Оглавление
Введение 3
I. Психологические особенности трудных подростков 5
II. Педагогическое воздействие в семье 11
III. Эффективные методы работы с трудными подростками 15
IV. Рекомендации для педагогов и родителей 20
Список использованной литературы 23
Введение
Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука педагогика, возрастная и детская психология. Известно: все на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребенка.
Так называемые трудные дети есть в любом из возрастов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно В. А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии микросреды, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становиться трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства».
Однако наиболее рельефно типичнее особенности трудного ребенка проявляются в подростковом возрасте, не случайно этот возраст также часто называют трудным.
Эти ребята отказываются от взаимодействия с педагогами, их поведение отличается нарушением культурных, эстетических, гигиенических норм. Очень часто эти отличия в поведении ученика являются сигналом о том, что человеку плохо, и учитель должен уметь локализовать и нейтрализовать любую «трудную», сложную ситуацию, возникшую в результате их взаимоотношений. И главными помощниками учителя будет школьный психолог и родители.
Чтобы найти способ взаимодействия с трудными детьми нужно, прежде всего, надо понять, что "трудные" дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Им очень трудно жить среди нас, так как их душа "окрадена" любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется.
Только точно определяя причину проблем каждого подростка и создавая взаимное стремление их разрешения родителями, школьным персоналом, возможным лечением и самой молодёжью, можно помочь трудным подросткам преодолеть трудности и осознать свой потенциал.
Исходя из вышесказанного, данная тема является весьма актуальной в наши дни.
IV. Рекомендации для педагогов и родителей
Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с
подростками группы риска
1. Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
2. Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
3. Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
4. Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
5. Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
6. Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих
неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
7. Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно",
"замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у
тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной
работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
8. Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас
проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас
не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный
материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы
можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
9. Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально- волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
10. Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение.
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают:
1. эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
2. заинтересованность;
3. содействие;
4. доверие.
1. Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.
2. Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его
организме происходят значительные гормональные изменения.
3. Предъявляйте разумные требования, которые должны быть
выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении.
4. Требования должны быть одинаковыми для всех.
5. Выполнение порученного должно быть проверено.
6. Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).
7. Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что-то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.
8. Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста.
9. Если вы хотите сообщить свое мнение какому-то конкретному
человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только
какой-либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность
любого достойна уважения. Скажите доброе слово о самом подростке и о его
домашних.
10. Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать,
что подростки любят делать, а против чего восстают.
11. Не используйте двойные стандарты: кому-то что-то запрещаете,
потому что он вам не нравится, а кому- то разрешаете вести себя так, как тому
заблагорассудится.
12. Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на
урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем-то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь.
13. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.
Список использованной литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2008.- с.496.
2. Вахитова Ю.Р. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений старших подростков / Вахитова Ю.Р. // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 77−81.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006 – 570 с.
4. Волков Б.С. Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005 – 144 с.
5. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред, М.И. Рожкова. — М., 2003. — 240 с.
6. Гонеев, А.Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240с.
7. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Конфликтология: Хрестоматия. Сост. Н.И. Леонов. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2003.- с. 91-97.
8. Левитов, Н.Д. Психология характера. — М., 1969. — 424 с.
9. Леонгард, К. Акцентуированные личности. — Ростов н/Д., 2000. — 544 с.
10. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Речь, 2009. — 256 с..
11. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956
12. Соколова В.Е. Проблемы формирования коммуникативной компетенции подростков / Соколова В.Е. // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 87−91.
13. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2001. — 336 с.
14. Раттер, М. Помощь трудным детям; пер. с англ. / общ. ред. А.С. Спиваковской; предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга — М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
15. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978.