ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА
ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 6
2. ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
2.1. Общая характеристика порядка и гарантий права на получение
квалифицированной юридической помощи 29
2.2. Гарантии реализации права на получение квалифицированной юридической помощи
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Закрепление в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) (далее Конституция РФ)1 права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ) является официальным признанием за ним качеств, присущих основным правам и свободам как элементу конституционного статуса человека и гражданина.
Вместе с тем, в научном плане данное право по-прежнему исследуется чаще всего лишь в процессуально-отраслевых аспектах - как право на получение квалифицированной юридической помощи в его приложении, в частности, к уголовному, гражданскому или арбитражному процессу.
Важным, однако, является исследование социальной и юридической природы, структурных элементов нормативного содержания
квалифицированной юридической помощи как конституционной категории, а уже на этой основе механизмов ее конкретизации в процессуальноотраслевом законодательстве.
Право на получение квалифицированной юридической помощи как элемент конституционного статуса человека и гражданина имеет двойственную юридическую природу: с одной стороны, это право каждого получать и требовать предоставления квалифицированной юридической помощи, которое можно соотнести с личными правами. В этом случае оно предстает как субъективное конституционное притязание человека на совершение обязанными лицами (организациями) ряда положительных действий в сфере оказания юридических услуг. Сама же по себе категория получения квалифицированной юридической помощи обладает в этом качестве достаточно высоким удельным весом материальных начал, в которых воплощаются субъективные возможности, заложенные в соответствующем конституционном праве и связанные с доступностью для человека и гражданина пользоваться квалифицированной юридической помощью как социально-правовым благом. С другой стороны, данное право является гарантией судебной защиты и соответственно всех других прав и свобод человека и гражданина.
В этом качестве право на квалифицированную юридическую помощь воплощает в себе процессуальные начала. Здесь субъективное право притязание как бы получает дополнительный слой нормативности, обретая процессуальную форму порядка, условий, форм своей реализации, а в итоге закрепленное в ст. 48 Конституции РФ право предстает как разновидность конституционно-процессуальных «прав-гарантий».
Объект исследования - общественные отношения, связанные с обеспечением конституционного права человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации, а также конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации в части, касающейся закрепления, а также путей реализации и обеспечения конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.
Цель исследования состоит в целостном, системном и обобщающем исследовании конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи и его обеспечении в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• охарактеризовать понятие, юридическую природу и содержание конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи;
• рассмотреть виды, формы и субъекты оказания квалифицированной юридической помощи;
• выявить общую характеристику механизма гарантирования права на получение квалифицированной юридической помощи;
- проанализировать гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются научные труды таких российских правоведов, юристов, авторов как: А.В Стремоухов ., Ю.А Куричев ., Е.Г. Тарло ., С.А Крючков ., и другие.
Исходя из возможностей дальнейшего исследования темы, учитывая недостаточность разработки некоторых теоретических и практических моментов, было проведено исследование, представленное в данной выпускной квалификационной работе.
Методологической основой исследования выступили: диалектический метод, системно-структурный метод, аналитический метод, анализ источников и научной литературы, обобщение отечественной практики, сравнение (компаративистский метод), анализ результатов деятельности.
Нормативно-правовая основа исследования представлена следующими нормативными правовыми актами: Конституцией РФ Федерации, федеральными законами, уставами субъектов Российской Федерации в части, касающейся права граждан на квалифицированную юридическую помощь и путей его реализации, постановлениями Конституционного Суда РФ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в нормативных характеристиках права на квалифицированную юридическую помощь процессуальные начала присутствуют уже в рамках его конституционного содержания.
Это имеет важное значение с точки зрения необходимости максимально полного выявления и обеспечения последовательной реализации как материальных, так и процессуальных элементов конституционного содержания данного права при его последующей конкретизации в отраслевом законодательстве. Вместе с тем следует констатировать, что до сих пор законодательство о юридической помощи не приобрело качества системности, в том числе, вероятно, и по той причине, что преобладает узкий подход к содержанию права на квалифицированную юридическую помощь как имеющего исключительно судебнопроцессуальное предназначение.
Важно отметить, что логика построения ст. 48 Конституции РФ заключается в том, что право на получение квалифицированной юридической помощи не ограничивается правом пользования помощью адвоката (и соответственно правом на защиту): они соотносятся между собой как общее и частное.
Иными словами, право на получение квалифицированной юридической помощи по своему нормативному содержанию шире и богаче, чем право на защиту; оно не ограничивается только лишь адвокатской практикой, но включает в себя, например, нотариальную, иные виды юридической помощи, имеющие важное значение при выстраивании гармоничных отношений между личностью и властью на основе права.
Между тем на формально-юридическом, законодательном уровне эти моменты не всегда учитываются, начиная с того, что в российском законодательстве до настоящего времени не закреплено понятие
«квалифицированная юридическая помощь»; законом не определены четкие, ясные, определенные требования к квалификации лиц, призванных на профессиональном уровне оказывать юридическую помощь, чем может быть поставлена под сомнение сама возможность надлежащей реализации соответствующего конституционного права; за пределами правового регулирования отношений, связанных с предоставлением
квалифицированной юридической помощи, остается множество вопросов по оказанию соответствующих услуг бесплатно, включая вопросы возмещения адвокатским палатам средств, затраченных ими на предоставление бесплатной юридической помощи; на федеральном уровне не установлены единые общероссийские (базовые), не зависящие от характера юридического процесса, в рамках которого лицу требуются соответствующие услуги, стандарты предоставления квалифицированной юридической помощи, в связи, с чем создается угроза нарушения принципа равенства права на квалифицированную юридическую помощь; в законодательстве отсутствуют ясные концептуальные подходы к разграничению полномочий по вопросам финансового обеспечения бесплатной юридической помощи между уровнями публичной власти, включая местное самоуправление. Разрешение названных и других проблем предполагает активную работу по выявлению и последовательной нормативно-правовой конкретизации закрепленных в Конституции РФ принципов и норм, определяющих фундаментальные основы права на квалифицированную юридическую помощь, которые могли бы получить свое законодательное закрепление в Федеральном законе «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации».
Данный подход, связанный с целесообразностью принять специальный законодательный акт в порядке конкретизации ст. 48 Конституции РФ, нашел признание (по крайней мере, косвенное) и в одном из недавно принятых постановлений Конституционного Суда РФ, которое получило достаточно широкую известность как решение по делу о «гонораре успеха».
В предлагаемом Законе могли бы получить всестороннюю, комплексную конкретизацию как материальные, так и процессуальные начала конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Одновременно - что является следствием предлагаемого подхода к пониманию природы права на получение квалифицированной юридической помощи - в правовом регулировании данной сферы общественных отношений могли бы получить закрепление нормативные правовые оценки с точки зрения поиска надлежащего баланса между публичными и частными началами. Они воплощаются соответственно в конституционно значимых публичных ценностях квалифицированной и доступной (в том числе в ряде случаев - бесплатной) юридической помощи, с одной стороны, и в правомочиях сторон в рамках гражданско-правовых отношений частного характера по оказанию юридической помощи, включая возможность установления справедливого размера ее оплаты, - с другой. Это, в свою очередь, предполагает обеспечение законодателем разумного баланса диспозитивного и императивного методов правового воздействия в данной сфере, сочетания частных и публичных интересов, адекватного их юридической природе.
В целях закрепления процессуального равенства участников уголовного производства целесообразно внести действующие законодательные акты РФ следующие изменения:
1) Дополнить часть 3 статьи 45 УПК РФ следующим абзацем :
«Адвокат — представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя вправе также собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч.3 ст.86 настоящего кодекса, привлекать специалиста в соответствии со ст.58 настоящего кодекса».
2) Части 2 и 3 статьи 86 УПК РФ изложить в следующей редакции :
«2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их законные представители и представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.
З.Адвокат, выступающий в деле в качестве защитника или представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, вправе собирать доказательства путем:
а) получения предметов, документов и иных сведений;
б) опроса лиц с их согласия;
в) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы и их копии».
3) Изложить норму подп.1 п.З ст.6 № 63-ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» в следующей редакции:
«собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в срок не позднее семи дней со дня получения запроса адвоката обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии, либо направить в адрес адвоката мотивированный отказ с указанием причин и оснований неисполнения запроса. Неисполнение требования адвоката о предоставлении запрашиваемых им сведений влечет ответственность, установленную законодательством РФ об административных правонарушениях».
4) Дополнить подп.1 п.З ст.6 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» следующей формулировкой:
«В случае незаконного отказа в выдаче адвокату запрошенных сведений и документов или их непредставления в установленный срок указанные органы и должностные лица несут административную ответственность»
В Кодекс РФ об административных правонарушениях внести корреспондирующую статью об административной ответственности должностных лиц за непредставление сведений адвокату.
В заключение еще раз подчеркну, что достижение целей комплексного правового регулирования общественных отношений по оказанию квалифицированной юридической помощи на основе баланса публичных и частных, диспозитивных и императивных начал предполагает необходимость принятия специального федерального закона комплексного характера о квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
1. Бортникова Н.А. Бесплатная юридическая помощь в гражданском судопроизводстве // Российский судья. 2014. № 5. 105-106 с.
2. Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 2014. 185 с.
3. Гегель Г.В. Философия права. М.: 2013. 460 с.
4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2013 г. № 324-ФЗ « О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации » (постатейный) / Под общ. ред. Ю.А. Дмитриева.
5. Кашковский В.С. Юридическая помощь как правовая категория и социально-правовое явление: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов: Тамбовский государственный университет. 2013. 205 с.
6. Крусс В.И. Теория конституционного право пользования. М.: 2013. 556 с.
7. Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2014. № 12. 323 с.
8. Крючков С.А. Социальные аспекты развития рынка юридических услуг (опыт социологического исследования) // Социологические исследования. 2014. № 3. 533 с.
9. Кудрявцев В.Л. Конституционно-правовой институт
10. квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации // Государство и право. 2015. № 2. 288 с.
11. Куричев Ю.А. Доступность юридической помощи - общий принцип правосудия // Правоведение. 2013. № 5. 378 с.
12. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: 2014. 195 с.
13. Лисицын В.В., Еримихина Е.В., Харченко А.В. Россия наконец-то обрела Закон о бесплатной юридической помощи! // Юридический мир. 2014. № 1. 113-114 с.
14. Манафов А.Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М.: 2014. 181 с.
15. Мельниченко Р.Г. Конституционное право на юридическую помощь: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград. 2013. 201 с....27