ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА 6
2. ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР .. 12
2.1. Государственный земельный надзор 12
2.2. Муниципальный земельный контроль 21
2.3. Общественный земельный контроль 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА 6
2. ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР .. 12
2.1. Государственный земельный надзор 12
2.2. Муниципальный земельный контроль 21
2.3. Общественный земельный контроль 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Конституцией Российской Федерации1 (далее Конституция РФ) (ст. 9) устанавливается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этого следует, что организация и управление землепользованием - важное направление социально-политической деятельности государства.
На сегодняшний день у участников земельных отношений имеется весьма широкий объем прав по владению и пользованию землей. Чтобы их деятельность не была бесконтрольной необходимо со стороны государственных органов и органов местного самоуправления осуществление систематического контроля и надзора. Следовательно, у государства должен быть механизм регулирования и обеспечения рационального использования и охраны земель. Для этого существует государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, которые представляют собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений и имеют своей целью сохранение земли как природного ресурса, предупреждение, выявление, пресечение правонарушений.
С другой стороны, исходя из основных принципов земельного законодательства, участие граждан, общественных объединений и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, играет немаловажную роль. В силу это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, то есть издаваемые ими акты, принимаемые ими решения, затрагивающие земельноправовые отношения, также должна подлежать общественной проверке, анализу и оценке. Для этих целей в земельном законодательстве предусмотрен институт общественного земельного контроля.
Земельный контроль и надзор составляют систему функций, направленных на соблюдение земельного законодательства, охрану земель, обеспечение исполнения установленных требований пользования землей. Важной задачей, стоящей перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, является повышение эффективности мер государственного регулирования.
Объектом исследования являются земельные отношения, возникающие при осуществлении земельного контроля и надзора.
Предметом исследования данной работы являются нормы права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Целью данной работы является исследование теоретико-правовых и практических основ земельного контроля и надзора. В связи с указанной целью поставлены следующие задачи:
• определить правовую основу земельного контроля и надзора;
• рассмотреть понятия земельного контроля и надзора;
• рассмотреть понятие и характеристику государственного земельного надзора;
• исследовать виды земельного контроля;
• рассмотреть механизм осуществления земельного контроля и надзора;
• проанализировать правоприменительную практику;
• выявить проблемы осуществления земельного контроля и надзора.
Теоретической основой исследования выступают труды С.Ю. Королева, И.В. Пархоменко, А.А. Плотникова, А.Ф. Ивлевой, Н.А. Луниной, А.А. Савченко и др.
Методологическую основу исследования составляют такие методы, как анализ, синтез, обобщение, сравнительно-правовой, нормативноаналитический.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Земельный кодекс Российской Федерации2 (далее ЗК РФ), Федеральный закон «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»3, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях4 (далее КоАП РФ) и действующее законодательство Российской Федерации.
Работа состоит из введения, 2-х глав, анализа правоприменительной практики, заключения, списка использованных источников.
На сегодняшний день у участников земельных отношений имеется весьма широкий объем прав по владению и пользованию землей. Чтобы их деятельность не была бесконтрольной необходимо со стороны государственных органов и органов местного самоуправления осуществление систематического контроля и надзора. Следовательно, у государства должен быть механизм регулирования и обеспечения рационального использования и охраны земель. Для этого существует государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль, которые представляют собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений и имеют своей целью сохранение земли как природного ресурса, предупреждение, выявление, пресечение правонарушений.
С другой стороны, исходя из основных принципов земельного законодательства, участие граждан, общественных объединений и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, играет немаловажную роль. В силу это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, то есть издаваемые ими акты, принимаемые ими решения, затрагивающие земельноправовые отношения, также должна подлежать общественной проверке, анализу и оценке. Для этих целей в земельном законодательстве предусмотрен институт общественного земельного контроля.
Земельный контроль и надзор составляют систему функций, направленных на соблюдение земельного законодательства, охрану земель, обеспечение исполнения установленных требований пользования землей. Важной задачей, стоящей перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, является повышение эффективности мер государственного регулирования.
Объектом исследования являются земельные отношения, возникающие при осуществлении земельного контроля и надзора.
Предметом исследования данной работы являются нормы права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Целью данной работы является исследование теоретико-правовых и практических основ земельного контроля и надзора. В связи с указанной целью поставлены следующие задачи:
• определить правовую основу земельного контроля и надзора;
• рассмотреть понятия земельного контроля и надзора;
• рассмотреть понятие и характеристику государственного земельного надзора;
• исследовать виды земельного контроля;
• рассмотреть механизм осуществления земельного контроля и надзора;
• проанализировать правоприменительную практику;
• выявить проблемы осуществления земельного контроля и надзора.
Теоретической основой исследования выступают труды С.Ю. Королева, И.В. Пархоменко, А.А. Плотникова, А.Ф. Ивлевой, Н.А. Луниной, А.А. Савченко и др.
Методологическую основу исследования составляют такие методы, как анализ, синтез, обобщение, сравнительно-правовой, нормативноаналитический.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Земельный кодекс Российской Федерации2 (далее ЗК РФ), Федеральный закон «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»3, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях4 (далее КоАП РФ) и действующее законодательство Российской Федерации.
Работа состоит из введения, 2-х глав, анализа правоприменительной практики, заключения, списка использованных источников.
Проведенный анализ действующего законодательства Российской Федерации в области земельного контроля и надзора, а также научной литературы позволяет сформулировать выводы и предложения, имеющие научное и практическое значение, по его совершенствованию.
В научной литературе многие авторы различают понятия «контроля» и «надзора», а в законодательстве Российской Федерации нет единообразного подхода в их понимании. Зачастую «контроль» и «надзор» используются как синонимы. Кроме того цели, функции, задачи и принципы осуществления земельного контроля и надзора совпадают, а иногда и идентичны. Следовательно, необходимо более четко разграничить понятия «контроля» и «надзора», а именно привести Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральный закон «О техническом регулировании» в соответствие с положениями главы XII «Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль» ЗК РФ.
В отношении совершенствования государственного земельного надзора на сегодняшний день предпринимаются определенные шаги, одним из которых является введение административного обследования объектов земельных отношений, как альтернативной процедуры земельного надзора, что позволяет оперативно получать информацию о состоянии законности в данной сфере, для более быстрого устранения нарушений.
Относительно муниципального земельного контроля наблюдается недостаточная обеспеченность правовой регламентации его осуществления.
Одним из вопросов, требующих решения, является вопрос о субъектах муниципального контроля. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит 39
к вопросам местного значения сельских поселений осуществление муниципального земельного контроля в границах поселений, а к вопросам местного значения муниципальных районов - осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района. Но вследствие отсутствия финансовой возможности большинства поселений осуществлять полномочия по земельному контролю, считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относительно передачи указанных полномочий от поселений на уровень муниципальных районов.
Соответственно, предлагаем исключить из п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения»; а п. 35 ст. 15 изложить в следующей редакции: «осуществление муниципального земельного контроля в границах поселений и на межселенной территории муниципального района.
Существует неоднозначность определения объектов муниципального земельного контроля, так как каждое муниципальное образование, утверждая положение о земельном контроле, трактуют объект по своему усмотрению. Чтобы избежать различных трактовок, предлагаем дополнить ст. 72 ЗК РФ частью 3.1 «Объектами муниципального земельного контроля являются объекты земельных отношений, расположенные в границах муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством».
Следующий вопрос, требующий внимания, это неполная реализация правовосстановительной функции органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, так как в их полномочия не входит право составлять протоколы об административных правонарушениях в целях привлечения к административной ответственности, при выявлении нарушений требования законодательства. Для повышения эффективности муниципального земельного контроля разумно будет наделить органы муниципального земельного контроля указанными полномочиями, а именно переименовать ст. 23.21 КоАП РФ в «Органы, осуществляющие государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль» и добавить в ч. 1 данной статьи после слов «земельный надзор» слова «и муниципальный земельный контроль», и в ч. 2 добавить п. 7 «муниципальный земельный инспектор».
Далее требуется привести в соответствие со ст. 23.21 КоАП РФ статью 72 ЗК РФ, а именно п. 6 исключить, а пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность составляется акт проверки и к нему прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Целесообразно также включить в региональные акты статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушение земельного законодательства, для более эффективного осуществления муниципального земельного контроля.
Институт общественного земельного контроля также нуждается в существенных изменениях, так как на данный момент ЗК РФ содержит только одну норму, посвященную общественному земельному контролю, в которой указаны только субъекты контроля и его предмет.
Необходимо заметить, что ЗК РФ не предусматривает формы осуществления общественного земельного контроля и чтобы учесть его специфику необходимо на законодательном уровне необходимо их определить и закрепить. Считаем целесообразным добавить в ЗК РФ ст. 72.2 «Формы осуществления общественного земельного контроля».
К формам осуществления общественного земельного контроля можно отнести:
• обращения граждан в органы местного самоуправления, касающиеся земельного контроля и надзора;
• проведение публичных слушаний по вопросам, относящимся к предмету общественного земельного контроля;
• правотворческая инициатива граждан, по вопросам, относящимся к предмету общественного земельного контроля;
• собрания граждан, для обсуждения вопросов, относящихся к предмету общественного земельного контроля.
Проведенный анализ судебных решений показывает, что в основном при рассмотрении дел, связанных с процедурой земельного контроля и надзора, правонарушители привлекаются к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный земельный надзор или муниципальный земельный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), а также за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).
Подводя итоги можно сделать вывод, что нормативная правовая основа Российской Федерации в области земельного контроля и надзора в настоящее время находится в развитии.
В научной литературе многие авторы различают понятия «контроля» и «надзора», а в законодательстве Российской Федерации нет единообразного подхода в их понимании. Зачастую «контроль» и «надзор» используются как синонимы. Кроме того цели, функции, задачи и принципы осуществления земельного контроля и надзора совпадают, а иногда и идентичны. Следовательно, необходимо более четко разграничить понятия «контроля» и «надзора», а именно привести Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральный закон «О техническом регулировании» в соответствие с положениями главы XII «Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль» ЗК РФ.
В отношении совершенствования государственного земельного надзора на сегодняшний день предпринимаются определенные шаги, одним из которых является введение административного обследования объектов земельных отношений, как альтернативной процедуры земельного надзора, что позволяет оперативно получать информацию о состоянии законности в данной сфере, для более быстрого устранения нарушений.
Относительно муниципального земельного контроля наблюдается недостаточная обеспеченность правовой регламентации его осуществления.
Одним из вопросов, требующих решения, является вопрос о субъектах муниципального контроля. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит 39
к вопросам местного значения сельских поселений осуществление муниципального земельного контроля в границах поселений, а к вопросам местного значения муниципальных районов - осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района. Но вследствие отсутствия финансовой возможности большинства поселений осуществлять полномочия по земельному контролю, считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относительно передачи указанных полномочий от поселений на уровень муниципальных районов.
Соответственно, предлагаем исключить из п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения»; а п. 35 ст. 15 изложить в следующей редакции: «осуществление муниципального земельного контроля в границах поселений и на межселенной территории муниципального района.
Существует неоднозначность определения объектов муниципального земельного контроля, так как каждое муниципальное образование, утверждая положение о земельном контроле, трактуют объект по своему усмотрению. Чтобы избежать различных трактовок, предлагаем дополнить ст. 72 ЗК РФ частью 3.1 «Объектами муниципального земельного контроля являются объекты земельных отношений, расположенные в границах муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством».
Следующий вопрос, требующий внимания, это неполная реализация правовосстановительной функции органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, так как в их полномочия не входит право составлять протоколы об административных правонарушениях в целях привлечения к административной ответственности, при выявлении нарушений требования законодательства. Для повышения эффективности муниципального земельного контроля разумно будет наделить органы муниципального земельного контроля указанными полномочиями, а именно переименовать ст. 23.21 КоАП РФ в «Органы, осуществляющие государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль» и добавить в ч. 1 данной статьи после слов «земельный надзор» слова «и муниципальный земельный контроль», и в ч. 2 добавить п. 7 «муниципальный земельный инспектор».
Далее требуется привести в соответствие со ст. 23.21 КоАП РФ статью 72 ЗК РФ, а именно п. 6 исключить, а пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность составляется акт проверки и к нему прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Целесообразно также включить в региональные акты статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушение земельного законодательства, для более эффективного осуществления муниципального земельного контроля.
Институт общественного земельного контроля также нуждается в существенных изменениях, так как на данный момент ЗК РФ содержит только одну норму, посвященную общественному земельному контролю, в которой указаны только субъекты контроля и его предмет.
Необходимо заметить, что ЗК РФ не предусматривает формы осуществления общественного земельного контроля и чтобы учесть его специфику необходимо на законодательном уровне необходимо их определить и закрепить. Считаем целесообразным добавить в ЗК РФ ст. 72.2 «Формы осуществления общественного земельного контроля».
К формам осуществления общественного земельного контроля можно отнести:
• обращения граждан в органы местного самоуправления, касающиеся земельного контроля и надзора;
• проведение публичных слушаний по вопросам, относящимся к предмету общественного земельного контроля;
• правотворческая инициатива граждан, по вопросам, относящимся к предмету общественного земельного контроля;
• собрания граждан, для обсуждения вопросов, относящихся к предмету общественного земельного контроля.
Проведенный анализ судебных решений показывает, что в основном при рассмотрении дел, связанных с процедурой земельного контроля и надзора, правонарушители привлекаются к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный земельный надзор или муниципальный земельный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), а также за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).
Подводя итоги можно сделать вывод, что нормативная правовая основа Российской Федерации в области земельного контроля и надзора в настоящее время находится в развитии.
Подобные работы
- АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Предпринимательская деятельность как объект государственного контроля (надзора) (правовые аспекты)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Государственный земельный надзор в РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Эффективность ведения государственного земельного контроля (Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия)
Магистерская диссертация, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - Контроль и надзор в правовом государстве
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Тенденции развития законодательства о государственном контроле за деятельностью резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовой статус кредитных потребительских кооперативов (Севастопольский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025





