Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у детей-подростков посредством настольной ролевой игры

Работа №157342

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей-подростков посредствам настольной ролевой игры
1.1. Настольная ролевая игра: понятие, виды, роль в развитии детей- подростков, этапы становления в образовательной сфере
1.2. Психологические особенности организации настольной ролевой игры с участием детей-подростков
1.3. Формы и методы организации настольной ролевой игры с участием детей-подростков
Глава II. Педагогические условия применения настольно-ролевой игры как средства формирования универсальных учебных действий у детей-подростков
2.1. Педагогическое обеспечение валидного «общего воображаемого пространства» у детей-подростков, участников настольно-ролевой игры
2.2. Поддержание высокого уровня погружения у детей-подростков, участников настольно-ролевой игры
2.3. Создание проблемной ситуации внутри «Общего воображаемого пространства» для детей-подростков, участников настольно-ролевой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Стратегия долгосрочного
инновационного, социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Закон об образовании от 29.12. 2012 года указывают на то, что одной из ключевых задач современного общества является создание педагогических условий для формирования у юных граждан ряда компетенций необходимых для самостоятельной, активной, инновационной деятельности. В частности, «способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости, умения работать самостоятельно, готовности к работе в команде и в высококонкурентной среде». Эта компетенция, наряду с другими перечисленными в документах, позволит раскрыть творческий потенциал и возможности подрастающего населения страны и таким образом дать новых виток развития для всех ключевых отраслей деятельности нашей страны в будущем.
В ситуации модернизации образовательной системы, повышения требований к результатам деятельности и профессиональным качествам среди мероприятий и методов достижения поставленных задач перечислены такие шаги, как повышение восприимчивости населения к инновациям через повсеместное внедрение информационных технологий, создание в обществе атмосферы терпимости к риску посредством влияния медиа-продукта, а также пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.
Анализ практической работы общеобразовательных школ показал, что в настоящее время востребован учитель, способный организовать продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на выполнение задач социальной адаптации, коммуникации, личностного самоопределения и роста обучающихся. Противоречивость подросткового периода накладывает ряд сложностей на процесс общения детей-подростков друг с другом и с окружающими их людьми. В этой связи особый смысл приобретает активизация деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий у детей-подростков как шага на пути их подготовки к жизни в условиях нового, инновационного общества.
В настоящее время практически отсутствуют педагогические методы активизации деятельности учителя, при которой, с одной стороны, будет реализовываться личностно-ориентированный, индивидуальный подход при формировании УУД учащихся - подростков, и с другой стороны, будет происходить разрешение поставленных задач в сплоченном самоорганизующемся коллективе. Поставленным условиям полностью соответствует настольно-ролевые игры. Однако, учителя ощущают явный недостаток практических наработок как по их организации, так и по содержательному наполнению педагогических условий этой деятельности.
Степень изученности проблемы. На данный момент в русскоязычной научной среде существует ряд публикаций, так или иначе посвященных настольно-ролевым играм. Отметим многогранность изучения данного феномена в работах Б.В. Куприянова, А.Е. Подобина, А.Г. Иншакова и ряд др. Исследования ученых касаются общих дидактических проблем применения настольно-ролевой игры, ее сущности и структуре. В основном они выражают критическое, негативное понимание этого вида активности, придерживаются представления о настольно-ролевой игре исключительно как о виде зависимости. Есть и более нейтральные публикации (С.А. Белозеров). Однако и те, и другие рассматривают настольно-ролевую игру лишь в качестве предшественника массовых многопользовательских онлайн ролевых игр (MMORPG) предпочитаемых в том числе и подростками. В этой связи особую значимость приобретают труды посвященные особенностям игрового поведения в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.А. Крутецкий, А.А. Маркосян, А.В. Пкировский, Д.И. Фельдштейн). Предметом научных притязаний настольно-ролевая игра стала лишь в трудах Д.В. Лобазова, Т.В. Акулининой, К.И. Ковлекова и Е.Д. Нелуновой.
В то же время, изучение научной литературы позволил сделать вывод о том, что рассмотрение настольной ролевой игры с точки зрения психолого-педагогических условий ее применения в образовательном процессе остается малоизученной темой, многие её аспекты до сих пор остаются нераскрытыми. Этот факт наглядно показывает актуальность данного исследования и позволил обнаружить ряд противоречия:
- между потребностью научно - педагогического сообщества в разрешении современных фундаментальных и прикладных проблем формирования универсальных учебных действий у детей-подростков, и недостаточным вниманием к идеям и опыту применения игровых технологий в аналогичной деятельности;
- между важностью для развития современной педагогической практики изучения, осмысления и освоения идей и опыта применения игровых технологий в формировании универсальных учебных действий у детей- подростков и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации этого процесса посредствам применения настольной ролевой игры;
- между объективной потребностью учителей в реализации педагогических условий формирования универсальных учебных действий у детей-подростков посредствам настольной ролевой игры, и отсутствием их специального и комплексного описания в научно-педагогической литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: В необходимости выявления, обоснования и описания педагогических условий применения настольной ролевой игры как средства, способствующего успешному формированию универсальных учебных действий у детей-подростков.
Эта проблема не ставилась и не подвергалась специальному изучению. Её актуальность и неразработанность позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Педагогические условия применения настольной ролевой игры как средства формирования универсальных учебных действий у детей-подростков ».
Разрешение указанной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: педагогический процесс основной средней школы.
...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном диссертационном исследовании нами была рассмотрена актуальная для современной педагогики проблема формирования УУД у детей-подростков. Фактором возможного развития коммуникативных и регулятивных УУД в рамках данной работы рассматривается специально организованная ролевая игра, в частности настольная ролевая игра. Выбор данного типа игр обуславливается особенностями проведения, особенностями игрового влияния на участвующих обучающихся, а также масштабностью затронутого вида игр.
Настольную ролевую игру можно определить как комплексную кооперативную игровую деятельность, направленную на решение ряда разнородных задач, поставленных в рамках построенного участниками игры «общего воображаемого пространства», ориентированную на продолжение процесса, которое и является ожидаемым результатом данной деятельности.
Особенности возрастной психологии подростков определяют требования, предъявляемые деятельности, которую устраивает педагог- организатор с участием детей-подростков. Наиболее существенными особенностями являются неустойчивость и нестабильность подросткового возраста, его конфликтный характер, подростковый эгоцентризм, стремление к приобретению нового социального статуса, а также разного рода коммуникативные барьеры. Для преодоления данных барьеров при подготовке к настольной ролевой игре нужно учитывать принципы организации настольной ролевой игры с участием детей-подростков: чёткая подготовка и организация, комплексный подход, предварительная работа с участниками, обеспечение командного взаимодействия участников
Настольная ролевая игра по своей форме и психологическому эффекту напоминает методы психодрамы. Однако, если психодрама в большей степени опирается на импровизацию, то организация настольной ролевой игры, напротив, подразумевает серьёзную подготовку со стороны педагога- организатора. Участие игрока-подростка в настольной ролевой игре должно привести участника к применению и усвоению действий регулятивного и коммуникативного характера. Педагог-организатор заранее подготавливает настольную ролевую игру, в частности, определяет воображаемое место действия, устанавливает правила, создаёт сценарий игры. Единицей сценария игры является сцена - некое событие, чаще всего являющееся конфликтом или противостоянием с персонажами «мастера игры» или и окружающим пространством. Вступая в это противостояние, игроки ищут выход из сложившейся ситуации, осуществляют командное взаимодействие, осмысляют и планируют свои действия. Финальной стадией игры является рефлексия, которая происходит в формате написания небольших сочинений, где игроки описывают свои ощущения и переживания. Игра при этом может продолжится при следующей встрече игровой группы.
Во время настольной ролевой игры при должной и качественной работе педагога-организатора складываются условия для формирования коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий, связанных с формированием собственных целей, формулированием мыслей и грамотной их передачей в формате монологической и диалогической речи, возможно, если педагог-организатор создаёт «общее воображаемое пространство» таким образом, чтобы стимулы, побуждающие к определённым действиям игрока, были распределены на всё время игры. Работа в гештальт-знаками создаёт условия для формирования у подростков умения ориентироваться в незнакомой обстановке, принимать решения в условиях недостаточности информации. Использование феномена «обобщённого другого» позволяет обеспечить сохранение текущего уровня погруженности без дополнительных внешних вне игровых стимулов.
Поддержание уровня погружённости в игровые события способствует повышению эффективности деятельности команды игроков, а также способствует формированию ряда коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, таких как учёт позиций других людей, выступающих в роли партнёров по общению или деятельности, умение слушать собеседника и вступать в диалог, вхождение в социальную группу и выстраивание продуктивного взаимодействие и сотрудничества. Формирование данного условия подчинено ряду принципов, почерпнутых из методики психодрамы и трансактного анализа. Само условие сводится и главным образом проявляется в деятельности «ведущего игры», поскольку именно он отвечает за реакцию «общего воображаемого пространства» на действия игроков, а значит несёт в себе одновременно функции «стимула» и «закрепления».
Формирование универсальных учебных действий, связанных с планированием и организацией командной работы и креативным подходом к решению текущих задач, связано с организацией настольной ролевой игры образом, чтобы участник не мог добиться целей игры, пока не сможет подобрать максимально эффективный подход в соответствии со сложившейся ситуацией. Условия игровых сцен должны провоцировать игрока искать нетривиальные решения, кооперировать усилия с другими игроками, работать в команде. При этом, в отличие от реальных ситуаций, в настольной ролевой игре риски пребывают в рамках «общего воображаемого пространства», создавая таким образом педагогическую возможность, не сопряженную с настоящим риском.
Настольная ролевая игра способна являться фактором формирования ряда УУД у детей-подростков, в виде поддерживающей и корректирующей методики, но не исправляющей или полноценно обучающей. Функции игры, отображённые в настольно-ролевой игре позволяют повлиять на обучающихся, однако таинство несёт большее влияние в том случае, если погружённость сохраняет заданный уровень.
Настольная ролевая игра способна стать эффективной методикой формирования УУД у учащихся. Однако в основе своей она сложна, особенно в виде требований, предоставляемых к ведущему педагогу- психологу.



1. Аллахвердов В.М. Психология: учеб. / В.М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.
2. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.- Петербург, 2006
3. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст]/Э. Берн. - М.: «Эксмо», 2009.-563с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Сб. ст.
«Педология юности» / Под ред. И. Абрямова. М., 1929.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. М., 1980.
8. Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в интернете [Текст]/А.Е. Войскунский // Психологический журнал. М., 1999, № 1.- С. 20-24.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология
[Текст]/В.В.Давыдова. - М.: Педагогика,1991. - 480с
10. Выготский, Л.С. Педология подростка. Избранные главы // Собр. соч. Т.4. М. 1984.
11. Гецер Г. Систематические длительные наблюдения над течением негативной фазы подростка // Сб. ст. «Педология юности» / Под ред. И. Абрямова. М., 1931.
12. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2001. 976 с.
14. Грос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916
15. Дербенев, Д.П. Социальная адаптация подростков [Текст]/Д.П. Дербенев // Социальный журнал. 1997. №1. - С. 12-14.
...
85 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ