Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИМИ РУКОТВОРНОЙ КНИГИ

Работа №157329

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «читательский интерес» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития читательского интереса детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Рукотворная книга: общая характеристика, понятия 16
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ РЕБЕНКОМ РУКОТВОРНОЙ КНИГИ 20
2.1. Организация и методики исследования 20
2.2. Изучение уровня развития читательского интереса детей старшего
дошкольного возраста 21
2.3. Организация педагогической деятельности по развитию читательского
интереса детей старшего дошкольного возраста посредством создания ребенком рукотворной книги 44
2.4. Результаты педагогической деятельности по развитию читательского интереса детей старшего дошкольного возраста посредством создания ребенком рукотворной книги 51
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Проблема развития читательского интереса с каждым годом становиться острее. Она охватывает не только подростков и взрослых, но и детей дошкольного возраста. Развитие данной тенденции обуславливается доступностью развлечений, открытостью социальных сетей, развитием экранной культуры, глобализацией, которые все прочнее занимают место одного из важнейших источников информации - чтения.
Разнообразие книг и иной печатной продукции сегодня не дает возможности России преодолеть кризис чтения в стране. Одной из важнейших причин его развития становиться отсутствие интереса к самому чтению. Дети все чаще выбирают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, не проявляя интереса к прослушиванию, просматриванию или чтению книги. Развитие познавательных процессов замедляется, ведь они не используются ребенком должным образом. Вместо изучаемого реального мира ребенок получает готовый «экранный». Это способствует стагнации потребностей. Ребенок не знает, что он хочет, что ему нравиться. Следовательно, интерес к книге, как к источнику информации, не формируется или утрачивается вовсе.
3 июня 2017 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №1155 была утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров [29]. Данная программа предусматривает 3 этапа, реализация которых определена в период с 2018 по 2026 год.
Актуальность исследования развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста также обуславливается заинтересованностью данной проблемой рядом авторов, например, таких как З.И. Романовская, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Н.Н. Светловская и др. В своих работах они отмечают, что, несмотря на то, что непосредственная работа с книгой начинается в начальной школе, побуждать ребенка к работе с ней необходимо в дошкольном возрасте. Это позволит развить читательский интерес и сформирует фундамент потребностей ребенка относительно литературного мира.
Ребенок дошкольного возраста не умеет читать, не до конца способен воспринимать художественные, литературные и научные тексты. С данной трудностью дошкольник может справиться при помощи взрослого. Изучая книгу с взрослым, ребенку становиться доступно не только рассматривание, но и слушанье с пояснением прочитанного.
Несмотря на то, что совместная работа ребенка и взрослого с книгой - это эффективное средство развития ребенка, в частности его читательского интереса, на сегодняшний день нет однозначного средства, которое бы безусловно влияло на развитие читательского интереса ребенка старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что проблема нашего исследования заключается в поиске средства, которое будет эффективно при развитии читательского интереса детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования создания ребенком рукотворной книги как средства развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: создание рукотворной книги как средство развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Гипотеза исследования предполагает, что создание ребенком рукотворной книги будет являться эффективным средством развития читательского интереса в том случае, если работа по данному направлению охватывает все три компонента (мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный) читательского интереса и соответствует следующим условиям:
- образовательный процесс включает в себя теоретическое и практическое знакомство ребенка с книгой как с предметом рукотворного мира и источником информации;
- при организации деятельности основная роль принадлежит ребенку как автору собственного продукта деятельности.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть и охарактеризовать понятие «читательский интерес», а также уточнить его содержание применимо к дошкольному возрасту;
2. Изучить уровень развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и реализовать формирующий эксперимент, направленный на развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, посредством создания ребенком рукотворной книги;
4. Определить эффективность разработанного комплекса мероприятий.
Для достижения поставленной цели и задач в исследовании применялась следующая система методов:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение)
- эмпирические (беседа; наблюдение; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов).
Практическая значимость работы: выявленный уровень развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста, а также результаты педагогического эксперимента, позволят педагогам, скорректировать условия развития читательского интереса в дошкольных организациях.
База проведения исследования дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска, подготовительная группа (6-7 лет).
Структура и объем работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная исследовательская работа позволила нам раскрыть проблему развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что изучением данной проблемы занимались такие ученые как: Л.И Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров, Е.И. Тихеева, Н.Н. Светловская, О.В. Чиндилова, З.А. Гриценко, О.В. Акулова, Л.И. Гурович и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по определению термина «читательский интерес» позволил нам рассматривать его как устойчивый, направленный интерес ребенка к взаимодействию с конкретными книгами (произведениями) определенного вида и жанра, вызывающими у ребенка эмоционально положительное одобрение, которое влияет на удовлетворение его личностных потребностей. В ходе анализа исследования нами также были рассмотрены компоненты читательского интереса: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Их содержание говорит о том, что развитие у детей читательского интереса связано с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Практическая часть работы была посвящена экспериментальной деятельности, направленной на изучение уровня читательского интереса детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении г. Красноярска. Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе посредством разработанного диагностического инструментария М.В. Артамоновой был определен уровень развития читательского интереса и его компонентов у детей старшего дошкольного возраста.
Данные диагностики помогли разработать и реализовать формирующий эксперимент, направленный на развитие читательского интереса. В результате данной деятельности нам удалось расширить представления детей о книге, посредством самостоятельного создания ребенком рукотворной книги.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня развития читательского интереса. Затем данные были сопоставлены и проанализированы. Анализ результатов позволил сделать вывод о положительной динамике развития читательского интереса и его компонентов в экспериментальной группе. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что создание ребенком рукотворной книги способствует развитию читательского интереса детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) при условии, если образовательный процесс направлен на развитее всех трех компонентов читательского интереса. Т.е. включает в себя теоретическое и практическое знакомство ребенка с книгой, а также в организации деятельности основная роль принадлежит ребенку, как автору собственного продукта.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены полностью.



1. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 192 с.
2. Арифанова В.В. Приобщение дошкольников к художественной литературе посредством интерактивной игры "Путешествие в мир сказок дедушки Корнея" / В.В. Арифанова, Е.Н. Колобовникова // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 5(8). С. 44¬46.
3. Артамонова М.В. Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет читательского интереса: магист. Тольятти: 2018. 96 с. URL: https://dspace.tltsu.rU/bitstream/123456789/8426/1/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9C.%D0%92.%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%BC 1601%D0%B0.pdf(дата обращения: 02.10.2021).
4. Безбородова М.Е., Лигай А.Б., Шейко Н.Г. Чтение с увлечением... Роль культурно-образовательных проектов в формировании основ читательской культуры у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2015. №3. С. 80-93.
5. Бизикова О.А. Воспитание будущего читателя // Детский сад: теория и практика. 2015. №3. С. 32-37.
6. Борщевская А.Ю. Организационно-педагогические условия
формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе / А.Ю. Борщевская, С.И. Карпова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 1(51). С. 66-77.
7. Главатских Т.Б. Технология использования буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста / Т.Б. Главатских // Вестник педагогического опыта. 2018. № 40. С. 65-72.
8. Гризик Т.О. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / Т.О. Гризик // Дошкольное воспитание, 2010. №5. С. 5-10.
9. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
10. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 224 с.
11. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления [Текст] / З.А. Гриценко. Дошкольное воспитание, 2008. №2. С. 15-20.
12. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая,
B. И. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. Изд. 2-е. СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996. 128 с.
13. Долженко Л.В. Современная детская литература как компонент круга чтения дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2015. №3.
C. 6-19.
14. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М: ТЦ Сфера, 2008. 64 с.
15. Зацепина М.Б. Формирование совместно с родителями интереса к чтению у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сб. труд. Междунар. науч.-практ. конф. «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах. М.: Издательство «Перо», 2020. С. 131-136.
16. Зобинина А.Б. Как пробудить у дошкольника интерес к чтению / А.Б. Зобинина // Дошкольное воспитание. 2007. №8. С. 35-43.
17. Ислямова Л.П. Возможности художественной литературы для
формирования читательского интереса младших школьников / Л.П. Ислямова, Э.А. Юнусова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно¬практической конференции. (г. Волгоград, 25 ноября 2018 г.)
Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. С. 130-132.
18. Кокорева О.И. Педагогические условия формирования интереса к
художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.И. Кокорева, Н.О. Бурцева // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: Сборник научных трудов по
результатам международной научно-практической конференции. (г. Магнитогорск, 20-21 ноября 2019 г.) Магнитогорск:
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. С. 195-198.
19. Колупаева Н.И., Куминова У.Н. Творческая неделя как форма приобщения дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2015. №3. С. 6-19.
20. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / Андреева А.С. Дизайн обложки. СПб.: ИД «МиМ», 1998. 192 с.
21. Королёва Н.А. Формирование читательского интереса у детей
дошкольного возраста: теоретический аспект// Дошкольное
образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов «X» Междунар. науч. -практ. семинара (Барановичи, 28 марта 2019 года) / М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т; [редкол.: Н.Г. Дубешко (гл. ред.) и др.]. Барановичи: БарГУ, 2019. С. 76-78.
22. Красноярова В.В. Роль занятий «книго-творчеством» в развитии
творческого потенциала личности младших школьников // Творчество в объективе научных исследований: сборник материалов V
Международной научно-практической конференции (Белгород, 20 декабря 2019 г.) / Ответственные редакторы Н.И. Исаева,
С.И. Маматова. Белгород: БГИИК, 2020. С. 183-186.
23. Кудрявцева Л.С. Собеседники поэзии и сказки: об искусстве художников детской книги. М.: Московские учебники, 2008. 287 с.
24. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент, 1997. 190 с.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2005. 511 с.
26. Лыкова И.А. Детская иллюстрированная книга: от предмета культуры к произведению искусства // Humanityspaceinternationalalmanac Vol.4, №2. 2015. P. 121-131.
27. Лыкова И.А. Маленькое окно в большой мир, или Детская книга как предмет культуры // Детский сад: теория и практика. 2015. №3. С. 44¬61.
28. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература» / М.Р. Львов. М.: Просвещение, 1988. 240 с.
29. Маланов С.В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению / С.В. Маланов // Начальная школа: плюс До и После, 2006. С. 14-23.
30. Муличенко В.М. Место художественной литературы в досуговой деятельности дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2015. №3. С. 6-19.
31. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 2005. 348 с.
32. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы [Текст] / О.И. Никифорова. М.: «Академия», 2002. 152 с.
33. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 336 с.
34. Подберёзкина М.С. Сущность понятий «интерес», «познавательный интерес», «нестандартный урок» // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект: матер. рег. науч.-практ. конференции. Армянск: 2016. С. 69-75.
35. Пожелуева Н. Д. Формирование у старших дошкольников интереса к художественной литературе или читательского интереса / Н.Д. Пожелуева // Преемственность в образовании. 2021. № 29(8). С. 314-324.
36. Попова Л.В. Рукотворная книга как средство формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста // От учебного задания - к научному поиску. От реферата - к открытию: матер. «X» Всеросс. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (г. Абакан, 15-17 апреля 2021 г.) / науч. ред. М.В. Хортова. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Каганова», 2021. С. 235-236.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
38. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: практическая методика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пичеол. М.: AcademiA, 2001. 286 с.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: пособие для воспитателя детского сада / Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 2015. 159 с.
40. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. ст.: в 2 ч. / И.И. Тихомирова. М.: РШБА, 2009.
41. Федеральные государственные образовательные стандарты. Документы. URL:https://fgos.ru/(дата обращения: 15.10.2021).
42. Чиндилова О.В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников // Начальная школа: плюс До и После, 2010. С. 4-6.
43. Шапарь В.Б. Психологический толковый словарь / В.Б. Шапарь. Харьков: Прапор, 2004. 640 с.
44. Kokoreva O.I. Formation of reader's culture basics in preschool age / O.I. Kokoreva, Yu.M. Vasina // Gumanitarnyye Vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2018. № 3-2(27). P. 164-175.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ