Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СОЗДАНИЕМ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Работа №157325

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы146
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «произвольное внимание» 6
1.2. Особенности развития произвольного внимания детей старшего
дошкольного возраста 36
1.2. Орнаментальная композиция в художественно-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста как способ развития произвольного внимания 45
Выводы по главе 1 51
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 52
2.1. Организация, содержание и проведение эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития произвольного внимания старших дошкольников 52
2.1. Серия занятий по созданию орнаментальной композиции и методические рекомендации к ним, направленные на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста 65
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе создания орнаментальной композиции 82
Выводы по главе 2 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 96


Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу, поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности и работы органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность[13]. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов [6].
Актуальность исследования заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у старших дошкольников составляет90% всех жалоб со стороны родителей и педагогов на современном этапе. Проблемой нарушения внимания логопеды и педагогические работники дошкольных учреждений (ДОУ) занимаются больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Осуществлять подготовку к школе, создавать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития призвано дошкольное учреждение [14].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние процесса работы над созданием орнаментальной композиции на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс работы над созданием орнаментальной композиции как способ развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс работы над созданием орнаментальной композиции будет способствовать развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, если педагогом будет вестись планомерная и систематическая работа по развитию устойчивости, продуктивности, переключаемости и распределению произвольного внимания в процессе работы над ритмическим строем и симметрии орнаментальной композиции при помощи формы, цвета и размера изобразительных элементов.
Задачи исследования.
1. Изучить сущность и содержание понятия «произвольное внимание».
2. Рассмотреть особенности развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить процесс работы над созданием орнаментальной композиции как способ развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать и провести эксперимент, направленный на выявление актуального уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить серию занятий по созданию орнаментальной композиции и методические рекомендации к ним, направленные на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
6. Организовать и провести контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над созданием орнаментальной композиции.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические (изучение философской, психологической, педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, обобщение опыта);
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальна работа проходила на базе Федерального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 139 г. Красноярска, под руководством заведующей Ерошиной Т.В.
В эксперименте приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5 - 6 лет. Исследование проводилось подгруппами по 10 человек в свободное от занятий время. Экспериментальное исследование длилось с ноября 2018 г. по апрель 2019 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В итоге проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
- проанализирована сущность и содержание понятия произвольное внимание детей дошкольного возраста;
- выявлены способы развития произвольного внимания старших дошкольников;
- обосновано создание орнаментальной композиции как средство развития произвольного внимания старших дошкольников;
- проведено исследование, направленное на выявление актуального уровня сформированности произвольного внимания старших дошкольников;
- разработана и апробирована серия занятий, интегрированных тематически, интегрированных по принципу соподчинения видов изобразительной деятельности, в определённой последовательности, направленных на развитие произвольной памяти.
- подтверждена эффективность использования разработанной серии занятий, направленных развитие произвольного внимания старших дошкольников и сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу.
Таким образом, достигнута цель исследования: была теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние процесса работы по созданию орнаментальной композиции на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможности развития производного внимания старших дошкольников в процессе работы над орнаментальной композицией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и практические результаты может быть использованы при разработке специальных курсов (серии занятий) в системе занятий с детьми. В процессе таких занятий у детей ярко проявляются индивидуальные художественные способности, возникают предпочтения, интерес к тем или иным художественным материалам, различные формы общения. Занятия могут быть использованы педагогами в сфере дополнительного эстетического образования, подготовительных группах детского сада, в студиях изобразительного искусства.



1. Антошина К.В. Развитие внимания у старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] 13 с. // Выступление на педагогическом совете.
URL: //crr 1 tn.mskobr.ru/files/konsul_taciya_dlya_vo sp_razvitie_vnimaniya_antosh ina_kv.pdf. (дата обращения 27.06.2020).
2. Баль Э.Д. Приветствие [Электронный ресурс] Контрольная работа URL:https://lms.tversu.ru/eportfolios/7490. (дата обращения 27.06.2020).
3. Барановская Н.Я. Внимание. Его характеристики. Методы
развития [Электронный ресурс] 2016. URL:https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2016/04/06/vnimanie-ego-harakteristiki-metody-razvitiya. (дата обращения 27.06.2020).
4. Бровкина И.М. Развитие внимания ребенка группы
педагогического риска в процессе формирования математических представлений. Белгород 2016. С.84. URL:
https://core.ac.uk/download/pdf/185562061.pdf. (дата обращения 27.06.2020).
5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс] Флогинстон, 2002. URL:http://flogiston.ru/library/galperin_attention. (дата обращения 27.06.2020).
6. Губайдуллина А.А. Восприятие, внимание, память и речь
дошкольника. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.// Министерство образования и науки Республики Татарстан URL: https: //edu.tatar.ru/n_chelny/page442036.htm/page2005371 .htm. (дата
обращения 27.06.2020).
7. Принципы построения орнаментальной композиции
URL:https://mydocx.ru/11-109642.html. (дата обращения 27.06.2020).
8. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников [Электронный ресурс] http://dodiplom.ru/ready/103266. (дата обращения 27.06.2020)
9. Дашинимаева Б. Симметрия и параллельный перенос на примере
русских и бурятских орнаментов [Электронный ресурс]
URL:https://obuchonok.ru/node/2263. (дата обращения 27.06.2020).
10. Зайцева А.В. Поддержание внимания студентов при применении разнообразных средств и методов обучения [Электронный ресурс] 2011 .URL6https://urok. 1 sept.ru/%D1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C %Э0%В8/593611/.(дата обращения 27.06.2020).
11. Внимание как особое свойство человеческой психики [Электронный ресурс] URL: https: //works. doklad. ru/view/3YpZLAzK6D0 .html. (дата обращения 27.06.2020).
12. Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы [Электронный ресурс] URL:https://works.doklad.ru/view/-H4SfARMmkQ.html. (дата обращения 27.06.2020).
13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс]
Psychology OnLine.Net 2004. URL:https://www.psychology-
online.net/articles/doc-64.html#back9. (дата обращения 27.06.2020).
14. Пахомова Р.А., Кочетова Т.Ф., Маркелова Н.М., Василеня Е.С., Карапетян Г.Э., Марцева А.П. ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-4. - С. 719-722; URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35359. (дата обращения 27.06.2020).
15. Орнаментальная композиция и особенности ее построения.
URL: https: //www.tvorchistvo .ru/ornamentalnaya-kompozitsiya/. «Декоративно - прикладное искусство.» Пектораль, 2013.
(https: //www.tvorchistvo .ru/ornamentalnaya-kompozitsiya/#more-278).
16. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. М.: Академия, 1999. Громова О. Е. Инновации - в логопедическую практику. Сборник статей, и методические пособ. 115 с.
17. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова. М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34.
18. В., Богомолов. Психологический практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352 с.
19. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М.: Смысл, 1998.
20. ВЛАДОС», Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии ООО «Гуманитарный издательский центр.
21. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст]: под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова / Л. С. Выготский. М., 1976. С. 184-219.
22. Гальперин П.Я. «К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ» Хрестоматия по психологии. М., 1987. С. 169-175.
23. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию [Текст] / У. Джемс. М.: ЧеРо, 2009. С. 51-52
24. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф Добрынин. М.: ЧеРо, 2001. С. 253-259.
25. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе: психологический журнал [Текст] / Н.В. Дубровинская. 1982. Т.З. №5. С. 54-65.
26. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе: психологический журнал [Текст] / Н.В. Дубровинская.- 1982. - Т.З. №5. С. 54-65.
27. М.В. Соколов, М.С. Соколова. Декоративно - прикладное искусство. Москва: Владос 399с.: ил., 2013.
28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
29. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. М.: Сфера 2004.104с.
30. Поликарпов З. ««Знакомство детей с характерными элементами марийского орнамента».» Пандиа, 2013.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ