Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты организации профориентационной работы с использованием метода проектов в психолого-педагогических
классах 8
1.1 Понятие профориентационной работы, её функции и принципы
организации 8
1.2 Психолого-педагогические классы как проект по ранней
профессиональной адаптации 13
1.3 Основные характеристики метода проектов как практико-ориентированного метода обучения 16
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Реализация проекта «телеконкурс» при проведении профориентационной работы на уроках английского языка в психолого¬
педагогических классах 23
2.1 Проект «телеконкурс» в рамках урочной деятельности в области
иностранного языка 23
2.2 Анализ УМК «Английский язык. Rainbow English. 11 класс» 26
2.3 Методические рекомендации по реализации проекта «телеконкурс» в
психолого-педагогических классах 30
2.4 Реализация проекта «телеконкурс» на уроке английского языка в
психолого-педагогических классах 39
Выводы по Главе 2 47
Заключение 49
Список использованных источников 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 68
ПРИЛОЖЕНИЕ И 69
ПРИЛОЖЕНИЕ К 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Каждому человеку в течение жизни приходится сталкиваться с различными задачами и вопросами, требующими решения. Одной из ключевых задач, с которой сталкиваются обучающиеся старших классов и их родители, является выбор профессии. Организация профориентационной работы в учебных заведениях представляет собой сложный процесс, в ходе которого обучающиеся получают возможность самостоятельно и творчески применять свои знания на практике, оценивая свою готовность к выбору профессии. Современное образование требует инновационного подхода как в методологии обучения в целом, так и в отдельных методиках преподавания различных предметов.
Несмотря на довольно большое количество методических исследований, изучающих вопросы использования новых информационных технологий в образовании, практически нет работ, посвященных таким инновационным формам обучения, целью которых является повышение эффективности профориентационной деятельности обучающихся, как телекоммуникационные проекты. Интеграция проектной деятельности, предметной подготовки и профориентационной работы позволяет одновременно выполнить требования ФГОС и удовлетворить личностный образовательный запрос обучающихся психолого-педагогических классов. Конкретное использование телеконкурса как типа проекта позволяет также развивать медиакомпетенцию и реализовать творческий потенциал обучающихся, что является необходимым в современном обществе. Необходимость обучения проектной практико-ориентированной деятельности в процессе изучения иностранного языка для решения проблем профессиональной ориентации обусловила актуальность нашего исследования.
Объектом исследования служит профориентационная работа в психолого-педагогических классах.
Предметом исследования является возможность использования проекта «телеконкурс» на уроках английского языка в целях профессиональной ориентации.
Цель исследования - выявить профориентационный потенциал проектного метода «телеконкурс» на уроках английского языка в психолого-педагогических классах...
В современном обществе усиливается внимание к профориентационной деятельности обучающегося, ведь в настоящее время поколение Z имеет много возможностей для саморазвития, но порой молодые люди теряются в больших потоках информации и боятся ошибиться в выборе жизненного пути. Соответственно, деятельность психолого-педагогических классов и рассматривание таких классов как проектов по ранней профессиональной адаптации значительно меняет подход к обучению и увеличивает значимость образования как средства выстраивания собственной профессионально¬образовательной траектории.
В основе практико-ориентированный подхода к осуществлению профориентационной работы обучающихся психолого-педагогических классов лежит организация социально-педагогической практики, которая связана с реальной действительностью и направлена на выявление склонностей к педагогической деятельности, развитие мотивации и формирование профессионально-личностного самоопределения. Такие проекты по ранней профессиональной адаптации, как психолого-педагогические классы, помогают обучающимся подойти к образованию с точки зрения практико-ориентированного подхода: организовать
профориентационную работу, оценить свои способности на рынке труда и уменьшить количество случаев неправильного выбора профессии.
На уроках английского языка проектная работа по методу «телеконкурс» направлена на организацию социально-педагогической практики
обучающихся за счёт информации полученной и собранной в ходе выполнения проектной деятельности и на занятиях английского языка, на развитие мотивации обучающихся к предметной и профессиональной деятельности. Практико-ориентированная проектная деятельность с использованием телеконкурса требует определенных принципов организации, цель которых - организовать работу обучающихся в соответствии с их потребностями и интересами, развить педагогические и организационные навыки, удовлетворяя требованиям ФГОС.
В ходе нашего исследования были разработаны методические рекомендации, которые описывают особенности работы над конкретной учебной темой с целью реализации практико-ориентированной направленности обучения с использованием телеконкурса в психолого-педагогических классах в соответствии с требованиями ФГОС.
Разработанные методические рекомендации направлены на повышение мотивации обучающихся к учебному процессу на уроках английского языка и на развитие профессиональных навыков и качеств обучающихся психолого- педагогических классов. Реализация проекта «телеконкурс» в целях профориентационной работы в психолого-педагогических классах может быть одним из действенных инструментов, способствующих активизации профориентационного процесса и развитию ключевых компетенций у обучающихся на этапе среднего общего образования.
1. Арюкова Е. А. Профориентационная составляющая проектно-
исследовательской деятельности // Химия в школе. 2021. № 5. С. 61-64.
2. Врублевская Е.Г., Даринская Л.А. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.
3. ВЦИОМ. Данные опросов: запрос на образование. [Электронный ресурс]. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10782 (дата обращения: 10.06.2024).
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 c.
5. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / под. общ. ред. Е.Л. Солдатовой. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.
6. Жильцова Н.Н. Организация проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО. Технология проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/672827? (дата обращения: 10.06.2024).
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
8. Климов К.А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 144 с.
9. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 992 с.
10. Мансурова С.Е., Расташанская Т.В., Табаровская К.А. Концепция профильных психолого-педагогических классов / под. общ. ред. Н.А. Родиной. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 62 с.
11. Мирошниченко Н. И. Нетрадиционные формы урока, возможности их использования в учебном процессе по иностранному языку в младших классах // Вестник ТГПИ. 2012. №1. С. 53-58.
12. Омарова В.Д, Демиденко Р.Г. Цели, задачи, основные принципы
организации профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/ (дата обращения:
01.06.2022).
13. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе современной школы // Инновации в образовании. 2011. №5. С. 51-57.
14. Петрова М.Г. Использование телеконкурса с целью реализации регионально-национального компонента в содержании обучения иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2007. №4. С. 98-100.
15. Петрова М.Г. Телеконкурс как эффективное средство реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки школьников: на материале английского языка: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2007. 164 с...30