Условия обеспечения преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования
|
Введение 3
Глава 1. Преемственность между организациями первой и второй ступеней образования по вопросам подготовки детей к обучению в школе
1.1. Теоретическое изучение проблемы преемственности между организациями
первой и второй ступеней образования 6
1.2. Содержательные аспекты подготовки детей старшего дошкольного
возраста к обучению в школе 9
1.3. Анализ ФГОС ДО по вопросу преемственности детский сад - школа 14
Выводы по главе 18
Глава 2. Обеспечение преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования
2.1. Изучение представлений педагогов по вопросам преемственности в
системе «детский сад-школа» 19
2.2. Программа мер по обеспечению преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования 41
Выводы по главе 53
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение 1. Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе 63
Приложение 2. Универсальная анкета для педагогов «Подготовка ребенка к школе» 65
Глава 1. Преемственность между организациями первой и второй ступеней образования по вопросам подготовки детей к обучению в школе
1.1. Теоретическое изучение проблемы преемственности между организациями
первой и второй ступеней образования 6
1.2. Содержательные аспекты подготовки детей старшего дошкольного
возраста к обучению в школе 9
1.3. Анализ ФГОС ДО по вопросу преемственности детский сад - школа 14
Выводы по главе 18
Глава 2. Обеспечение преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования
2.1. Изучение представлений педагогов по вопросам преемственности в
системе «детский сад-школа» 19
2.2. Программа мер по обеспечению преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования 41
Выводы по главе 53
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение 1. Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе 63
Приложение 2. Универсальная анкета для педагогов «Подготовка ребенка к школе» 65
Запросы современного общества к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение системы образования в соответствие с требованиями жизни. Радикальные изменения, осуществляемые в ходе социально-экономических реформ в современном отечественном образовании, актуализируют проблему преемственности в обучении и воспитании при переходе с одной ступени образования на другую, в частности из дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) в начальную школу.
В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень знаний и умений, психического, физического и социального развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики и природоведения.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить условия
обеспечения преемственности в деятельности педагогов первой и второй ступеней образования (на примере МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» г. Кодинска Кежемского района).
Исходя из данной цели, были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу с целью изучения сущности преемственности в образовании, особенности преемственности между организациями первой и второй ступеней образования.
2. Изучить представления, опыт и трудности педагогов по вопросам обеспечения преемственности между организациями первой и второй ступеней образования по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе на примере МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» г. Кодинска Кежемского района.
3. Выявить эффективные условия, необходимые для организации
преемственности между организациями первой и второй ступеней образования
4. Разработать программу по обеспечению преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования по подготовке детей к обучению в школе.
5. Обобщить полученные данные по теме исследования.
Объект исследования - преемственность деятельности педагогов первой и второй ступеней образования по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования - условия обеспечения преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования.
Гипотеза исследования: учитывая актуальность введения Федеральных образовательных стандартов, значимость преемственности и взаимосвязи ступеней образования предполагается, что обеспечение преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования будет эффективным при соблюдении следующих базовых условий:
- изучение представлений, опыта, проблем педагогов первой и второй ступеней образования по вопросам подготовки детей к школьному обучению;
- организация мероприятий по обмену опытом педагогов первой и второй ступеней образования по вопросам подготовки детей к школьному обучения;
- организация мероприятий по повышению квалификации педагогов через изучение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начальной школы;
- организация содержательного взаимодействия педагогов по определению эффективных мер подготовки ребенка к школьному обучению.
Методы исследования: изучение научной литературы, анкетирование, методы качественного и количественного анализа.
В основу разработки темы исследования были положены работы: Божович Л.Н. [7], Вархотовой Е.К. [9], Важновой С.А. [10], Выготского Л.С. [14], Гуткиной Н.И. [19], Козловой С.А. [25] и других.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка из 68 источников и двух приложений.
В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень знаний и умений, психического, физического и социального развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных организациях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики и природоведения.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить условия
обеспечения преемственности в деятельности педагогов первой и второй ступеней образования (на примере МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» г. Кодинска Кежемского района).
Исходя из данной цели, были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу с целью изучения сущности преемственности в образовании, особенности преемственности между организациями первой и второй ступеней образования.
2. Изучить представления, опыт и трудности педагогов по вопросам обеспечения преемственности между организациями первой и второй ступеней образования по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе на примере МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» г. Кодинска Кежемского района.
3. Выявить эффективные условия, необходимые для организации
преемственности между организациями первой и второй ступеней образования
4. Разработать программу по обеспечению преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования по подготовке детей к обучению в школе.
5. Обобщить полученные данные по теме исследования.
Объект исследования - преемственность деятельности педагогов первой и второй ступеней образования по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования - условия обеспечения преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования.
Гипотеза исследования: учитывая актуальность введения Федеральных образовательных стандартов, значимость преемственности и взаимосвязи ступеней образования предполагается, что обеспечение преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования будет эффективным при соблюдении следующих базовых условий:
- изучение представлений, опыта, проблем педагогов первой и второй ступеней образования по вопросам подготовки детей к школьному обучению;
- организация мероприятий по обмену опытом педагогов первой и второй ступеней образования по вопросам подготовки детей к школьному обучения;
- организация мероприятий по повышению квалификации педагогов через изучение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начальной школы;
- организация содержательного взаимодействия педагогов по определению эффективных мер подготовки ребенка к школьному обучению.
Методы исследования: изучение научной литературы, анкетирование, методы качественного и количественного анализа.
В основу разработки темы исследования были положены работы: Божович Л.Н. [7], Вархотовой Е.К. [9], Важновой С.А. [10], Выготского Л.С. [14], Гуткиной Н.И. [19], Козловой С.А. [25] и других.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка из 68 источников и двух приложений.
Преемственность - это двухсторонний процесс, направленный на оптимизацию образовательного и воспитательного процессов. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. Поиск путей реализации преемственности продолжает оставаться важнейшей задачей системы образования.
Успехи ребенка в школьном обучении во многом зависят от сформированности компетенций дошкольника. Организовать качественную подготовку ребенка к обучению в школе можно только при условии заинтересованности и тесного сотрудничества педагогов первой и второй ступеней образования. Создание системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубокой аналитической исследовательской деятельности от специалистов, изучающих проблему преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учиться как психологических новообразований в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в теории обучения. Следует выстраивать образовательный процесс на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционной развивающей основе, создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс.
Главным в преемственности является системность в деятельности организаций первой и второй ступеней образования. Преемственность дошкольного и начального школьного образования заключается в освоении дошкольниками целевых ориентиров, единстве требований по подготовке ребенка к школе, сотрудничестве и взаимодействии детского сада и школы, преемственности образовательных программ.
Учитывая актуальность введения Федеральных образовательных стандартов, значимость преемственности и взаимосвязи ступеней образования, на примере МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» г. Кодинска Кежемского района мы пришли к выводу, что проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием не теряет своей актуальности. Так, на примере педагогов МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» мы обнаруживаем противоречивые взгляды на то, какие компоненты готовности необходимы ребенку для успешного обучения в школе.
Анализ литературы и деятельности учреждений, изучение представлений педагогов о подготовке детей к школе показали, что для обеспечения преемственности деятельности педагогов первой и второй ступени образования требуется соблюдения следующих базовых условий:
- изучение представлений, опыта, проблем педагогов первой и второй ступени образования по вопросам подготовки детей к школьному обучению;
- организация мероприятий по обмену опытом педагогов первой и второй ступени образования по вопросам подготовки детей к школьному обучения;
- организация мероприятий по повышения квалификации педагогов через изучение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования и начальной школы;
- организация содержательного взаимодействия педагогов по определению эффективных мер подготовки ребенка к школьному обучению.
Для решения поставленной цели необходимо разработать и реализовать программу мер по обеспечению преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования. Разработанная и реализованная программа составлена с учетом вышеперечисленных базовых условий, направлена на достижение позитивных результатов в осуществлении преемственности между организациями первой и второй ступеней образования по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Основными направлениями работы по обеспечению преемственности детский сад-школа стали организационно - методическая работа с педагогами ДОО и школы, а также работа с детьми и их родителями. Методическая работа предполагала проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов детского сада и начальной школы, повышение квалификации. Работа с родителями - применение различных форм и методов работы с родителями по их просвещению в вопросе преемственности детский сад-школа.
Успехи ребенка в школьном обучении во многом зависят от сформированности компетенций дошкольника. Организовать качественную подготовку ребенка к обучению в школе можно только при условии заинтересованности и тесного сотрудничества педагогов первой и второй ступеней образования. Создание системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубокой аналитической исследовательской деятельности от специалистов, изучающих проблему преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учиться как психологических новообразований в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в теории обучения. Следует выстраивать образовательный процесс на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционной развивающей основе, создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс.
Главным в преемственности является системность в деятельности организаций первой и второй ступеней образования. Преемственность дошкольного и начального школьного образования заключается в освоении дошкольниками целевых ориентиров, единстве требований по подготовке ребенка к школе, сотрудничестве и взаимодействии детского сада и школы, преемственности образовательных программ.
Учитывая актуальность введения Федеральных образовательных стандартов, значимость преемственности и взаимосвязи ступеней образования, на примере МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» г. Кодинска Кежемского района мы пришли к выводу, что проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием не теряет своей актуальности. Так, на примере педагогов МКДОУ «Аленький цветочек» и МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4» мы обнаруживаем противоречивые взгляды на то, какие компоненты готовности необходимы ребенку для успешного обучения в школе.
Анализ литературы и деятельности учреждений, изучение представлений педагогов о подготовке детей к школе показали, что для обеспечения преемственности деятельности педагогов первой и второй ступени образования требуется соблюдения следующих базовых условий:
- изучение представлений, опыта, проблем педагогов первой и второй ступени образования по вопросам подготовки детей к школьному обучению;
- организация мероприятий по обмену опытом педагогов первой и второй ступени образования по вопросам подготовки детей к школьному обучения;
- организация мероприятий по повышения квалификации педагогов через изучение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования и начальной школы;
- организация содержательного взаимодействия педагогов по определению эффективных мер подготовки ребенка к школьному обучению.
Для решения поставленной цели необходимо разработать и реализовать программу мер по обеспечению преемственности деятельности педагогов первой и второй ступеней образования. Разработанная и реализованная программа составлена с учетом вышеперечисленных базовых условий, направлена на достижение позитивных результатов в осуществлении преемственности между организациями первой и второй ступеней образования по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Основными направлениями работы по обеспечению преемственности детский сад-школа стали организационно - методическая работа с педагогами ДОО и школы, а также работа с детьми и их родителями. Методическая работа предполагала проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов детского сада и начальной школы, повышение квалификации. Работа с родителями - применение различных форм и методов работы с родителями по их просвещению в вопросе преемственности детский сад-школа.
Подобные работы
- Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ И
НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НАУЧНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ В УСЛОВИЯХ
ГИБРИДИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие готовности студентов педагогического бакалавриата к реализации интерактивных технологий обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004





