Введение 6
Глава I. Теоретические основы формирования представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств в процессе создания архитектурного макета
1.1 Сущность и содержание понятия «художественный стиль» 12
1.2 Особенности формирования представления о художественном стиле у
обучающихся 12-14 лет детской школы искусств 26
1.3 Арт-технология «макетирование» как способ формирования представления
о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств 34
Выводы по I главе 43
Глава II. Экспериментальная работа по формированию представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств в процессе создания архитектурного макета
2.1 Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня сформированности представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств 45
2.2 Серия занятий по созданию архитектурного макета, направленная на
формирование представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств 54
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента по созданию
архитектурного макета, направленного на формирование представления о
художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств 69
Выводы по II главе 74
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение 84
Искусство - это неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Каждое произведение искусства - здания архитектуры, исторические памятники, скульптура или живопись содержат в себе не только замысел и идею, но и определенный художественный стиль присущий исторической эпохе в которой было выполнено произведение искусства.
Первое знакомство с художественными стилями происходит в общеобразовательной школе. Школьная программа предусматривает учебные предметы, содержащие в себе характерные особенности художественных стилей разных исторических эпох (общая история, МХК и ИЗО). Освоение художественных стилей реализуется в совокупности с изучением истории искусств, ведь вся история изобразительного искусства складывается из великих художественных стилей.
Понятие стиль достаточно широко используется в разных научных отраслях: лингвистика, эстетика, искусствоведение, литературоведение, культурология, и другие. Вся история изобразительного искусства служит историей художественных стилей.
Стиль - это творческий процесс, осуществляющий отношение художника к реальности, художественным традициям и самому зрителю. Отношение к жизненному материалу, культурно жизненным традициям и общественным целям в искусстве - все это диктует художнику стиль. [8, с. 233].
Формированием стилевых явлений, исследованием закономерностей и поиском достоверных способов их описания занимались: Л. Г. Бергер, Г. Вёльфлин, И. И. Винкельман, П. Гиро, А. Б. Гофман, М. Доценко, Г. Земпер, И. Иоффе, М. С. Каган, Р. Л. Карнейро, Т. В. Козлова, А. Крёбер, Д. Кэррол, Г. Михель, Л. И. Новикова, Л. Отеккер, Д. Пикок, М. Риффатер, В. Ф. Сидоренко, Р. А. Степучев, М. И. Фабрикант, В. Л. Хайт, С. О. Хан-Магомедов, О. Шпенглер и некоторые другие авторы.
Стиль представляет собой культурные ценности такие как: духовные принципы построения произведения, отбор и сопряжение языковых единиц, 6 обусловливающих тип культурной целостности. Передача духовно-нравственных ценностей крайне необходима подрастающей молодежи, от которой зависит наше будущее. По нашему мнению, именно учреждения дополнительного образования, такие как детская художественная школа (далее ДХШ) или детская школа искусств (далее ДШИ), предоставляют возможность сохранять и доносить данную информацию до общества передавая ее из поколения в поколение.
Рассматривая существующие образовательные стандарты первой ступени профессионального художественного образования, можно говорить об их довольно высоких требованиях к содержанию обучения и уровню подготовки выпускника. Выпускнику художественной школы необходимо обладать определенным объемом усвоенных знаний, умений и навыков в области изобразительной деятельности, творческой самостоятельностью, а также опытом работы с пространственными свойствами и отношениями.
Программа по истории искусств, содержит в себе подробную и углубленную форму освоения и изучения материала по художественному стилю. Зачастую, учащиеся и выпускники ДШИ затрудняются в определении основных художественных стилей. В процессе формирования представления о художественном стиле недостаточно теоретических знаний о характерных чертах присущих тому или иному стилю, использования иллюстративного материала, сравнительного анализа и т.д. Для эффективного усвоения особенностей художественного стиля необходима организация и выполнение практической работы учащихся. В процессе реализации программы учебного предмета «История изобразительного искусства» используются разные виды выполнения практических работ таких как: натурные зарисовки, эскизы, скульптурные этюды, коллажи, чертежи и макетирование.
Одним из эффективных видов практической работы по изучению художественных стилей является арт-технология «макетирование», которая позволяет интегрировать предметные области истории искусств, рисунок и станковая композиция. Установление межпредметных связей способствует 7
результативному усвоению содержания и решению задач каждого предмета цикла изобразительного искусства, в том числе формирование умения определять основные черты художественного стиля.
Процесс создания архитектурного макета - это совокупность результативных приемов работы со структурой, типами оперирования пространственными образами и организованной деятельностью направленной на формирование представления о художественном стиле.
Создание архитектурного макета предполагает усвоение основных понятий, терминологии, понимание символико-аллегорического способа передачи мысли, формирование представлений о контрастности, напряженности и динамичности образов. Работа над архитектурными элементами при построении чертежного плана и конструировании макета обеспечивает усвоение знаний о пропорциональных особенностях художественного стиля.
В связи с этим, процесс создания архитектурного макета является актуальной задачей изучения процесса формирования представления о художественном стиле.
Цель научного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние процесса создания архитектурного макета на формирование представления о художественном стиле у обучающихся 12 - 14 лет детской школы искусств.
Объект исследования: формирование представления о художественном стиле у обучающихся 12 - 14 лет детской школы искусств.
Предмет исследования: создание архитектурного макета как способ формирования представления о художественном стиле у обучающихся 12 - 14 лет детской школы искусств.
В процессе изучения художественных стилей у учащихся развивается этетический вкус, меняется отношение к искусству. Происходит обогащение духовного мира, раскрывается в полной мере развитие художественной культуры и желание узнать мировые произведения искусства.
Гипотеза исследования: создание архитектурного макета будет способствовать формированию представления о художественном стиле у обучающихся детской школы искусств 12 - 14 лет при условии, что в процессе создания макета, учащиеся будут изучать и творчески применять принципы формообразования художественных стилей исторических эпох.
Задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «художественный стиль».
2. Изучить особенности формирования представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств.
3. Представить арт-технологию «макетирование» как способ формирования представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств.
4. Разработать констатирующий эксперимент, направленный на выявление
актуального уровня представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств.
5. Разработать серию занятий по созданию архитектурного макета, направленных на формирование представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств.
6. Провести контрольный эксперимент, направленный на выявление полученных результатов.
Методы исследования:
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы с целью определения сущности и содержания основных категорий исследования);
2. Практические (анкетирование, опросный метод, метод беседы и наблюдения с целью организации и проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента);
3. Статистические (методы качественной и количественной обработки данных с целью обработки полученных данных в ходе проведения эксперимента).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ ДО «Новосёловская ДШИ» Новоселовского районе Красноярского края. В эксперименте приняли участие 23 учащихся в возрасте от 12 до 14 лет. Контрольная группа составила 11 человек (группа А), а экспериментальная группа составила 12 человек (группа Б).
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в обосновании возможностей образовательного архитектурного макета как способа формирования представления о художественном стиле у обучающихся 12 - 14 лет детской школы искусств.
Теоретическая значимость: теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей применения создания архитектурного макета для формирования представления о художественном стиле.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных педагогов, художественных школ, а также педагогов частных центров дополнительного образования.
Структура и объем диссертации: Объем - 108 страниц, включая 41 рисунок, 4 таблицы и 5 приложений. Количество использованных источников - 58. Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В главе I описаны теоретические основы проблемы представления о художественном стиле, проанализирована психолого-педагогическая и художественная литература.
В главе II представлено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня представления о художественном стиле у обучающихся 12 -14 лет детской школы искусств. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Проведение контрольного эксперимента и результаты. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации. В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, этапы создания макета, а также результаты качественной и количественной обработки данных.
Рассматривая существующие образовательные стандарты первой ступени профессионального художественного образования, можно говорить об их довольно высоких требованиях к содержанию обучения и уровню подготовки выпускника по направлениям живопись, композиция, рисунок, скульптура и история искусств.
Программа по истории искусств, содержит в себе подробную и углубленную форму освоения и изучения материала по художественной культуре. Для эффективного усвоения особенностей художественного стиля необходима организация и выполнение практической работы учащихся. В процессе реализации программы учебного предмета «История изобразительного искусства» используются разные виды выполнения практических работ. Одним из эффективных видов практической работы по изучению художественных стилей является арт-технология «макетирование», которая позволяет интегрировать предметные области истории искусств, рисунок и станковая композиция. Установление межпредметных связей способствует результативному усвоению содержания и решению задач каждого предмета цикла изобразительного искусства, в том числе формирование умения определять основные черты художественного стиля. Необходимость определения характеристик художественного стиля в системе изучения начального профессионального образования обозначила тему данного исследования «Формирование представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет ДШИ в процессе создания архитектурного макета».
Процесс создания архитектурного макета - это совокупность результативных приемов работы со структурой, типами оперирования пространственными образами и организованной деятельностью направленной на формирование представления о художественном стиле.
Создание архитектурного макета предполагает усвоение основных понятий, терминологии, понимание символико-аллегорического способа передачи мысли, формирование представлений о контрастности, напряженности и динамичности образов. Работа над архитектурными элементами при построении чертежного плана и конструировании макета обеспечивает усвоение знаний о пропорциональных особенностях художественного стиля.
В результате по проведенному исследованию, посвященного формированию представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств, позволяют сделать следующие выводы:
Художественный стиль - это общность художественной выразительности, образной системы и творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
Формирование представления о художественном стиле обеспечивает приобщение учащихся к истории архитектуры.
В процессе теоретической и опытно - экспериментальной работы была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, позволившая рассмотреть различные варианты подходов к понятию художественный стиль, установить его основные характеристики и особенности формирования представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет ДШИ.
После того, как была изучена психолого - педагогическая литература по данной теме, мы смогли дать определению «стиль», «стиль барокко», стиль классицизм». Отмечены особенности формирования представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет детской школы искусств.
Далее был проведен констатирующий эксперимент, где мы смогли увидеть результаты представления о художественном стиле у учащихся. Для анализа результатов эксперимента были подобраны следующие критерии, которые в большей степени подходят для данного возраста: знание основных художественных стилей в исторической ретроспективе; умение определять принадлежность произведения искусства к художественному стилю; умение выделять характерные признаки художественного стиля.
Эксперимент выявил, что учащиеся в группе Б имеют слабые представления о художественном стиле и эта группа выступила экспериментальной в проведении формирующего эксперимента. Контрольной группой в нашем исследования стала группа- А, так как она имеет более высокие показатели.
Формирование представления о стиле было реализовано с помощью создания арт-технологии «макет». Выполнение макета предполагало несколько основных этапов. Обучающиеся исследовали литературу, занимались сбором материала, разрабатывали эскизы, выполняли чертежи, формировали макет. Перед учащими стояла задача соблюдать все этапы, которые выполняет архитектор при создании макета.
Серия занятий, направленная на формирование представления о художественном стиле у обучающихся 12-14 лет ДЩИ на основе арт- технологии «макетирование», оказалась не только эффективной в изучении стилей, но и очень заинтересовала учащихся ДШИ. Результаты итогового диагностирования определили увеличение изначальных показателей экспериментальной группы в большем значении, нежели показатели участников контрольной группы. На основе результатов, мы можем утверждать, что гипотеза подтвердилась.
1. Александрова А.Г. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского. Волгоград: Учитель, 2006. 61 с.
2. Айзенштейн А. К. Стиль в искусстве / М.: Высшая школа, 2006.198 с.
3. Базен Ж. Барокко и рококо. Часть 1. Искусство XVII века. М.: Слово, 2001. 163 с.
4. Барокко // Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская
Энциклопедия». 1982.1600 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая
Российская Энциклопедия, 2008. 528 с. (дата обращения 23. 12. 18)
https://gigabaza.ru/doc/91126.html
6. Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. М.: Академия, 2015. 208 с.
7. Беляев. А.А. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. 447с.
8. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
9. Бодо Фр. Шик & шарм /перевод с фр. Е.Д. Богатыренко, О.Р. Будкиной, В.Д. Румянцева. М.: Слово, 2006. 400 с. Перевод изд.: Mode du siecle, Editions Assouline. ISBN.
10. Быстрова А. Н. Мир культуры. Основы культурологии. Новосибирск: ЮКЭА, 2000. 678 с.
11. Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры. М.: Эксмо,2007. 960 с.
12. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искуссстве. М.: Л. Академия, 1930. 145с.
13. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб.: Азбука-классика, 2004. 43с.
14. Виппер, Б.Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978. 231 с.
15. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.:
Изобразительное искусство, 1985. 288 с.
16. Волкова В.Е. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Просвещение, 1988. 128с.
17. Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и
терминология дизайна: СПб.: Питер, 2009. 50 с.
18. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. Т. 1., СПб.: Лита, 1998. 672 с.
19. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2009. 340 с.
20. 'идион З. Пространство, время, архитектура/; Сокращенный перевод с немецкого М. В. Леонене, И. Л. Черня. 3-е издание. М.: Стройиздат, 1984, 455 с.
21. ^лазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре М.: Стройиздат, 1986. 494 с.
22. Гомбрих Э. История искусства. М.: Издательство Аст, 1998.156 с.
23. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. М.: Дрофа, 2008. 183с.
24. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности.11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2016. 368с.
25. Делакруа Э. Дневник. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1961. 343 с.
26. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень). 10 кл.: учебник. М.: Академия, 2008. 279 с.
27. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень). 11 кл.: учебник. М.: Академия, 2012. 273 с.
28. Иванова Н.С. Наглядные и раздаточные пособия Барокко. М: Дрофа, 2005. 234 с.
29. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2000. 368 с.
30. Кантор А. М. Барокко / Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Коллектив авторов; под общей ред. А. М. Кантора; сост. В. Г. Арсланов и др.; Рос. Акад. Художеств; Науч. Исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств. М.: Эллис Лак, 1997. 735 с.
31. Кон-Випер, Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ЗАО «Сварог и К», 1998. 220 с.
32. Классицизм // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия; Советский энциклопедический словарь. 1982, 593 с.
33. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М.: «АСТ», 2002. 256 с.
34. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. М.: Прайм- Еврознак, 2004.197 с.
35. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 314 с.
36. Неменский Б. М. и др. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. 3-е изд. М.: Просвещение, 2008.191с.
37. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006.176 с.
38. Рескин Дж. Лекции об искусстве / пер. с англ. Когана П.; под ред. Е.М.Кононенко. БСТ-ПРЕСС, 2011. 319с.
39. Розин В.М. Эволюция проектной культуры и форм ее осмысления // Труды ВНИИТЭ,1974. № 8.
40. Тиц А.А. Неизвестный русский трактат по архитектуре «Русское наследие XVIII века». М., 1968.
41. Тиц А.А. Е. В. Воробьева. Пластический язык архитектуры, М.: Стройиздат, 1986. 312с.
42. Самин Д. К. 100 великих художников. М: Вече, 2004. 149с.
43. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: учебник 2 класс. М.: Вентана - Граф, 2012. 64 с.
44. Смит Р. Настольная книга художника, оборудование, материалы, процессы, техники. М.: АСТ, 2004. 385с.
45. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2007. 256 с.
46. Сокольникова Н.М. Крейн В.Н. История стилей в искусстве Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1996. 80 с.
47. Студенческий форум: научный журнал. №3(54). М., Изд. «МЦНО», 2019. 100 с.
48. Федеральные государственные требования к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства. «Живопись» // Министерство культуры Российской Федерации №156 от 12.03.2012 г Документы. URL:
https://culture.gov.ru/documents/ob utverzhdenii federalnykh gos352749/(дата обращения: 20. 06. 2020)
49. Филиппова А. Л. История изобразительного искусства. М.: Краснодар, 2020. 136 с.
50. Хохрякова Е.А., Дрягина В.Б. Особенности изучения стилей искусства
учащимися подросткового возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 3(54). URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/54/46666(дата обращения: 06.09.2019).
51. Холлингсворт Мэри Большая иллюстрированная энциклопедия искусств; М.: Махаон, 2011. 511 с.
52. Шаронов А. Архитектура мира. Энциклопедия архитектурных стилей. СПб.: ООО «СЗКЭО», 2009. 176 с.
53. Шпикалова, Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений.
Изобразительное искусство. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2005.72 с.
54. Студенческий форум: научный журнал. №3(54). М., Изд. «МЦНО», 2019. 100 с.
55. Всемирная хроника [Электронный ресурс]. Режим доступа
http: //www. chronolodgy.org.ru/newwiki/
56. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=725067 (дата обращения 11. 02.20.)