736.html (дата обращения 12.11.2015).
6. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М., 1995.
7. Дыбина, О.В. Творчество как сущностная характеристика человеческого бытия / О.В. Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2001.- 243 с.
8. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.
9. Зарецкая, И.И. Дополнительное образование как пространство развития коммуникативной компетентности одаренных детей / И.И. Зарецкая // Формирование компетентностей одаренной личности в системе образования: материалы научно-практической конференции, 06-07 июня 2012 г. Украина, г. Севастополь. В 2-х книгах. Книга 1. - Киев: Ин-т одаренных детей, 2012.- 242 с.
10. Иванов, М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Философия образования, 2004, № 11. С. 233-241.
11. Комарова, Т. Художественное воспитание и развитие ребенка: программы по специализации / Т. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. - 187 с.
12. Кудрявцев, В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка / В.Т. Кудрявцев. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 240 с.
13. Лейтес, Н. Возрастная одаренность школьников / Н. Лейтес. - Академия, 2001. - 320 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
15. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.
...
41 источник