ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей-подростков посредствам настольной ролевой игры
1.1. Настольная ролевая игра: понятие, виды, роль в развитии детей- подростков, этапы становления в образовательной сфере
1.2. Психологические особенности организации настольной ролевой игры с участием детей-подростков
1.3. Формы и методы организации настольной ролевой игры с участием детей-подростков
Глава II. Педагогические условия применения настольно-ролевой игры как средства формирования универсальных учебных действий у детей-подростков
2.1. Педагогическое обеспечение валидного «общего воображаемого пространства» у детей-подростков, участников настольно-ролевой игры
2.2. Поддержание высокого уровня погружения у детей-подростков, участников настольно-ролевой игры
2.3. Создание проблемной ситуации внутри «Общего воображаемого пространства» для детей-подростков, участников настольно-ролевой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Стратегия долгосрочного
инновационного, социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Закон об образовании от 29.12. 2012 года указывают на то, что одной из ключевых задач современного общества является создание педагогических условий для формирования у юных граждан ряда компетенций необходимых для самостоятельной, активной, инновационной деятельности. В частности, «способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости, умения работать самостоятельно, готовности к работе в команде и в высококонкурентной среде». Эта компетенция, наряду с другими перечисленными в документах, позволит раскрыть творческий потенциал и возможности подрастающего населения страны и таким образом дать новых виток развития для всех ключевых отраслей деятельности нашей страны в будущем.
В ситуации модернизации образовательной системы, повышения требований к результатам деятельности и профессиональным качествам среди мероприятий и методов достижения поставленных задач перечислены такие шаги, как повышение восприимчивости населения к инновациям через повсеместное внедрение информационных технологий, создание в обществе атмосферы терпимости к риску посредством влияния медиа-продукта, а также пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.
Анализ практической работы общеобразовательных школ показал, что в настоящее время востребован учитель, способный организовать продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на выполнение задач социальной адаптации, коммуникации, личностного самоопределения и роста обучающихся. Противоречивость подросткового периода накладывает ряд сложностей на процесс общения детей-подростков друг с другом и с окружающими их людьми. В этой связи особый смысл приобретает активизация деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий у детей-подростков как шага на пути их подготовки к жизни в условиях нового, инновационного общества.
В настоящее время практически отсутствуют педагогические методы активизации деятельности учителя, при которой, с одной стороны, будет реализовываться личностно-ориентированный, индивидуальный подход при формировании УУД учащихся - подростков, и с другой стороны, будет происходить разрешение поставленных задач в сплоченном самоорганизующемся коллективе. Поставленным условиям полностью соответствует настольно-ролевые игры. Однако, учителя ощущают явный недостаток практических наработок как по их организации, так и по содержательному наполнению педагогических условий этой деятельности.
Степень изученности проблемы. На данный момент в русскоязычной научной среде существует ряд публикаций, так или иначе посвященных настольно-ролевым играм. Отметим многогранность изучения данного феномена в работах Б.В. Куприянова, А.Е. Подобина, А.Г. Иншакова и ряд др. Исследования ученых касаются общих дидактических проблем применения настольно-ролевой игры, ее сущности и структуре. В основном они выражают критическое, негативное понимание этого вида активности, придерживаются представления о настольно-ролевой игре исключительно как о виде зависимости. Есть и более нейтральные публикации (С.А. Белозеров). Однако и те, и другие рассматривают настольно-ролевую игру лишь в качестве предшественника массовых многопользовательских онлайн ролевых игр (MMORPG) предпочитаемых в том числе и подростками. В этой связи особую значимость приобретают труды посвященные особенностям игрового поведения в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.А. Крутецкий, А.А. Маркосян, А.В. Пкировский, Д.И. Фельдштейн). Предметом научных притязаний настольно-ролевая игра стала лишь в трудах Д.В. Лобазова, Т.В. Акулининой, К.И. Ковлекова и Е.Д. Нелуновой.
В то же время, изучение научной литературы позволил сделать вывод о том, что рассмотрение настольной ролевой игры с точки зрения психолого-педагогических условий ее применения в образовательном процессе остается малоизученной темой, многие её аспекты до сих пор остаются нераскрытыми. Этот факт наглядно показывает актуальность данного исследования и позволил обнаружить ряд противоречия:
- между потребностью научно - педагогического сообщества в разрешении современных фундаментальных и прикладных проблем формирования универсальных учебных действий у детей-подростков, и недостаточным вниманием к идеям и опыту применения игровых технологий в аналогичной деятельности;
- между важностью для развития современной педагогической практики изучения, осмысления и освоения идей и опыта применения игровых технологий в формировании универсальных учебных действий у детей- подростков и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации этого процесса посредствам применения настольной ролевой игры;
- между объективной потребностью учителей в реализации педагогических условий формирования универсальных учебных действий у детей-подростков посредствам настольной ролевой игры, и отсутствием их специального и комплексного описания в научно-педагогической литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: В необходимости выявления, обоснования и описания педагогических условий применения настольной ролевой игры как средства, способствующего успешному формированию универсальных учебных действий у детей-подростков.
Эта проблема не ставилась и не подвергалась специальному изучению. Её актуальность и неразработанность позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Педагогические условия применения настольной ролевой игры как средства формирования универсальных учебных действий у детей-подростков ».
Разрешение указанной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: педагогический процесс основной средней школы.
...
В данном диссертационном исследовании нами была рассмотрена актуальная для современной педагогики проблема формирования УУД у детей-подростков. Фактором возможного развития коммуникативных и регулятивных УУД в рамках данной работы рассматривается специально организованная ролевая игра, в частности настольная ролевая игра. Выбор данного типа игр обуславливается особенностями проведения, особенностями игрового влияния на участвующих обучающихся, а также масштабностью затронутого вида игр.
Настольную ролевую игру можно определить как комплексную кооперативную игровую деятельность, направленную на решение ряда разнородных задач, поставленных в рамках построенного участниками игры «общего воображаемого пространства», ориентированную на продолжение процесса, которое и является ожидаемым результатом данной деятельности.
Особенности возрастной психологии подростков определяют требования, предъявляемые деятельности, которую устраивает педагог- организатор с участием детей-подростков. Наиболее существенными особенностями являются неустойчивость и нестабильность подросткового возраста, его конфликтный характер, подростковый эгоцентризм, стремление к приобретению нового социального статуса, а также разного рода коммуникативные барьеры. Для преодоления данных барьеров при подготовке к настольной ролевой игре нужно учитывать принципы организации настольной ролевой игры с участием детей-подростков: чёткая подготовка и организация, комплексный подход, предварительная работа с участниками, обеспечение командного взаимодействия участников
Настольная ролевая игра по своей форме и психологическому эффекту напоминает методы психодрамы. Однако, если психодрама в большей степени опирается на импровизацию, то организация настольной ролевой игры, напротив, подразумевает серьёзную подготовку со стороны педагога- организатора. Участие игрока-подростка в настольной ролевой игре должно привести участника к применению и усвоению действий регулятивного и коммуникативного характера. Педагог-организатор заранее подготавливает настольную ролевую игру, в частности, определяет воображаемое место действия, устанавливает правила, создаёт сценарий игры. Единицей сценария игры является сцена - некое событие, чаще всего являющееся конфликтом или противостоянием с персонажами «мастера игры» или и окружающим пространством. Вступая в это противостояние, игроки ищут выход из сложившейся ситуации, осуществляют командное взаимодействие, осмысляют и планируют свои действия. Финальной стадией игры является рефлексия, которая происходит в формате написания небольших сочинений, где игроки описывают свои ощущения и переживания. Игра при этом может продолжится при следующей встрече игровой группы.
Во время настольной ролевой игры при должной и качественной работе педагога-организатора складываются условия для формирования коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий, связанных с формированием собственных целей, формулированием мыслей и грамотной их передачей в формате монологической и диалогической речи, возможно, если педагог-организатор создаёт «общее воображаемое пространство» таким образом, чтобы стимулы, побуждающие к определённым действиям игрока, были распределены на всё время игры. Работа в гештальт-знаками создаёт условия для формирования у подростков умения ориентироваться в незнакомой обстановке, принимать решения в условиях недостаточности информации. Использование феномена «обобщённого другого» позволяет обеспечить сохранение текущего уровня погруженности без дополнительных внешних вне игровых стимулов.
Поддержание уровня погружённости в игровые события способствует повышению эффективности деятельности команды игроков, а также способствует формированию ряда коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, таких как учёт позиций других людей, выступающих в роли партнёров по общению или деятельности, умение слушать собеседника и вступать в диалог, вхождение в социальную группу и выстраивание продуктивного взаимодействие и сотрудничества. Формирование данного условия подчинено ряду принципов, почерпнутых из методики психодрамы и трансактного анализа. Само условие сводится и главным образом проявляется в деятельности «ведущего игры», поскольку именно он отвечает за реакцию «общего воображаемого пространства» на действия игроков, а значит несёт в себе одновременно функции «стимула» и «закрепления».
Формирование универсальных учебных действий, связанных с планированием и организацией командной работы и креативным подходом к решению текущих задач, связано с организацией настольной ролевой игры образом, чтобы участник не мог добиться целей игры, пока не сможет подобрать максимально эффективный подход в соответствии со сложившейся ситуацией. Условия игровых сцен должны провоцировать игрока искать нетривиальные решения, кооперировать усилия с другими игроками, работать в команде. При этом, в отличие от реальных ситуаций, в настольной ролевой игре риски пребывают в рамках «общего воображаемого пространства», создавая таким образом педагогическую возможность, не сопряженную с настоящим риском.
Настольная ролевая игра способна являться фактором формирования ряда УУД у детей-подростков, в виде поддерживающей и корректирующей методики, но не исправляющей или полноценно обучающей. Функции игры, отображённые в настольно-ролевой игре позволяют повлиять на обучающихся, однако таинство несёт большее влияние в том случае, если погружённость сохраняет заданный уровень.
Настольная ролевая игра способна стать эффективной методикой формирования УУД у учащихся. Однако в основе своей она сложна, особенно в виде требований, предоставляемых к ведущему педагогу- психологу.
1. Аллахвердов В.М. Психология: учеб. / В.М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.
2. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.- Петербург, 2006
3. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст]/Э. Берн. - М.: «Эксмо», 2009.-563с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Сб. ст.
«Педология юности» / Под ред. И. Абрямова. М., 1929.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. М., 1980.
8. Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в интернете [Текст]/А.Е. Войскунский // Психологический журнал. М., 1999, № 1.- С. 20-24.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология
[Текст]/В.В.Давыдова. - М.: Педагогика,1991. - 480с
10. Выготский, Л.С. Педология подростка. Избранные главы // Собр. соч. Т.4. М. 1984.
11. Гецер Г. Систематические длительные наблюдения над течением негативной фазы подростка // Сб. ст. «Педология юности» / Под ред. И. Абрямова. М., 1931.
12. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001. 976 с.
14. Грос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916
15. Дербенев, Д.П. Социальная адаптация подростков [Текст]/Д.П. Дербенев // Социальный журнал. 1997. №1. - С. 12-14.
...
85 источников